Содержание статьи представляет общее представление о спортивной подготовке и ее влияние на успешность деятельности команды в пляжном волейболе.
Ключевые слова:пляжный волейбол, спортивная подготовка.
Спортивная подготовка — это целесообразное использование знаний, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям [5].
Очевидно, что от спортивной подготовки будет зависеть исход всей игры. Поэтому, каждый игрок команды должен быть подготовлен во всех ее направлениях. Спортивной подготовки нужно уделять большее время тренировочного процесса.
Полагаем, что разрешить эту проблему в классическом волейболе можно, т. к. тренировочный процесс проходит круглогодично, подготовка игроков не прерывается, не зависит от смены времен года. Во время игры на площадки находится 6 человек, помощь тренера разрешена, в каждой партии есть 2 перерыва, которые может при необходимости взять тренер, не считая технические, игра проходит на твердой поверхности, погодные условия не влияют на игру [3].
В пляжном волейболе практически все наоборот, в каждой партии есть только 1 перерыв, помощь тренера запрещена, замен нет, т. к. игра проходит на песке, под солнцем и всего 2 игрока на площадке, утомляемость игроков происходит раньше чем в классическом волейболе, времени на отдых практически нет, в день игроки могут сыграть от 2 до 4 игр, в зависимости от ранга соревнований. Каждый игрок должен быть универсалом. Поэтому в пляжном волейболе к спортивной подготовке нужно подойти серьезно, тренировочный процесс должен быть насыщенным, основная работа должна идти на воспитание выносливости [1].
Таким образом потребность в спортивной подготовки послужила нам в выборе темы исследования: «Общее представление о спортивной подготовки в пляжном волейболе».
Целью нашей работы является теоретическое обоснование спортивной подготовки в пляжном волейболе.
Результаты работы. Современный этап развития пляжного волейбола характеризуется динамичной игрой с высокими скоростями перемещений, с большим объемом прыжков, требует гибкости, скоростно-силовой подготовленности, хорошей прыгучести и прыжковой выносливости, а так же концентрации внимания и мышления [7].
Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы: теоретическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, морально-волевая и психологическая подготовка, физическая подготовка.
Теоретическая подготовка заключается в привитии знаний по теории и методике спортивной тренировки в той области, с которыми спортсмен сталкивается каждый день. Это прежде всего относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю, в изучении механизмов воздействия на организм человека физических нагрузок, законов жизнедеятельности и развития человеческого организма под воздействием спортивной тренировки, постоянного изучения правил соревнований.
Эффективной формой теоретической подготовки являются также специальные теоретические занятия, лекции, семинары, которые особенно целесообразны в период пребывания в спортивных лагерях и на тренировочных сборах [2].
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике системы движений и доведение их до совершенства.
Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка — на достижение технического мастерства в избранном виде спорта
Условно различают три этапа в построении процесса обучения движениям: 1) начальное разучивание; 2) углубленное, детализированное разучивание; 3) закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия (В. Д. Мазниченко, 1976).
Целью 1-го этапа обучения является изучение основы техники двигательного действия, формирование умения выполнять его в «грубой» форме, 2-го — довести первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного, а 3-го — обеспечить совершенное владение техникой действия в соревновательных условиях [2].
Тактическая подготовка спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики, ее видами и формами. Тактика может быть пассивной, активной и комбинированной.
Пассивная тактика — это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия, например. Активная тактика — это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Комбинированная тактика включает в себя как активные, так и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.
Морально-волевая и психологическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Морально-волевая подготовка спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера. Для того, чтобы добиться высокого уровня развития необходимых в спорте качеств и навыков, спортсмен должен долго, много и настойчиво тренироваться. Это под силу только трудолюбивому, целеустремленному, дисциплинированному человеку. Однако, только высокого уровня подготовленности еще недостаточно для победы. Для того, чтобы побеждать на соревнованиях, нужно уметь бороться за победу, быть собранным, обладать достаточной смелостью и решительностью [1; 2].
Наиболее характерной чертой, свойственной каждому высококвалифицированному спортсмену, безусловно, является исключительная сила воли. Свое высшее выражение воля находит в проявлении так называемых «бойцовских качеств», т. е. способности максимально сконцентрировать все физические и духовные усилия в момент ответственных соревнований, перетерпеть усталость, боль, сломить сопротивление противника и продемонстрировать максимальные возможности необходимые для достижения победы. Отличительным признаком высоких бойцовских качеств как раз и является достижение на соревнованиях более высоких результатов, чем на тренировках.
Волевые качества весьма многообразны. К ним относятся такое чисто специфическое для спортсменов качество, как «умение терпеть», а также упорство, настойчивость в преодолении трудностей, смелость, уверенность в своих силах, решительность, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
В задачи психологической подготовки входит изучение нервной деятельности занимающихся и на этой основе разработка и проведение мероприятий, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии полной «боевой готовности» с высокой степенью психической устойчивости [3].
В процессе спортивной подготовки и спортивных соревнований в целях формирования психической устойчивости применяются: внушение со стороны тренера; регулирование психических состояний самими занимающимися путем применения психотехнических приемов, выполнения упражнений на расслабление с глубоким дыханием, проведения успокаивающего массажа и т. п.; специальные двигательные действия: активная разминка, возбуждающий массаж и др.; применение аутогенной тренировки с целью самонастроя на определенный результат в процессе тренировочных занятий и спортивных соревнований [5].
Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему, каждый уровень, которой имеет свою структуру и свои специфические особенности.
Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности.
Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья.
Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки.
Принцип единства общей и специальной физической подготовки
В качестве средств общей физической подготовки (ОФП) почти во всех видах спорта используют кроссовый бег, упражнения с отягощениями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. Часто включают лыжный бег (для гребцов, пловцов), езду на велосипеде (для лыжников, конькобежцев). Таким образом, в процессе общей физической подготовки необходимо преимущественное развитие тех физических качеств и способностей, которые в большей степени влияют на результативность профессиональной деятельности [6].
Специальная физическая подготовка (СФП) — это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в «своем» виде спорта.
Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач, но от погодных условий тренировка может сорваться, это нужно учесть.
Единственно правильное решение вопроса об использовании общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса [6].
Таким образом анализ методической литературы показал, что большинство направлений спортивной подготовки изучались применительно к классическому волейболу, но не пляжного, что позволяет считать данный вопрос актуальным на сегодняшний день.
Литература:
1. Горчанюк, Ю. А. Методические особенности технической подготовки спортсменов в пляжном волейболе / Ю. А. Горчанюк.
2. Железняк, Ю.Д., Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов. — М.: Академия, 2001.
3. Клещев, Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие,Ю. Н. Клещев — М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. — 192 с.
4. Костюков, В. В. Пляжный волейбол: методическое пособие / В. В. Костюков, Ю. Б. Чесноков, А. В. Тимохин. — М., 1997. — 96 с.
5. Современная система спортивной подготовки /под ред. В. Л. Сыча, Ф. Л. Суслова, Б. Н. Шустина. — М.: Физкультура и спорт, 1995–320с.
6. Фомин, Е. В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов. Методическая разработка. — М., 1993. — 213с.
7. Хемберг, С.Пляжный волейбол. Руководство / С. Хемберг, А. Папагеоргиу. — Терра-Спорт, 2004. — 328 с.