Толерантность на современном этапе формирования российского поликультурного общества представляется неотъемлемой составляющей траектории развития дружественных межнациональных отношений.
Еще в 90-х годах ХХ века понятие «толерантность» стало использоваться в отношении путей решения мировых политических проблем, этнических и религиозных конфликтов. Но за последнее десятилетие это понятие прочно вошло в научную литературу.
Толерантность стала фактором движения в альтернативных направлениях: с одной стороны — мира и согласия, интеграции и модернизации, благополучия и процветания, с другой — усиления конфронтации, дезинтеграции. По мнению психолога В. В. Шалина: «Всепроникающий характер принципов толерантности и диалога свидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находится выполнение главного на сегодня принципа — принципа выживаемости» [13, с. 248].
А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова определяют толерантность как принятие другого человека, проявление сочувствия и сострадания к другому, признание «ценности многообразия человеческой культуры» [2, с.342]. Они характеризуют толерантность как «доминанту отказа от агрессии», как «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» [2, с.152].
Этой же точки зрения придерживается Е. Ю. Клепцова, утверждая, что толерантному человеку присуще «стремление понять оппонента и позитивно с ним взаимодействовать» [8, с.104].
Р. Р. Валитова рассматривает категорию «толерантность» как «настроенность на понимание и диалог с другим человеком» [4, с. 33].
Г. Д. Дмитриев считает, что толерантность предполагает «осознание индивидом того, что мир многомерен, а значит и взгляды на этот мир различны» [6, с.153].
П. В. Степанов определяет толерантность через ценностное отношение человека к людям, выражающееся в «признании, принятии и понимании представителей иных культур» [11, с.49].
Таким образом, анализ позиций разных авторов показывает, что толерантность характеризуют такие основные компоненты, как: понимание, диалогичность, сотрудничество, принятие и терпение.
Необходимо отметить, что категория «толерантность» является объектом изучения многих наук, трактуется с разных позиций: социальной, религиозной, политической, психологической, этнической. Рассмотрим их по порядку:
Социальная толерантность — это форма партнерского взаимодействия между различными социальными группами общества и его властными структурами, когда признаются необходимость сотрудничества и уважение позиций сторон [7].
А. П. Абуов характеризует религиозную толерантность как «отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей, в которых каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других» [1].
Политическая толерантность — это важная особенность либерально-демократических политических систем, обеспечивающих реализацию гражданских прав, к каковым относятся свобода самовыражения и свобода объединений [5, с.46].
Психологическая толерантность — это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека; включающая в себя ценностно-смысловую систему (уважение человека, признание ценности прав и свобод человека и равноправия людей и др.; особый способ межличностного взаимодействия с другими людьми) [2, с.7].
Этническая толерантность, по мнению Лебедевой Н.М, — это отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [6, с.67].
В настоящее время предпринимаются попытки упорядочить разнообразные виды толерантности. Рассмотрим классификации, в основе которых лежат различные критерии:
1. По проявлению толерантности как общественного сознания (В. А. Лекторский):
- толерантность как безразличие — безразличие к существованию различных взглядов;
- невозможность взаимопонимания — уважение к другому, которого я не могу понимать;
- снисхождение к слабости других;
- расширение собственного опыта, критический диалог — уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций.
2. По предмету, на который направлено действие толерантности (И. В. Крутова):
- конфессиональная;
- политическая;
- социальная;
- толерантность к иным мнениям в сфере науки;
- толерантность, обусловленную культурной разностью человеческих сообществ;
- этническую толерантность.
3. По уровню, на котором проявляется толерантность (Ю. В. Кузнецова):
- индивидуальная — способность выйти в рефлексивную позицию относительно собственных ценностей и установок;
- межгрупповая проявляется и возникает в процессе восприятия одной группой другой;
- межличностная толерантность — отношения между отдельными индивидами, принятие, уважение индивидуальности другой личности без утраты чувства сохранности собственного «Я».
4. По внутренней мотивированности и ценностному содержанию (А. В. Зимбули, В. А. Петрицкий):
- квазитерпимость — виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающих как терпимость;
- псевдотерпимость — случаи проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение;
- негативная терпимость определяет мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства, показного цинизма;
- позитивная терпимость — обусловливают мотивы внимания, понимания, симпатии.
5. По результатам толерантного (сдержанного) поведения (В. А. Петрицкий):
- нравственно-деструктивная;
- отрицательно мотивированные проявления терпимости, ведущие к негативному результату;
- нравственно-конструктивная толерантность — положительно мотивированные проявления терпимости, ведущие к негативному или позитивному результату;
6. С позиции отношения к толерантности как к фактору устойчивости:
- внешняя (к другим) — убеждение в том, что другие люди могут иметь свою позицию; характеризует культуру отношений в обществе.
- внутренняя (внутренняя устойчивость) — способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать [12].
Понятие «толерантность» неразрывно связано с такой категорией как «интолерантность», что является ее обратной стороной. Толерантность и интолерантность — это две границы межэтнического взаимодействия.
По мнению А. Г. Асмолова, диапазон понятия «интолерантность» колеблется от обычной невежливости до геноцида, умышленного уничтожения людей [2, с.358].
С точки зрения С. К. Бондыревой и Д. В. Колесова толерантность и интолерантность — это «взаимообратимые понятия: чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот». Авторы отмечают, что «толерантность как отношение порождает доверие, готовность к компромиссу и сотрудничеству, радость, общительность, дружелюбие». Соответственно интолерантность порождает «негативизм, недоброжелательность, тенденцию возникать по поводу и без повода, негативные эмоции — гнев, досаду, злобу» [3, с.13].
Следует подчеркнуть основные различия между толерантной и интолерантной личностью. Сравнивая два понятия: «толерантность» и «интолерантность», Г. У. Солдатова выделяет следующие критерии, на которых они основываются.
Критерии толерантности:
- — равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
- — взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
- — равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- — сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Критерии нетерпимости:
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
- игнорирование (отказ в беседе, в признании);
- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
- этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
- поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
- преследования, запугивания, угрозы;
- дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
- расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
- ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
- национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
- фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
- империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
- эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
- осквернение религиозных или культурных символов;
- религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
- изгнание (официальное или насильственное);
- сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
- репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства) [10, с. 15–17].
Толерантность — это ценность и качество личности, которое проявляется в терпимом поведении, в поступках, дающих образцы такого поведения. Межнациональное согласие формируется в течение многих лет, и среди институтов социального воздействия на личность образовательные учреждения во все времена занимали приоритетное положение. Воспитание толерантной личности в настоящее время одна из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания возникают вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий. Это ведет к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозному экстремизму.
Литература:
- Абуов А. П. Межконфессиональный диалог как основа социального согласия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. – URL: http://www.embkaztm.org/article/142
- Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416с.
- Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. –2002. — № 20. — 20 с.
- Валитова Р. Р. Толерантность: порок или добродетель?// Вестник МГУ. Серия «Философия». — 1996. — № 1. — С. 33–37.
5. Джойс П. 101 ключевая идея: Политика / пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 304 с.
6. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. — М.: Народное образование, 2008. — 208 с.
- Капустина Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. — 228 с.
8. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. — М.: Академ. проект, 2004. — 175 с.
9. Лебедева Н. М. Этническая и кросс-культурная психология: учебник для высших учебных заведений. — М.: МАКС Пресс, 2011. — 191 с.
10. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Психология, 2005. — 118 с.
11. Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников — подростков // Учитель. — 2005. — № 6. — С. 49–52.
12. Чебыкина О. А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» / Электронный журнал «Психологическая наука и образование». — 2012 — № 2. [Электронный ресурс] — URL: http://www.psyedu.ru (дата обращения: 17.10.2013).
13. Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. — Краснодар, 2000. — 256 с.