Состояние здоровья детей от 1 года до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения Ненецкого автономного округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 07.01.2015

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Дедкова, Л. С. Состояние здоровья детей от 1 года до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения Ненецкого автономного округа / Л. С. Дедкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14875/ (дата обращения: 16.11.2024).

Дети, проживающие на Крайнем Севере, являются наиболее уязвимой группой населения, поскольку сложные условия проживания на данной территории могут оказывать негативное влияние на здоровье ребенка и его развитие. В связи с экстремальными природно-климатическими факторами Крайнего Севера, дети, проживающие в этом регионе, особенно дошкольного возраста, болеют, по данным литературы, в 2,5 раза чаще, чем их сверстники в других регионах России. При этом наиболее чувствительными к факторам среды считаются, прежде всего, дети младших возрастных групп [1].

При изучении заболеваемости воспитанников ДОУ оценивались такие показатели как число дней, пропущенных детьми по болезни за год, в том числе число дней, пропущенных по болезни в среднем 1 ребенком, количество случаев заболеваемости за год, структура заболеваемости, доля часто и длительно болеющих детей, доля детей, состоящих на диспансерном учете и структура причин диспансерного учета, распределение дошкольников по группам здоровья. Для анализа использовались данные медицинской документации детей за 2013 г. Оценка проводилась дифференцированно — в зависимости от расположения ДДУ (в городской, либо сельской местности).

В результате анализа данных, полученных при изучении заболеваемости дошкольников в возрасте от 1 до 3 лет, было выявлено, что число дней, пропущенных по болезни детьми, посещающими сельские ДОУ, было достоверно выше по сравнению с аналогичным показателями в городских ДОУ. Такая же тенденция была выявлена при сопоставлении среднего количества дней, пропущенных 1 ребенком по болезни за год (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей заболеваемости дошкольников в возрасте от 1 до 3 лет, посещающих городские и сельские ДОУ

Показатель

Городские ДОУ

Сельские ДОУ

р

Кол-во дней, пропущенных по болезни за год (всего)

547,39±10,44

703,21±10,07

<0,05

Кол-во дней, пропущенных по болезни в среднем 1 ребенком за год

9,86±1,02

12,39±1,11

<0,05

Кол-во случаев заболеваемости за год (всего)

91,26±7,88

117,23±8,32

<0,05

 

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что все анализируемые показатели в сельских ДОУ были достоверно выше по сравнению с городскими.

 Между тем, при анализе структуры заболеваемости дошкольников, посещающих городские и сельские ДОУ, значимые различия выявлены не были (рис. 1).

При анализе данных, представленных на диаграмме, было выявлено, что достоверно наибольшую долю в заболеваемости воспитанников как городских, так и сельских ДОУ, занимали болезни органов дыхания, причем значимых различий в зависимости от типа ДОУ выявлено не было (р>0,05). На втором месте в структуре заболеваемости дошкольников данного возраста были инфекционные болезни, представленные преимущественно детскими инфекциями — такими как ветряная оспа.

Рис. 1. Структура заболеваемости воспитанников городских и сельских ДОУ в возрасте 1–3 года

Примечание: БОД — болезни органов дыхания, НС — нервная система, БОП — болезни органов пищеварения.

 

Следует отметить, что ни в одном случае не были выявлены такие инфекции как корь (по данным официальной статистики в НАО случаи кори не регистрируются с 1990 года), эпидемический паротит (по данным официальной статистики с 2001 года в НАО случаев заболевания эпидемическим паротитом не зарегистрировано) и дифтерия (по официальным данным случаи этого заболевания не регистрировались в НАО с 2006 г.).

Интересно, что болезни органов пищеварения в данном возрасте отмечались в единичных случаях и были представлены в основном заболеваниями функционального характера — в виде, например, дискинезии кишечника.

Доля часто и длительно болеющих детей в городских ДОУ была достоверно ниже по сравнению с сельскими — 5,45 % (3) и 12,28 % (7) соответственно (р<0,05).

Доля детей, состоящих на диспансерном учете в ДОУ разного типа была сопоставима — 3,63 % (2) в городских учреждениях и 5,26 % (3) в сельских (р>0,05). Практически не различалась и структура причин диспансерного учета дошкольников в городской и сельской местности — они были представлены заболеваниями дыхательной системы (по 1 случаю), сердечно-сосудистой системы (по 1 случаю), и у 1 ребенка — заболеваниями почек (в сельском ДОУ).

При изучении распределения дошкольников в возрасте от 1 до 3 лет по группам здоровья было выявлено, что как в городских, так и в сельских ДОУ значительная часть детей относилась к II группе (рис. 2).

Рис. 2. Распределение по группам здоровья воспитанников городских и сельских ДОУ в возрасте 1–3 г.

Примечание: * — достоверные различия с другими группами здоровья у городских дошкольников (р<0,05); ** — достоверные различия с III группой здоровья (р<0,05); достоверные различия между показателями городских и сельских дошкольников (р<0,05)

 

Из данных, представленных на диаграмме, следует, что среди воспитанников городских ДОУ достоверно преобладали дети, отнесенные к I группе здоровья (р<0,05). Дошкольники, состояние здоровья которых соответствовало III группе составили минимальную долю — лишь 3,64 % (2, р<0,05). В то же время, среди воспитанников сельских ДОУ дети с I и II группой здоровья были представлены в сопоставимых долях (50,88 % (29) и 45,61 % (26), р>0,05). При сравнительном анализе распределения воспитанников городских и сельских ДОУ по группам здоровья было выявлено, что в городе достоверно преобладали дошкольники с I группой, тогда как в сельских районах — со II группой. В то же время, значимые различия по III группе выявлены не были.

Значимость полученных данных состоит в том, что, как известно, наиболее активно организм ребенка реагирует на неблагоприятные факторы внешней среды в период интенсивной перестройки органов и систем. Хронические заболевания, возникающие в этот период, как правило, развиваются на фоне многократно повторяющихся острых заболеваний и определяют здоровье ребенка в дальнейшей жизни, оказывают влияние на его физическое развитие, прогрессирование имеющейся врожденной или генетически детерминированной патологии, способствуют реализации имеющейся предрасположенности к заболеваниям [2, 3, 4].

 

Литература:

 

                     1.                     Алексанян, И. Ю. Анализ системных связей между энергетической ценностью продукта и пищевой энергией, потребляемой человеком, с учетом влияния варьируемых факторов / И. Ю. Алексанян, А. Х. Нугманов, Н. П. Золина // Вестник АГТУ. Серия Управление, вычислительная техника и информатика. — 2009. — № 2. — С. 114–118.

                     2.                     Алексеева, Т. И. Географическая среда и биология человека / Т. И. Алексеева — М.: Мысль, 1977. — 302 с.

                     3.                     Анисимова, А. В. Современные проблемы формирования здоровья детей и подростков / А. В. Анисимова, Н. К. Перевощикова // Мать и дитя в Кузбассе. — 2013. — № 2(53). — С. 8–14

                     4.                     Баранов, А. А. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей / А. А. Баранов // Вестник РАМН. — 2003. — № 8. — С. 3–6.

Основные термины (генерируются автоматически): III, группа здоровья, городской, ребенок, данные, диспансерный учет, число дней, Крайний Север, официальная статистика, сельская местность.


Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении

Анализ физических качеств детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении

Анализ физических качеств детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Задать вопрос