В статье раскрываются основные проблемы, с которыми сталкивается медицинский персонал в процессе непрерывного профессионального образования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Были выявлены основные трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения и повышения квалификации медицинским сестрам, и разработаны эффективные план мероприятия по их устранению и улучшению.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, средний медицинский персонал, первичное звено.
The article describes the main problems faced by the medical staff in the process of continuous professional education in primary health care. Identified the main challenges faced in the process of learning and training nurses, and developed an effective plan of action to address them and improve.
Keywords: continuing professional education, nurses, primary care.
Актуальность проблемы. В Узбекистане середины 90-х годов начался процесс реструктуризации первичного звена здравоохранения. Вместо дорогой системы специализированной помощи в поликлиниках и амбулаториях, началось внедрение института общей врачебной практики (семейной медицины). Среди многих преимуществ этого направления медицины следует отметить ее эффективность, доступность, низкую затратность, направленность на интересы индивидуума, семьи и общества в целом. Благодаря Указу Президента и Постановлениям Кабинета Министров Республики Узбекистан, было начато реформирование первичной медико-санитарной помощи с организацией учреждений нового типа — сельские врачебные пункты и городские семейные поликлиники. В этих медицинских учреждениях начали работать специалисты нового профиля — врачи и медсестры организаторы [2].
Одним из принципов общей врачебной практики является оказание квалифицированной первичной медико-санитарной помощи каждой семье и населению в целом. Разработаны новые методы диагностики и лечения заболеваний, созданы новые клинические руководства и протоколы, основанные на данных доказательной медицины, которые необходимо применять на практике. Изменилось обучение средних медицинских работников, медицинскими колледжами начат выпуск медсестер общей практики, в медицинских институтах созданы факультеты по подготовке медсестер высшей квалификации. Появилось новое лабораторно-диагностическое оборудование и методы диагностики, требующие дополнительной подготовки персонала лабораторий. В связи с этим, в настоящее время возникла потребность в дополнительном обучении медицинских работников и непрерывном совершенствовании их знаний и навыков. Для этого необходимо внедрение системы непрерывного профессионального образования всех медицинских работников: врачей, медсестер, акушерок, фельдшеров и лаборантов, работающих в первичном звене здравоохранения. Применение новых знаний, диагностика и лечение согласно клиническим протоколам и руководствам, будут влиять на компетентность врачей и медсестер общей практики, а, следовательно, на повышение качества оказания медицинской помощи медицинскими работниками первичного звена здравоохранения [1].
Американские специалисты считают, что развитие непрерывного профессионального образования (НПО) среди сестринского персонала в США призваны способствовать укреплению научной базы сестринской практики, в связи, с чем число проводимых медсестрами научных исследований, ориентированных на сестринскую практику, должно быть существенно увеличено [6].
В Европе сестринские исследования развивались в течение последних 30–40 лет. И если в Дании, Финляндии и Великобритании их история насчитывает более 3 десятилетий, то в Эстонии, Литве, Словении и некоторых других странах — менее 10 лет. В большинстве же европейских стран, особенно в Восточной Европе, сестринские исследования находятся на самом начальном этапе развития. Кроме того, уровень развития сестринских исследований в разных странах Европы значительно различается вследствие разного уровня развития самих стран и различий в положении сестринского дела в системе здравоохранения и в обществе.
В Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии отмечаются тенденции к признанию сестринского дела самостоятельной профессией, имеющей развитую теоретическую базу. В то время как ранние сестринские исследования в США мало отражались на практической деятельности медсестер, в европейских странах они больше ориентированы на практику. Большая работа была проведена и проводится в настоящее время в Европе с целью дальнейшего развития сестринских исследований, создания теоретической базы профессии и повышения качества НПО медсестер. На это нацелены усилия Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ (World Health Organization), Международного совета медицинских сестер (International Council of Nurses) и Рабочей группы европейских медицинских сестер-исследователей (Workgroup of European Nurse Researchers) [3].
В рамках научных исследований в области сестринского дела, по оценке экспертов ВОЗ, в центре внимания находится в непрерывном приобретение знаний об организации ухода, как за здоровыми, так и за больными слоем населения [5].
Работа врача общей практики первичного звена напрямую зависит от качества подготовки и профессионализма работы среднего медицинского персонала первичной медико-санитарной помощи. В связи с этим процесс непрерывного профессионального образования обязательно должен быть внедрен и на уровне медсестринской практики и клинических лаборантов с обучением их в областных учебных центрах.
Непрерывное профессиональное образование — это поддержание высокого уровня, совершенствование знаний, навыков и умения, необходимых медицинским работникам для оказания квалифицированной медицинской помощи [3].
Непрерывное профессиональное образование является элементом этического долга каждого медицинского работника, поэтому в процессе обучения должны принимать участие все, кто предоставляет качественные медицинские услуги: врачи, медсестры, лаборанты, акушерки, фельдшера.
Благодаря внедрению системы непрерывного профессионального образования улучшится компетентность специалистов. Клиническая компетентность медицинских работников первичного звена здравоохранения включает следующие критерии:
- Личностные качества
- Хорошие знания по специальности
- Умение выполнять необходимые практические навыки
- Организационные навыки и навыки управления (оценки, аудита)
- Навыки преподавания и обучения
Обучение — это сложный и многогранный процесс. Приобретение знаний от коллег во время осмотра пациентов на рабочем месте может быть эффективным. Например, наблюдение за работой других более опытных; или обучение у наставников. Важным в процессе обучения является не только присутствие, а активное участие в процессе обучения, заинтересованное выполнение процедур и манипуляций, самостоятельное изучение учебных материалов в библиотеке, на СД-дисках дистанционного обучения. Важным является изучения эффективности непрерывного профессионального образования, а для этого необходимо проведения мониторинга и оценки по непрерывному профессиональному образованию [2].
Прошедшие обучение с помощью непрерывного профессионального образования, медицинские работники сталкиваются с большим количеством проблем при внедрении полученных навыков в медицинских учреждениях. Условия обучения часто отличается от реальной рабочей обстановки. Поэтому применение на практике навыков, полученных медицинскими работниками, а также решения проблем, препятствующих оказанию медицинской помощи, требуют систематической поддержки. Мониторинг и оценка или последующее наблюдение после обучения является важным компонентом учебного процесса непрерывного профессионального образования, способствующим применению и закреплению навыков, полученных во время обучения, а также решения проблем, возникающих во время внедрения непрерывного профессионального образования.
В целях изучения эффективности обучения проводится тестирование обученных медицинских работников, оценка учебных программ, контроль проведения тренингов в областных и районных учебных центрах. Хорошим методом мониторинга является оценка обучения другими специалистами. Важно также организовать оценку учебной среды со стороны [4].
Выводы. Проведя анализ деятельности непрерывного профессионального образования медсестер в первичной медико-санитарной помощи, можно сделать вывод что, развитие непрерывного профессионального образования (НПО) сестринского персонала, в развитых странах мира, призвано способствовать укреплению научных знаний и их внедрения в сестринскую практику. В этой связи, число проводимых медсестрами научных исследований, ориентированных на теоретические и практические знания в сестринской практике, должно быть существенно увеличено и внедрено в деятельность медицинских учреждений. Результаты анкетирования проведенного среди среднего медицинского персонала и руководителей сестринским делом ПМСП г. Ташкента показали, что практическая значимость повышения эффективности процесса НПО очень высокая, но требует систематического подхода.
Литература:
1. Шамансурова Э. А. Направления и пути развития высшего сестринского образования.//Педиатрия (узб.).- Т., 2002.-С.58–59
2. Абдурахимов З. А., Галяутдинова И. Р., «Совершенствование методов организации и управления повышения качества профессионального обучения медицинских сестер в первичном медицинском звене», Материал 11-й Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации экстренной медицинской помощи: Вопросы анестезиологии и интенсивной терапии при критических состояниях в экстренной медицине», Джизак, 26 октября 2013г. — с. 223–224 (статья)
3. Мамедова Г. Б., Галяутдинова И. Р., «Анализ эффективности непрерывного профессионального обучения медицинских сестер в первичном звене здравоохранения», European science review № 1, 2014 ISSN 2310–5577 January-February Venna, стр. 50–56 Австрия, Венна (статья)
4. Исмаилова Б. Х. Состояние сестринского дела в странах Центральной Азии//Педиатрия. T., 2003. — № 1. — с. 7–10.
5. Умарова Т. Ю., Асадов Д. А., Перемены в развитии сестринского дела в Узбекистане//Педиатрия (узб.).Т., 2012. — № 3–4. — с. 101–104.
6. Реформа здравоохранения в США и перемены в сестринском деле (На основе материалов ASN)//Сестр. дело. 1997. — № 5. — с. 26–28.