Свидетель всех веков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 21.01.2015

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Наимов, С. Т. Свидетель всех веков / С. Т. Наимов, З. М. Мирзахамдамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 411-414. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14893/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье кратко раскрыто прошлое и настоящее архитектурного памятника мечети Магоки-Аттори.

 

Уникальное творение архитектурного зодчества, одна из старейших мечетей города Бухары, дошедшая до нас мечеть Магоки-Аттори, является одним из образцов замечательного искусства своих создателей — народных мастеров Востока (рис.1). Эта жемчужина Востока приобрела широкую известность, как в Средней Азии, так и за её пределами, привлекая множество иностранных туристов. Великолепная мечеть Магоки-Аттори, сохранившееся сооружение раннего периода, украшенное высокохудожественным декором. Мечеть Магоки-Аттори расположена в центре города Бухары. Она названа так потому, что на ее месте прежде был торговый ряд продавцов (атторов) пряностей и лекарственных трав. Мечеть почти на шесть метров ушла в глубину, это объясняется тем, что за многовековое существование Бухары вокруг нее нарос городской культурный слой.

Описание: IMG_4377

Рис. 1.

 

Историк Х века Наршахи рассказывает, что на этом месте когда-то стоял храм огнепоклонников. Здесь проходила река и находилась роща, под тенью деревьев два раза в год устраивался базар, на котором продавались деревянные и глиняные идолы [1].

На месте мечети, возможно, находился буддийский монастырь, а позже храм огнепоклонников, перестроенный в мусульманскую мечеть.

Раскопки, произведенные в этой мечети В. А. Шишкиным в 1934–1935 годах, обнаружили наслоения пяти полов. Таким образом, не остается сомнения, что на месте мечети Магоки-Аттори находились языческие храмы.

Мечеть Магоки-Аттори относится к типу так называемых закрытых мечетей, с перекрытием на шести каменных устоях (столбах). Южный ее портал, со стороны купола «Саррофон», представляет шедевр архитектурного декора. Портал и его нишевидный вход украшены разнообразными способами: резьбой по алебастру, кладкой из шлифованных кирпичиков, поливной майоликой и резной терракотой (рис.2).

Описание: IMG_4375

Рис. 2.

 

Большая часть внутреннего помещения с восточного входа занята широкой каменной лестницей, спускающейся к полу мечети. Лестница была приспособлена не только для перемещения, но и служила местом для молящихся. Она была построена после того, как был заложен южный портал.

Эта мечеть одна из первых мечетей, построенных на мусульманском Востоке. Почти каждый правитель Бухары реставрировал её, старался оставить «следы» свойственные той эпохе. Эта мечеть уникальна тем, что в её декоративной росписи присутствуют как мусульманские символы, так и символы огнепоклонников.

Ниша южного портала декорирована фигурной выкладкой, из терракоты выполнена плохо сохранившаяся надпись, содержавшая, по-видимому, коранический текст. По своему стилю, надпись резко отличается от декорировки других частей портала и может быть отнесена ко второй половине XIV века. Трехчетвертные колонны, капители, прямоугольные панно в рамах весьма характерны для зодчества XII века (рис.3).

Описание: IMG_4383 Описание: IMG_4384 Описание: IMG_4382

Рис. 3.

 

Древняя мечеть XII века была прямоугольной формы, с круглыми кирпичными колоннами, под ее полом обнаружены остатки более древнего сооружения со столбами диаметром 0,9 метров. Такой тип мечетей был распространен в IX-XII вв. и был связан с местной, еще доарабской архитектурной традицией. Последние археологические раскопки позволяют идентифицировать древнюю часть мечети с упоминанием у Наршахи мечети Мох [1]. Это капище существовало вплоть до водворения сюда ислама, и мусульмане построили на этом месте свою мечеть, и теперь это одна из замечательных мечетей Бухары.

В правление Абдулазиз-хана I (1540–1549), частично на старом фундаменте была возведена новая прямоугольная однозальная мечеть. Ныне вдоль южного и западного фасадов мечети устроена пониженная до уровня ее пола площадка, построенная в XII веке, ко входу со стороны древнего южного портала ведет лестничный спуск. Возможно, это сооружение служило квартальной мечетью.

Археологические работы в мечети Магоки-Аттори были начаты в 1934 году, вскрытием вросшего в землю южного портала мечети. Мечеть расположена к югу от «Шахристана» — древней части Бухары. Восточный портал выходит на главную базарную улицу, где в старину находились многочисленные лавочки продавцов (атторов) лекарственных снадобий, пряностей, красок. В плане мечеть прямоугольна, перекрыта 12 куполами, наибольшая высота 9,3 м, современный пол ниже горизонта улиц на 5 метров. На восточном портале сохранилась мозаичная надпись с датой постройки здания - 953 год хиджры (1546–1547), приписанная ко времени правления шейбанидского хана Абдулазиза (1540–1549).

В XVII веке мечеть носила название «Старый Магок». В XVIII веке, с южной и западной сторон, к мечети был пристроен крытый пассаж - базар, называвшийся «Тимча-и- Сафид», разобранный в 20-х годах ХХ века.

В настоящее время, в мечети Магоки-Аттори расположен музей ковров — филиал Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника (рис.4).

Описание: IMG_4394

Рис. 4.

 

В экспозиции представлены ковры и другие ковровые изделия из фондов Бухарского музея. Ковровые изделия с давних времен считались важным промыслом домашнего обихода. Высокая степень развития ковроделия среди скотоводческих народов определялась большой ролью ковровых изделий в быту. Они заменяли мебель, все виды тары, использовались при скреплении деревянных частей юрты, опоясывании решетчатого остова для его укрепления и украшения. От лучей палящего солнца, холода и всюду проникающей пыли, вход в юрту завешивали снаружи ковровой занавесью, а порог загораживали маленьким узким ковриком. Земляной пол юрты устилали мягкими и теплыми кошмами, паласами и коврами. Утварь, весь домашний скарб хранили в специально приготовленных ковровых вещевых мешках, развешиваемых по решетчатым переплетам юрты или уложенных рядами на сундуках. Употребляли ковровые ткани и для переметных сумок, чепраков, седельников, попон. Горожане застилали полы и использовали ковровые ткани для поделки вещевых мешков и переметных сумок [2].

В орнаментах ковров, в сочетаниях красок, перешагнувших к нам из-за порога веков и тысячелетий, раздается различными отголосками эхо художественного творчества былого, твердо устоявшего против натиска всеуничтожающего неумолимого времени.

Во времена Бухарского эмира, в зимней резиденции было сооружено хранилище «Колинхона», в котором находились более двух тысяч ковров. Наряду с другими драгоценностями, ковры представляли большую ценность. В экспозиции представлены ковры из хранилища «Колинхона» и приобретенные музеем из частных коллекций [3].

Из глубокой старины до наших дней, как в священном сосуде, скопились драгоценные капли архитектурного и художественно-прикладного творчества народов всех эпох и цивилизаций, сменявшихся на широкой арене Востока. Из приходивших друг другу на смену народов, каждый приносил свой вклад в дошедшее до наших дней великое наследие.

 

Литература:

 

1.    Мухаммад ан-Наршахий. История Бухары. Москва-Ташкент, 2010.

2.    Мошкова В. Г. Ковры народов Средней Азии конца XIX — начала ХХ вв. –Ташкент, 1970.

3.    Бурдуков Н. Указатель к коврам, выставленным на исторической выставке в Музее училища барона Штиглица, — СПб., 1904.

 

Основные термины (генерируются автоматически): мечеть, IX-XII, век, восточный портал, ковер, место мечети, пол, храм огнепоклонников, южный портал.


Похожие статьи

Развитие истории времён Амира Темура и Захриддин Мухаммад Бобура

В статье на основе научных материалов освещен вклад А.Темура и З. М. Бобура в развитии истории края. А также раскрыто значение и дано краткое обоснование историческим источникам данного периода.

Жизнь, посвященная вечности. О цареевиче Мухаммад Сиддик Хашматe, сыне эмира Музаффар (1864–1932): жизнь и научное наследие

Своеобразие письменных вариантов художественных текстов Хорезмских дастанов

В статье исследуются локальные особенности в тексте дастанов Хорезма, получивших распространение в письменной форме. Основное внимание уделяется вопросу воздействия письменной литературы на тексты дастанов.

В. А. Рюмин как основоположник краеведения Талышского региона

В статье рассматривается выдающаяся личность и заслуги Владимира Афанасьевича Рюмина в формировании и развитии краеведения Талышского региона Азербайджанской ССР.

Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской государственности

Т. Кулатов руководил правительством Кыргызстана в самую тяжелую историческую пору, в годы Великой Отечественной войны. В статье отмечен вклад руководимого им правительства в развитие народного хозяйства как результат его неустанной деятельности.

Вклад удэгейского народа в развитие района Лазо на примере творчества Джанси Кимонко

Важность повышения туристического потенциала караванного дворца Шенгельды вдоль Великого шелкового пути

Новый метод техники Абру-Бахор в искусстве книжной иллюстрации

В этой статье изложены техника подготовки цветных бумаг в стиле “Абру-Бахор”для росписи и выполнения миниатюр.

Вклад Агахи в создание историческо-литературного сочинения «Фирдавс-ул-икбол»

Теоретические основы применения феликсологического подхода во вьетнамской школе

Похожие статьи

Развитие истории времён Амира Темура и Захриддин Мухаммад Бобура

В статье на основе научных материалов освещен вклад А.Темура и З. М. Бобура в развитии истории края. А также раскрыто значение и дано краткое обоснование историческим источникам данного периода.

Жизнь, посвященная вечности. О цареевиче Мухаммад Сиддик Хашматe, сыне эмира Музаффар (1864–1932): жизнь и научное наследие

Своеобразие письменных вариантов художественных текстов Хорезмских дастанов

В статье исследуются локальные особенности в тексте дастанов Хорезма, получивших распространение в письменной форме. Основное внимание уделяется вопросу воздействия письменной литературы на тексты дастанов.

В. А. Рюмин как основоположник краеведения Талышского региона

В статье рассматривается выдающаяся личность и заслуги Владимира Афанасьевича Рюмина в формировании и развитии краеведения Талышского региона Азербайджанской ССР.

Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской государственности

Т. Кулатов руководил правительством Кыргызстана в самую тяжелую историческую пору, в годы Великой Отечественной войны. В статье отмечен вклад руководимого им правительства в развитие народного хозяйства как результат его неустанной деятельности.

Вклад удэгейского народа в развитие района Лазо на примере творчества Джанси Кимонко

Важность повышения туристического потенциала караванного дворца Шенгельды вдоль Великого шелкового пути

Новый метод техники Абру-Бахор в искусстве книжной иллюстрации

В этой статье изложены техника подготовки цветных бумаг в стиле “Абру-Бахор”для росписи и выполнения миниатюр.

Вклад Агахи в создание историческо-литературного сочинения «Фирдавс-ул-икбол»

Теоретические основы применения феликсологического подхода во вьетнамской школе

Задать вопрос