Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста для занятий футболом в группах начальной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 08.01.2015

Статья просмотрена: 7848 раз

Библиографическое описание:

Кошбахтиев, И. А. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста для занятий футболом в группах начальной подготовки / И. А. Кошбахтиев, Н. А. Кайпов, И. Ю. Разуваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14711/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассматриваются возрастные анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств детей младшего возраста.

Ключевые слова: факторы внешней среды, анатомо-физиологические особенности, развитие двигательных качеств, дети младшего возраста.

 

В 1993 году страны центральной Азии создали международный фонд спасения Арала (МФСА). Группой специалистов [8] было установлено, что состояние здоровья населения зоны Приаралья вызывает беспокойство. Увеличились случаи респираторных заболеваний.

С этой целью необходимо организовать спортивные секции для детей, подростков по различным видам спорта.

Организация и методика таких занятий должна способствовать решению широкого комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач, в том числе:

-          обеспечение полноценного физического развития и укрепления здоровья учащихся;

-          воспитание волевых качеств и характера;

-          формирование устойчивой привычки к систематическим спортивным занятиям;

-          развитие физических качеств;

-          овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях.

В то же время, подготовка юных спортсменов отличается особой многогранностью. Это объясняется, во-первых, анатомо-физиологическими особенностями детей, подростков, во-вторых многообразием педагогических задач. Для тренера необходимо знать не только содержание и специальные методы обучения, тренировки, но и глубоко разбираться и понимать специфику педагогического процесса, обусловленного особенностями детского организма.

Далее рассмотрим концепцию тренеров, учёных, исследователей, физиологов на проблему подготовки детей и подростков различными видами спорта.

Специалист [3] высказывает следующее мнение о том, что для применения рациональной методики обучения юных баскетболистов, необходимо знать закономерность возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и физиологическом состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.

Возраст 11–12 лет характеризуется относительным замедлением роста тела и более интенсивным прибавлением веса. Кости скелета в этом возрасте еще не достаточно прочны, связки суставов эластичны и растяжимы, мышцы развиты относительно слабо. Относительная слабость мышечной системы детей предрасполагает к деформации позвоночника и грудной клетки, к нарушениям нормальной осанки.

У мальчиков прирост веса мышц по отношению к весу тела больше чем у девочек, а следовательно, и лучше развита мышечная сила.

У детей 11–12 лет организм в целом развивается активнее, чем у взрослых, поэтому общее количество крови по отношению к весу тела у них больше, а также больше величины ударного и минутного объёма крови по отношению к единице веса тела. Однако, абсолютная величина ударного и минутного объёмов крови у детей и подростков значительно меньше, чем у взрослых. Сила и частота сердечных сокращений оказывается у детей больше, чем у взрослых. Так, частота пульса в покое у них 88–90 ударов в минуту.

У детей относительно широкие отверстия в сердце и просветы сосудов, в связи с чем облегчается перемещение крови, создаются условия для большей скорости кровотока и меньшего сопротивления периферических сосудов. Артериальное давление равно в среднем 165/65 мм.рт.ст. Жизненная ёмкость легких в среднем равна 1600–1800 см³, частота дыхательных движений — 20–22 в 1 минуту.

При физической нагрузке пульс и дыхание значительно учащаются, ударный объём крови и подъём максимального артериального давления меньше, чем в старшем возрасте, восстановление этих показателей до уровня покоя замедлено. Функциональные возможности организма детей 11–12 лет невысокие.

Известно, что костный аппарат детей очень гибок и легко поддаётся неблагоприятным влияниям, искривляется. Поэтому даются упражнения на выработку правильной осанки. Корригирующие упражнения занимают значительное место среди специальных баскетбольных упражнений.

Внимание у детей этого возраста очень неустойчиво. Они не умеют ни сосредотачивать, ни распределять своё внимание, легко отвлекаются от предмета, на котором следует сконцентрировать внимание. Искусственное возбуждение их интереса привлекается новизной упражнений. Каждое задание юные баскетболисты выполняют 7–10 минут, а потом предлагаются новые упражнения, резко отличающиеся по характеру от предыдущего. Быстрое переключение от одного приёма к другому не утомляет детей, поддерживает у них стойкий интерес к обучению [4].

В то же время возраст 12 лет является узловым периодом в развитии организма мальчиков в условиях баскетбольного тренинга, когда окончательно устанавливаются важные механизмы регуляции сердечной деятельности. В данном возрастном периоде рекомендуется снижение объёма физических нагрузок. В возрасте 14–15 лет у юных баскетболистов наступает стабилизация вегетативного баланса. Рекомендуется снижение объёма спортивных физических нагрузок с целью недопущения развития процессов дезадаптации [3].

Содержание занятий лёгкой атлетикой с детьми и подростками зависит от возрастных особенностей, которые следует учитывать при планировании, построении и проведении занятий. Кроме того, нужно иметь в виду, что по своему биологическому развитию дети одной возрастной группы отличаются от средних данных другой возрастной группы на два, или даже более показателя в ту и в другую сторону [7,9].

По мнению известных тренеров [7] длительные напряжения, сильные толчки, связанные с жёстким приземлением на твёрдый грунт, поднимание и бросание тяжёлых предметов (штанга, ядро, диск и др.) могут повредить диэпифизорный хрящ, привести к искривлению позвоночника, нежелательным изменениям в грудной клетке и в строении костей рук. Чтобы костная система развивалась нормально, нужно правильно подбирать и умело дозировать упражнения. Наиболее ценными из них являются бег и прыжки.

При работе с детьми следует не забывать об анатомо-физиологических и психических особенностях возрастного развития, что на занятиях допустимы значительные нагрузки. Однако, следует помнить, что эти нагрузки должны быть не продолжительными и обязательно чередоваться с активным отдыхом. Для этого при обучении нужно чаще применять подвижные игры, упражнения имитирующие игровые приёмы, учебные игры по упрощенным правилам и с уменьшенным количеством участников, соревнования в выполнении отдельных игровых приёмов [1, 9].

Развитие мышечной силы соразмерно с возрастными возможностями ребенка и имеет важное значение для всестороннего совершенствования его двигательных качеств.

Исследованиями многих авторов доказано, что развитие силы различных мышечных групп происходит у детей и подростков гетерохронно [5, 2].

С 7–8 до 11–12 лет сила мышц возрастает в среднем на 30–60 %. Темп прироста силы отдельных крупных мышечных групп у младших школьников неравномерный. Наиболее интенсивно, особенно с 10–11 лет развивается сила разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и сгибателей и разгибателей предплечья и голени.

В младшем школьном возрасте более выраженный прирост силы у мальчиков отмечается с 11–12 лет. К этому же периоду у детей начинает проявляться, преимущественно, сила мышц правой руки. В подростковом возрасте мышечная сила развивается весьма ускоренно.

Изучение выносливости школьников к работе разной интенсивности (60, 70 и 90 % от максимума) показывает, что наибольший темп прироста выносливости к циклической работе интенсивностью 90 % наблюдается у мальчиков в 10–14 лет [9].

За счёт интенсивного развития в 7–11 лет двигательных функций, обеспечивающих быстроту движений (частоту, скорость движений, время реакции) подростки очень хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам и могут показывать отличные результаты в беге, плавании, то есть там, где быстрота движений имеет ведущее значение. У младших школьников имеются все морфофункциональные предпосылки для развития такого качества, как гибкость. Большая подвижность позвоночного столба, высокая растяжимость связочного аппарата обуславливают высокий прирост гибкости в 7–10 лет [6].

Особенно заметно влияние физических упражнений на развитие костной системы. Наибольшей подвижностью обладает позвоночник у детей 8–10 лет.

Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека относительно коротка и сужена в пяточной области. У детей на стопе больше развита подкожная жировая клетчатка. Надо учитывать, что объём движений в стопе у детей больше, чем у взрослых. Формирование сводов стопы завершается к 11–12 годам, вся стопа формируется к 16–18 годам. Поэтому чрезмерные нагрузки в этот период могут привести к плоскостопию.

Важное значение имеют особенности развития мышечной системы у детей. С возрастом, объём, структура, химический состав и функции мышц меняются. У детей 8–10 лет мышечная система еще развита слабо. Процентное соотношение мышечной массы к массе тела составляет 27,2 %, в 14–15 лет этот показатель равен 32,6 %, у юношей 18 лет он составляет 44,2 %.

В период 8–12 лет прирост силы мышц верхних конечностей происходит интенсивнее, чем нижних, средний прирост силы сгибателей голени равен 3,6 кг, а сгибателей кисти 3,5 кг.

Работоспособность детей и подростков, а так же приспособляемость их к физическим нагрузкам определяются состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем [2].

Время кругооборота крови меняется с возрастом:

6–10 лет — 16 сек;

11–13 лет — 17 сек;

14–16 лет — 18 сек.

В детском и подростковом возрасте сердечная мышца еще не достигает завершения своего развития. Минутный объём крови с возрастом увеличивается, а величина минутного объёма на 1 кг веса уменьшается. Эти показатели характеризуются следующими величинами:

8 лет — 2240 и 88 см³

15 лет — 3150 и 70 см³

С возрастом повышается артериальное давление крови, которое характеризуется величинами:

Возраст

Максимальное

Минимальное

7–8 лет

99 мм.рт.ст.

64 мм.рт.ст.

9–12 лет

105 мм.рт.ст.

70 мм.рт.мт.

 

Следует отметить, что благоприятной особенностью сердечно-сосудистой системы детей является то, что относительное количество крови у детей больше чем у взрослых. Артерии детей отличаются большей эластичностью, капилляры широкие, вены узкие. Вследствие этого ткани детей питаются кровью интенсивнее, чем у взрослых, процесс окисления протекает более активно. Поэтому у детей наблюдается более короткий период восстановления по сравнению со взрослыми.

Дыхательная система у детей находится в стадии развития, частота дыхания быстро изменяется под влиянием различных величин и внутренних воздействий (таблица 1).

Таблица 1

Данные легочной вентиляции (мл)

Возраст (лет)

В покое

Стоя

При ходьбе

При беге

8–9

4500

5500

11500

45000

10–13

5500

7000

15000

55000

 

Важное значение имеют показатели, характеризующие возрастную динамику функционального состояния аппарата дыхания у детей. Жизненная ёмкость лёгких с возрастом увеличивается и достигает следующих величин:

7 лет — 1400 мл;

12–14 лет — 2200 мл.

Изменяется так же количество поглощения кислорода из одного литра воздуха.

8–10 лет — 35–36 мл;

14–16 лет — 38–43 мл.

В связи с этим занятия футболом на воздухе имеют большое значение для улучшения работы органов дыхания детей, подростков в условиях неблагоприятных факторов внешней среды Приаралья, где наблюдается увеличение заболеваний органов дыхательной системы.

 

Литература:

 

1.         Антипов Е. Е., Никитюк Б. А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта. М. — 1941. — 82с.

2.         Городниченко Э. А. Возрастные изменения статической выносливости и силы разных групп мышц у школьников 8–17 лет / Развитие двигательных качеств школьников. М. Просвещение, 1987. — С. 44–49.

3.         Зельдович Т. Подготовка юных баскетболистов. Учебное пособие. М. ФиС. 1964. — 216 с.

4.         Зинин А. Детский баскетбол. М. ФиС. 1969. -183 с.

5.         Коробков А. В. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе. Автореферат дис. док. пед. наук. М. 1958. — 28 с.

6.         Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М. «Педагогика». 1979. — 76 с.

7.         Озолин Н. Г., Марков Д. П. Лёгкая атлетика. Учебник. М. ФиС. 1972. — 672 с.

8.         Чернов Н. Л., Федотова В. Г. Выносливость и методы её развития у лиц разного пола и возраста / Мат. 3-й Всесоюзн. науч. конф. По проблемам юношеского спорта. М. 1973. — С. 44–46

9.         Шаханская А. В., Кузьмин А. А., Даутов Ю. Ю., Петрова Т. Т. Влияние нагрузок на функциональное состояние и регуляторно-адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы юных баскетболистов с учётом соматотипологической принадлежности. // Теория и практика физической культуры. 2014. -№ 11. — С. 21–23

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возраст, дыхательная система, мышечная сила, подросток, упражнение, возрастная группа, возрастное развитие, грудная клетка, костная система.


Ключевые слова

факторы внешней среды, анатомо-физиологические особенности, развитие двигательных качеств, дети младшего возраста., дети младшего возраста

Похожие статьи

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств у юных спортсменов групп начальной спортивной специализации

В статье рассматриваются особенности развития двигательных качеств юных спортсменов групп начальной спортивной специализации.

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описаны условия развития координации движений детей старшего дошкольного возраста в непосредственн...

Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией

Высшие психические функции у нормотипичных детей и детей с дизартрией отличаются в своем развитии. У детей с дизартрией имеются отклонения, прежде всего в речевой и двигательной моторике. Данная статья посвящена изучению психолого-педагогических хара...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста

В статье изложены результаты изучения уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Особенности психосоматических расстройств в подростковом возрасте

В данной статье рассмотрено понятие психосоматических расстройств, их особенности и влияние на развитие ребенка. Также в работе отмечены особенности детско-родительских отношений и индивидуально-типологических свойств в подростковом возрасте, как фак...

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Похожие статьи

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств у юных спортсменов групп начальной спортивной специализации

В статье рассматриваются особенности развития двигательных качеств юных спортсменов групп начальной спортивной специализации.

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описаны условия развития координации движений детей старшего дошкольного возраста в непосредственн...

Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией

Высшие психические функции у нормотипичных детей и детей с дизартрией отличаются в своем развитии. У детей с дизартрией имеются отклонения, прежде всего в речевой и двигательной моторике. Данная статья посвящена изучению психолого-педагогических хара...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста

В статье изложены результаты изучения уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Особенности психосоматических расстройств в подростковом возрасте

В данной статье рассмотрено понятие психосоматических расстройств, их особенности и влияние на развитие ребенка. Также в работе отмечены особенности детско-родительских отношений и индивидуально-типологических свойств в подростковом возрасте, как фак...

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Задать вопрос