В статье рассматриваются трудности социальной адаптации младших школьников при переходе в среднее школьное звено, представлены результаты экспериментального изучения данного вопроса.
Ключевые слова: социальная адаптация, младшие школьники, среднее школьное звено.
The article considers the difficulties of social adaptation of younger schoolchildren at the transition to lower secondary school, presents the results the experimental study of this issue.
Keywords:social adaptation, younger schoolchildren, lower secondary school.
Проблема перехода младших школьников в среднее школьное звено характеризуется рядом трудностей в социальной адаптации, обусловленными изменением привычного образа жизни, приспособлением к новым условиям социального существования, среди первичных проявлений часто встречается снижение успеваемости, сдвиг мотивов учебной деятельности, напряжение в отношениях с учителями-предметниками. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования, отраженных в перечне конкретных знаний, умений и навыков, из которых категория личностных универсальных учебных действий представлена ценностными ориентациями, личностными смыслами, мотивами учащихся и их уровнем их социальной адаптации, выражающейся в умении выполнять различные социальные роли [1].
В психолого-педагогической литературе изучением процесса социальной адаптации детей занимались Л. И. Божович, Г. Г Буторин, Л. C. Выготский, В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, Н. Н. Иванова, И. А. Коробейников, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев В. М. Махова, А. В. Мудрик, Д. В. Рязанова, А. Б. Холмогорова и др.. По мнению А. В. Мудрика, «социальная адаптация — это процесс и результат становления индивида социальным существом» [8, 6]. Если рассматривать данное понятие с позиции Л. В. Мардахаева, то «социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека» [7]. Согласно утверждению В. Н. Дружинина, понятие «социальная адаптация — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой» [9, 122]. В словаре терминов по общей и социальной педагогике под социальной адаптацией понимается «активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе» [2, 4].
В психолого-педагогической литературе принято понимать под социальной адаптацией процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, а также адекватных связей с окружающими.
В педагогике и психологии социальная адаптация младших школьников при переходе в среднее школьное звено является не менее проблематичным и сложным процессом, чем социальная адаптация первоклассников к школе. Атмосфера школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка и интеллектуальным возможностям, но и к его личности в целом.
Значимость социальной адаптации при переходе в среднее звено обусловлена происходящей сменой деятельности, что влечет за собой эмоциональный дискомфорт. Основные аспекты школьной жизни затрудняются, а именно — процесс обучения и успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями.
Социальная адаптация отражается «в процессах принятия и усвоения норм поведения, свойственных для конкретной организации, и своей социальной роли в группе» [9, 455]. Процесс социальной адаптации младших школьников при переходе в среднее школьное звено может быть осложнен рядом обстоятельств. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить среди причин нарушения социальной адаптации четыре основные из них.
Во-первых, изменение условий обучения может привести к осложнению процесса социальной адаптации пятиклассников. Зачастую это обусловлено тем, что, обучаясь в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя, у которого он стремился завоевать авторитет, а при переходе в среднее звено ситуация изменилась, так как появляются учителя-предметники.
Во-вторых, трудности перехода к многопредметному обучению связаны с изменением требований в процессе обучения к ученику. Разные подходы учителей, как к подаче материала, так и к выполнению домашних заданий, определяют необходимость перестройки когнитивных процессов. Отсутствие гибкости мыслительных процессов у пятиклассника, могут привести к высокому уровню напряжения, тревоги, процесс обучения в целом может явиться стрессовой ситуацией. Важным для ученика является в процессе адаптации оценивание педагогом его деятельности, понимание критериев выставления отметки позволит ему сориентироваться в учебном материале. Усвоение правил поведения в среднем звене является важным компонентом социальной адаптации.
В-третьих, отсутствие индивидуального контроля со стороны педагога позволяет ученику самостоятельно организовывать собственную деятельность, но в некоторых случаях, школьники могут забывать школьные принадлежности, выполнить домашние задания и т. д. Поэтому в данной ситуации все же важна роль учителя, который научит правильно планировать свою деятельность, образцом поведения может явиться и классный руководитель. Изменение иерархии мотивов будет обусловлена переориентацией потребностей, которые могут быть удовлетворены в учебной деятельности [6].
В-четвертых, усложнение усваиваемого материала будет нести дополнительную интеллектуальную и психологическую нагрузку для школьника. Отсутствие возможности у педагога повторно объяснять материал может привести к пробелам в знаниях у ученика, что приведет к непониманию темы, неотработанным умениям и навыкам. В начальной школе эти пробелы сглаживались индивидуальным подходом учителя, в пятом же классе такого не происходит, материал усложняется от урока к уроку, и если тема прошлого урока была не понята, то последующие более сложные, соответственно тоже не будут ясны.
В данной работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения социальной адаптации младших школьников при переходе в среднее школьное звено. Экспериментальное исследование были проведено на базе МБОУ Дивеевская СОШ, в котором приняли участие 15 учащихся 5 класса в начале учебного года.
Для определения особенностей самооценки школьников (как общего отношения к себе) при переходе к многопредметному обучению и представлений ребёнка о том, как его оценивают окружающие, мы использовали методику «Лесенка» (В. Г. Щур) [3]. Мы выявили, что адекватная самооценка свойственна 8 учащимся (55 %), что свидетельствует о сформированности у них представления о себе, соответствующего реальности, умения оценивать себя и свою деятельность; завышенная самооценка — 5 человек (35 %), у данной категории детей прослеживается явное превозношение себя над другими; заниженная самооценка — у 2 школьников (10 %), что обусловлено проблемами восприятия себя, у них четко прослеживалась идея о том, что «Я плохой».
Использование опросника С. В. Левченко «Чувства в школе» позволило нам определить, какое состояние свойственно ребенку в школе [5]. Мы выявили, что учащиеся испытывают к школе следующие чувства: чувство спокойствия — 35 % (5 человек); чувство усталости — 85 % (13 человек): чувство скуки — 8 % (1 человек); чувство радости — 40 % (6 человек); чувство уверенности в себе — 23 % (3 человека); чувство беспокойства — 77 % (11 человек); чувство неудовлетворенности собой — 23 % (3 человека); чувство раздражения — 8 % (1 человек); чувство сомнения — 40 % (6 человек); чувство обиды — 0 % (0 человек); чувство обиды — 0 % (0 человек); чувство унижения — 0 % (0 человек); чувство страха — 40 % (6 человек); чувство тревоги за будущее — 35 % (5 человек); чувство благодарности — 7 % (1 человек); чувство симпатии к учителям — 30 % (4 человека); чувство и желание приходить сюда — 45 % (7 человек). Следовательно, у большинства детей (11 человек — 77 %) преобладает чувство беспокойства, а также чувство усталости (13 человек — 85 %), что свидетельствует о сложностях в социальной адаптации, обусловленных вышеперечисленными причинами, также встречаются состояния, отражающие положительное отношение к школе (спокойствие, радость, симпатия к учителям, желание посещать школу), что может явиться ресурсом, который необходимо использовать для повышения уровни адаптированности учащихся.
Для оценки уровня и характера тревожности, связанной со школой, мы использовали методику диагностики уровня школьной тревожности Филипса [4]. Мы выявили, что нормальный уровень тревожности встречается у 40 % учащихся (6 человек), им зачастую свойственно спокойное поведение, усидчивость и трудолюбие; повышенный уровень тревожности — 35 % (5 человек), данные дети отличаются беспокойным поведением, порой, не умением слушать; высокий уровень тревожности — у 25 % школьников (4 человека), что характеризуется нервозностью и высоким напряжением.
При переходе в среднее школьное звено важна роль родителей, которым необходимо помогать ребенку при выполнении домашнего задания; следить за успеваемостью ребенка, демонстрируя интерес к процессу его обучения; беседовать с учителями по поводу успеваемости, по поводу поведения ребенка в школе и общения со сверстниками; супругам стоит выработать единую тактику общения с ребенком; обязательно расспрашивать своего ребенка о том, как прошел школьный день, интересоваться произошедшими событиями; выявить связь между интересами вашего ребенка и предметами, изучаемыми в школе.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что у школьников, перешедших в среднее школьное звено, существуют сложности в социальной адаптации, которые проявляются в повышенной тревожности, неадекватной самооценке, и преобладанием негативных чувств к школе, что обуславливает необходимость психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.): офиц. текст.- М., 2009.
2. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.:Просвещение, 2008, 152 с.
4. Коблик, Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программы адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис, 2003. — 122 с.
5. Левченко, С. В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников? // Практика административной работы в школе. — 2005. — № 5. — С.65–66.
6. Максимова, Н. Ю. К вопросу о профессиональной мотивации студентов // Молодой ученый. — 2014. -№ 21.1. — С. 106–108.
7. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
8. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
9. Психология: Учебник для гуманитарных вузов, 2-е изд./ Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер,2009. — 656с.