В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в период юности позволит наиболее продуктивно реализовывать себя в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: психологический механизм, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, профессионально-ценностные ориентации, период юношества, профессиональная самореализация, начало обучения в вузе.
В условиях трансформации современного общества достаточно актуальной становится проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций, представляющих основу профессионального становления на юношеском этапе развития и последующую самореализацию в период зрелости. Однако, требования к конкурентно способному специалисту ставят его в условия как можно более раннего выбора своей будущей профессиональной деятельности. Исследователи (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, А. Р. Фонарев) отмечают, что выбор профессии является достаточно сложным и не всегда продуктивным. Определяя направление будущей профессиональной деятельности, следует учитывать как личные интересы и имеющиеся способности, так и соответствие индивидуально-личностных качеств требованиям профессии. Кроме того, необходимость прогнозирования жизненных перспектив личности напрямую зависит от выбора будущей работы. Учет данных факторов существенно повышает возможность адекватного решения в отношении своей будущей самореализации не только в личностной сфере, но и в профессиональной области.
Наиболее остро данная проблема звучит в период юношеского возраста, когда юноши и девушки стоят на пороге самостоятельной жизни и определения своего места в социуме. Преобладание социальных мотивов, связанных с будущим, позволяет на данном возрастном этапе переориентироваться на активную учебную деятельность, основной целью которой становится приобретение знаний, умений и навыков для реализации их в профессиональной деятельности.
Исследованию возрастного периода юношества, как начального этапа профессионального становления, посвящены работы Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, О. А. Рудея, Д. И. Фельдштейна, А. Р. Фонарева. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблемам юношеского возраста, до сих пор остается актуальным вопрос о психологических механизмах профессионального становления, а значит, формирования профессионально-ценностных ориентаций.
В психологической науке сложилась неоднозначная трактовка понятия «психологический механизм». Основатель отечественной психологической науки, Л. С. Выготский, для определения данного феномена предлагает ответить на вопрос: «чем это вызвано?» [2].
Методологический принцип детерминизма, разработанный С. Л. Рубинштейном, позволил объяснить содержание психологических механизмов следующим образом: «внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия» [10, с. 356].
Рассматривая психологический механизм, «представляющий собой систему средств и условий, обеспечивающих развитие», М. С. Яницкий считает его ведущим компонентом процесса развития личности [13, с. 60].
Согласно авторской позиции Л. И. Анцыферовой, психологический механизм включает в себя «закрепившееся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате чего появляются различные новообразования, повышается или понижается уровень организованности личностной системы, меняется режим ее функционирования» [1, с. 8].
Подобного подхода в определении психологического механизма придерживается и А. В. Серый, подразумевая под ним «совокупность факторов, условий, закономерностей взаимодействия человека с окружающей действительностью, обеспечивающих функционирование человека в мире» [9, с. 21].
Таким образом, психологическим механизмом является система внешних и внутренних условий и факторов, трансформирующая особенности взаимодействия с социумом и необходимая для полноценного развития личности во всех сферах ее жизнедеятельности.
Как отмечают исследователи, ведущим вектором развития юношей и девушек становится профессиональное самоопределение, которое активизируется в ранней юности. Н. С. Пряжников констатирует, что сущностью профессионального самоопределения выступает «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [6, с. 15]. Профессиональное самоопределение как личностно значимую ориентацию на достижение определенного в системе социальных отношений требования, рассматривает М. Р. Гинзбург [3]. Предложенное автором требование распространяется на построение основ будущей деятельности, а именно, на реализацию себя в профессиональном плане, а также способствует стремлению к осмыслению своего будущего, приводящее к осознанию жизненной стратегии в целом и конструировании своего будущего.
Таким образом, профессиональное самоопределение детерминирует процесс и личностного развития, определяя условия и стратегии дальнейшего развития. На тесную взаимосвязь данных понятий указывает О. В. Хухлаева [11], отмечая, что профессиональное самоопределение является необходимой составляющей личностного самоопределения.
В современной психологической литературе профессиональное самоопределение трактуется, с одной стороны, как момент выбора будущей профессиональной деятельности, с другой, — как более длительный процесс, охватывающий большую часть жизни человека.
В рамках первого направления самоопределение представляет собой самостоятельный выбор профессии, исходя из представлений о собственных потребностях и способностях и соотнесения их с требованиями будущей профессиональной деятельности. В данном случае человек становится субъектом труда, т. е. познающим и активнодействующим, результатом чего является преобразование окружающей действительности и самой личности. Согласно В. Ф. Сафину, профессиональное самоопределение — понятие, характеризующее процесс поиска и приобретения профессии, финалом которого становится начало трудовой деятельности. В процессе профессиональной деятельности личность способна развиваться, а значит, утверждать себя [8]. Однако, с точки зрения Е. А. Климова, процесс выбора профессиональной деятельности не исчерпывается в период юности, а продолжается в течение всей трудовой деятельности человека [8].
Как отмечает М. Р. Гинзбург, для самоопределения характерна «ценностно-смысловая природа, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования» [3, с. 24]. Предложенный автором подход, определяющий взаимосвязь самоопределения и ценностно-смысловой сферы, позволяет предположить, что самоопределение является механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста.
О необходимости включения в процесс самоопределения юношей и девушек профессионально-ценностных ориентаций отмечено в работах Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, В. Ф. Сафина, А. Р. Фонарева. В процессе самоопределения система профессионально-ценностных ориентаций поможет направлять траекторию движения не только при выборе будущей профессиональной деятельности, но и личностного развития молодых людей.
Определяя профессионально-ценностные ориентации как систему представлений личности, характеризующие ее отношение к профессиональной деятельности как значимой, заметим, что они являются критерием зрелости личности и определяют уровень ее развития. Профессионально-ценностные ориентации задают вектор становления личности в период юношества в профессиональной деятельности, регулируя цели, мотивацию, направленность и выступают одним из критериев социальной и профессиональной активности, приводящие к профессиональному развитию уже на этапе взрослости. Следует согласиться с мнением А. А. Деркача, замечающему по этому поводу, что профессиональное развитие — есть встреча профессии и личности [5].
В рамках диссертационного исследования Н. Н. Гунгер [4] наглядно показано, что обучение в высшем учебном заведении является одним из наиболее значимых периодов в жизни юношей и девушек, так как именно в это время они находится в сензитивном периоде самоопределения. Несоответствие выбранной профессии личностным смыслам, ценностям, способностям, мотивационным особенностям, приводит к внутриличностному конфликту, который проявляется в профессиональной и личностной дезадаптации, что в целом препятствует формированию профессионально-ценностных ориентаций.
В работе А. В. Серого [9] отмечается, что период обучения в вузе является переходным из одной смысложизненной ситуации в другую и связан с ломкой сложившихся стереотипов, адаптацией к другим условиям быта, иной социокультурной среде, изменением экономического и социально-демографического статуса юношей и девушек. Подобной точки зрения придерживается В. Э. Чудновский [12], замечая, что именно студенческие годы являются одним из важных этапов формирования ценностно-смыслового отношения к профессии как особого психологического образования, а значит, именно в это время перед юношами должна стоять задача — приобретение профессионально-ценностных ориентаций, обуславливающих эффективность и продуктивность будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, период юношества является важным этапом самоопределения в личностной и профессиональной сфере. Актуальность детального изучения данного возраста обусловлено сложностью выбора своей будущей профессии, зачастую не всегда соотнося индивидуально-личностные качества и требования профессиональной деятельности, что в последующем приводит к нарушению профессиональной самореализации, а значит и личностного развития. Для преодоления данных трудностей следует уделить особое внимание ценностно-смысловой сфере юношей и девушек. Как отмечается в психолого-педагогической литературе, в период юношества окончательно оформляется ценностно-смысловое представление, позволяющее юношам и девушкам сделать адекватный выбор своей будущей профессиональной деятельности. В основу приобретения профессии на этапе обучения в вузе должно стать формирование профессионально-ценностных ориентаций как необходимый структурный элемент ценностно-смысловой сферы и профессиональной самореализации.
Литература:
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — 368 с.
4. Гунгер, Н. Н. Психологические средства становления идентичности в период нормативного кризиса взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01; Новосибирский гос. пед. ун-т. — Новосибирск, 2007. — 24 с.
5. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. — 752 с.
6. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: МГУ, 1995. — 224 с.
7. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М.: «Академия», 2007. — 348 с.
8. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. — Свердловск: Издательство: Свердловский педагогический институт. — 146 с.
10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — 423 с.