В условиях необходимости решения человечеством в ХХI веке новых глобальных проблем (экологических, энергетических, социальных, борьбы с международным терроризмом и наркобизнесом и др.) именно высокий уровень образования рассматривается как основа свободного демократического общества и как фактор экономической и военной безопасности государства.
Сегодня «решающим фактором возможностей каждого государства, каждой нации являются знания и образованность, интеллектуальный и духовный потенциал людей» [7].
Следовательно, одной из магистральных линий в концепции политики повышения качества образования, философии качества в сфере образования является интеллектуальное воспитание обучающихся, развитие их когнитивно-творческих способностей как формы подготовки к вызовам ХХ века. В современном мире интеллектуальный потенциал любого государства — это основа технологического могущества и материального благосостояния. Во всех развитых странах интеллектуальный труд, знания и информация приносят колоссальный доход и поэтому ценятся выше всего. Вот почему перед современным обществом стоит ключевая задача — создать перспективную систему образования, способную подготовить обучающегося к жизни в новых условиях цивилизации, а именно умеющих думать и работать специалистов-аналитиков высокого класса, специалистов-генераторов новых идей во всех сферах деятельности, во всех отраслях хозяйства.
Данные установки уже заложены в Законах «Об образовании» и «Национальной программе по подготовке кадров». Главное теперь — на современном уровне реализовать эту образовательную политику.
Сегодня профессионально значимые качества личности основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные задачи. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, перестраивания среды под себя [8].
Известно, что в Узбекистане созданы все условия для получения всестороннего образования.
Как было отмечено в выступлении И. А. Каримова на торжественном собрании, посвящённом 18-летию Конституции Республики Узбекистан, в настоящее время капитал человека или человеческий фактор играет важную роль в развитии страны. Молодёжь, вооружённая современными знаниями, смело вступает в жизнь, демонстрируя свою способность брать на себя всю ответственность в борьбе за процветание своей родины. Неоспорима роль молодёжи, особенно, студентов высших учебных заведений в духовно-культурном развитии суверенной Республики Узбекистан.
В педагогическом процессе является целесообразным правильное воспитание разума. С этой целью необходимо постепенно ознакомить студентов с последними успехами, новостями, открытиями в области науки, техники и современных технологий. В целях развития у молодежи разума и мировоззрения, им преподаются социальные естественные знание. Сознательное усвоение студентами необходимых знаний развивает у них логическое мышление, память, внимание, сознание, способность и талант.
При организации воспитание разума разрешаются следующие задачи:
а) достижение усвоение личностью определенных научных знаний;
б) развитие способностей сознательности и таланта;
в) постепенное обогащение знаний и навыков, развитие профессиональной подготовленности;
г) проявление интересов к знанию;
д) усиление активности к познанию;
е) развитие научного мировоззрения на основе преподавания современных знаний.
Высшее образование как неотъемлемая часть образовательной системы является важным этапом в жизни каждой личности. Следовательно, целесообразная организация педагогического процесса подготовки будущих кадров предполагает не только освоение необходимых научных знаний, навыков и умений по специальности, но и развитие чувства ответственности к самому процессу их приобретения.
Несомненно, от уровня образованности студентов зависит экономический культурно–просветительский прогресс государства. В целях повышения качества обучения необходимо уделять особое внимание воспитанию духовно развитого человека, для которого такие понятия как совесть, чувство долга и ответственность всегда имеют первостепенную значимость. Развитие подобных качеств — задача весьма непростая. С психологической точки зрения подобные качества проявляются, когда личность начинает осознавать себя, контролировать свои действия и отвечать за свои поступки.
Сотрудничество педагогов и родителей в духовном воспитании молодого поколения также способствует его духовному развитию и обогащению и всегда даёт положительные результаты. Немаловажное значение при этом приобретает информированность педагогов о психологическом состоянии своих подопечных.
Как показывают результаты психологического анализа студентов, такие качества человека, как чувство ответственности, а также самоконтроль, самооценка, самокритика, воля и т. п. характеристики в период студенчества оказываются на стадии формирования, что предопределяется сложностью и некоторыми трудностями овладения ими.
В период студенчества довольно активно протекает процесс духовного роста: формируются такие качества характера, как самостоятельность, организаторские способности, стремление к цели, решительность, усердие и старательность, сообразительность, устойчивость, самооценка, ответственность и др. А также развиваются такие социально-духовные категории, как осознание цели, образа жизни, социальных и личных обязанностей, чувства любви, верности, справедливости.
Как показывают психологические исследования, на данном этапе желания и стремления растут очень интенсивно, но в силу нехватки опыта, студент в большинстве случаев не может отличить реальность от романтики, путает правду с иллюзиями, мечту с желаниями, оптимизм с решительностью. Как известно, с ростом опыта индивид четко осознает свою позицию, видит цель жизни, намечает реальные планы и постепенно учится прогнозировать свою жизнь.
Под руководством Б. Ананьева были проведены исследования по рассмотрению жизни и развития студентов по критериям пола и возраста и других нейродинамических особенностей. Результаты исследования показали, что студенческий период считается самым плодотворным для развития интеллектуальных способностей человека. Пик развития психофизиологических функций приходится на возраст 18–20 лет. По мнению Б.Ананьева, в это время проявляется перспектива интеллекта, его способность принимать сведения, запоминать и хранить их. Полученные в этот период знания и способности обеспечивают такую же динамику и в последующие годы.
Как доказывает многолетняя практика, в формировании характера и, в частности, чувства ответственности у студентов, большую роль играют полученные ими в вузе знания и навыки. Высшее образование всегда способствовало воспитанию у студентов чувства ответственности к процессу приобретения знаний. Ибо в вузах всегда внушалось, что знание — это непобедимая сила, это залог развития и процветания любой страны. В настоящее время в целях повышения эффективности высшего образования и качества знаний у будущих специалистов проводится целенаправленная государственная политика коренных реформ и совершенствования в сфере образования. Повышение интереса к обучению, а значит к приобретению новых знаний, создание настоящей деловой и дружески творческой обстановки на занятиях, требует поиска и привлечения нестандартных методов обучения.
Как известно, интерес к знаниям, следовательно, и серьёзное отношение к ним прививается детям с малых лет. Процесс познания всегда сопровождается воспитанием самостоятельности, сознательности, что способствует развитию чувства ответственности у обучающихся. Оптимально организованный процесс обучения всегда способствует перерастанию чувства ответственности в необходимость. Такое обучение, наполняя творческим и интеллектуальным потенциалом каждого участника, неизбежно даёт ожидаемые результаты: студенты стараются поддерживать дружеские отношения между собой, становятся искренними, используют нетрадиционные способы обучения (интеллектуально-творческие игры, тесты, задания), поддерживают общий интерес и стремятся применять свои навыки и умения на практике. Именно поэтому «золотой» период студенчества отличается непреодолимым стремлением овладения секретов своей специальности и осуществлением давнишней заветной мечты. Творческое, нестандартное отношение к процессу познания, обучения, что достигается посредством привлечения нестандартных игр, заданий и головоломок, требующих поиска необычных, неожиданных решений, развивает творческое мышление, которое также способствует воспитанию чувства ответственности у студентов.
Важную роль в воспитании чувства ответственности у студентов играет также семья, где каждый из них проводит свое основное время. Родителям следует уделять особое внимание своим детям на данном этапе. Формирование ответственности в студентах требует от родителей большого терпения. Легче, если сами родители смогут стать примером. Направляя своего ребенка на правильный путь, родители могут ставить перед ним обоснованные требования, найти с ним общий язык и помочь в достижении цели. Так же домашняя атмосфера вокруг обучающегося должна помогать ему в этом (необходимо создать необходимые условия и удобства для учёбы: отдельную комнату, рабочий стол, книги и др.).
Постепенно, таким образом, с детства каждому человеку внушается мысль о том, что знание — это сила, это залог светлого будущего, это ответственность перед обществом. Как говорил Абдулла Авлоний «Знание — руководящая сила, жизнь и спасение людей. Чтобы получить знания и стать просвещённым необходимо учиться у наставника».
Знания являются богатством страны. Познание является важным фактором духовного и интеллектуального обогащения и совершенствования человека, формирования чувства национальной гордости. Благодаря знаниям человек сближается с той или иной наукой, познает её законы, глубже осознает богатый опыт предков и осваивает новейшие технологии.
Познание и наука — единственный путь к просвещению. Просвещение — залог светлого будущего страны. В настоящее время в связи с возрастанием склонности к разрушению во всём мире особо возрастает роль духовности и просвещения. История неоднократно доказывала, что именно идеи просвещения, а значит, созидания всегда помогали человечеству находить выход из всяких критических ситуаций, распространяющихся по всему миру. Просвещение воспитывает чувство патриотизма у молодёжи, что является высшей степенью проявления чувства ответственности и призывает общество к созиданию и повышению благосостояния людей.
Литература:
1. Авлоний А. Туркий гулистон ёхуд ахлоқ. -Ташкент.: Ўқитувчи, 1992. -160 б.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. –М.:Наука, 1977.
3. Теория педагогики. II часть. Составители: Хасанбоев Ж. Ю., Усмонбоева М. –Ташкент. 2002.
4. Толковый словарь узбекского языка. Вторая часть. –Ташкент.: «Национальная энциклопедия Узбекистана». Государственное научное издательство, 2006. -672 б.
5. Газиев Э., Рухиева Х. Проблемы психологии высшей школы. -Ташкент. 2006.
6. Гайбуллаев Н., Ёдгоров Р., Маматкулова Р., Тошмуродова К. Педагогика. Текст лекции. — Ташкент. 2002.
7. Из выступления Президента Узбекистана И.А.Каримова в мае 2003 г. на открытии Международного Вестминстерского университета.
8. Андриянова В.И. Формирование интеллектуального, творческого и духовного потенциала личности обучающейся в современных условиях. Ташкент. 2009 г.