В современных условиях среди приоритетных направлений образовательного процесса важное место занимает подгатовка специалистов,способных эффективно управлять динамично меняющимся миром,обеспечивать устойчивое развитие общества по пути экономических реформ совершенствовать культуру социальных и межличностных отношений.
Инновационные педагогические технологии — это совокупность методов, методик, приемов, позволяющих выйти за пределы традиционных способов обучения, обеспечить выполнение более обобщенных целей, таких как интеллектуальные развитие обучаемых. Это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.
К основным педагогическим технологиям относятся:
- традиционное обучение,
- интерактивные подходы,
- педагогика сотрудничества,
- развивающее обучение,
- игровое обучение,
- проблемное обучение,
- эвристическое обучение,
- программированное обучение,
- контекстное обучение,
- активное обучение,
- компьютерные технологии обучения.
В настоящее время компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможным получение образования без компьютера.
При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе можно выявить следующие его дидактические возможности: расширение самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации явлений узбекского языка; привитие навыков самоконтроля, самостоятельного исправления ошибок; развитие познавательных способностей; быстрое освоение материала; интегрированное обучение предмету; развитие мотивации учащихся; экономия времени.
Эти дидактические возможности доказывают эффективность и актуальность использования компьютера в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе русского языка.
К сожалению, при использовании мультимедийных технологий на занятии возникает ряд проблем: недостаточное обеспечение учебного процесса дифференцированными программами; отсутствие программного обеспечения в условиях поликультурного региона.
И тем не менее, использование мультимедийных технологий на занятиях считается как эффективный метод обучения, т. к. способствует развитию творческих, исследовательских способностей обучающихся, повышает их активность. Следует отметить, что далеко не все темы и аспекты работы могут быть компьютеризированы. Прежде всего использование мультимедийных технологий возможно для:
- объяснения нового материала с целью его максимального усвоения;
- оптимального закрепления пройденного материала;
- формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- изучение лингвистических и литературоведческих терминов;
- улучшения контроля знаний студента (проведения уроков-тестирования, тестирования по различным темам, словарно-орфографических и контрольных диктантов и др.).
В условиях многоязычия РУз использование инновационных технологий в преподавании узбекского языка обусловлено современными направлениями в обучении, предполагающими:
- коммуникативную направленность (работа с текстом, анализ актуальных проблем, усвоение правил в процессе выполнения заданий);
- текстоцентрический подход (многофункциональность текста: текст как эталон для собственного текста; текст как база для организации бесед и дискуссий);
- функциональный подход (что, как и зачем использовано в тексте?);
- культуроведческий подход (расширение знаний учащихся с помощью текстового материала о русской и национальной культуре, о взаимосвязи узбекской культуры с культурами других народов);
- сопоставление (один из важнейших приемов методики обучения в условиях многоязычия).
Эффективное использование мультимедийных технологий возможно на этапе объяснения новой темы. Например, при изучении любой темы можно использовать гипертекстовый документ, созданный l WORDе. Берется чистый лист, на нем набирается текст предложения, с которого делаются ссылки на другие документы.
Если студент не помнит, например, что такое «классицизм», то в ссылке даются сведения об этом литературном направлении. Такая работа хороша тем, что можно самостоятельно при помощи компьютера повторять практически весь материал. На уроке создается благоприятный психологический климат, так как студент не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи гипертекста.
Наблюдения показывают, что после занятий в компьютерном классе учащиеся начинают серьезнее относиться к орфографии и пунктуации, они убеждаются, что орфографическая или пунктуационная безграмотность создает реальные помехи для коммуникации.
Итак, компьютер является хорошим помощником наряду с другими средствами обучения таким разделам узбекского языка, как:
- словообразование: «научно-исследовательская лаборатория» (анализ структуры слов); «разбери словечко» (найти часть слова); «Сборочный цех» (из данных морфем образовать новые слова); «Собери слово» (составить слова по модели); «Судьбы слов» (проанализировать этимологию слов узбекского языка);
- морфология: «Песня» (найти заданные части речи в песенном произведении);
- лексикология: «Текстолог» (среди трех вариантов текста с синонимо-антономической заменой найти авторский);
Компьютерные технологии обучения удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы учащимися как для самоконтроля, так и для контроля со стороны преподавателя.