В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
Ключевые слова: дистанционное образование, образование, ограниченные возможности здоровья, детский церебральный паралич.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы [4] заявлен принцип равного доступа детей к полноценному качественному образованию независимо от состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развитие дистанционного образования. Приоритетным направлением работы признано предоставление дистанционных образовательных услуг детям с тяжелыми нарушениями, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения в силу многих причин, лишены возможности получить качественное образование. Кроме того, в настоящее время ведущими направлениями работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются их интеграция и социализация. Для детей с ограниченными возможностями открываются новые возможности в получении образования, реализации своих возможностей. Дистанционное обучение призвано реализовать право каждого ребёнка на образование и получение информации.
Кемеровская область, начиная с 2007 года, входит в проект по дистанционному обучению детей-инвалидов, обучающихся по индивидуальным программам на дому. В МАОУ Тисульской СОШ № 1 работа начата с 1 сентября 2012 года в форме предоставления образовательных услуг по ряду предметов детям с ограниченными возможностями здоровья. Работа ведётся в он-лайн режиме с применением комплектов специального оборудования поставленного в рамках программы по дистанционному обучению детей-инвалидов, обучающихся по индивидуальным программам на дому. Специализированное оборудование рассчитано на детей с различной патологией: детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, детей с нарушениями зрения и слуха, которое позволяет максимально компенсировать имеющиеся проблемы в здоровье.
Дистанционное обучение — это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий. Данная форма позволяет реализовать обучение на расстоянии, предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляется с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети интернет.
В работе используются различные информационные ресурсы (обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи). Вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями используются электронные библиотеки. Рабочее место педагога и ученика с ОВЗ оснащено техническими средствами обучения.
Дистанционное обучение расширило возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу определённых причин не могут посещать школу. Такое обучение позволяет ребёнку учиться в своём собственном темпе, исходя из индивидуальных возможностей и личностных особенностей. Общение с преподавателем осуществляется с помощью программы Skype, что создаёт возможности общения в режиме реального времени, ученик имеет возможность задать вопрос учителю, высказать своё мнение, суждение, ответить на вопросы к уроку и т. п.
К работе по технологии дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья допускаются педагоги прошедшие специальную курсовую подготовку.
Среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное место занимает детский церебральный паралич (ДЦП). Оснащение рабочего места техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата: устройства управления компьютером, специальная клавиатура, альтернативные устройства ввода информации, джойстики, трекболы, головная мышь.
Обучение детей с ДЦП имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении уроков. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик: от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости. В массовой школе в режиме дистанционного обучения занимаются дети с ДЦП с нормальным уровнем психического развития. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. [1, с. 23–30] отмечают, что структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей: неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижения объёма механической памяти и другие особенности. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей.
Работать с такими детьми сложно, но интересно, они непосредственны, впечатлительны, отзывчивы. Им необходимо постоянное внимание, поддержка, похвала. На начальном этапе взаимодействия с учеником преподавателю необходимо установить доверительные отношения, заинтересовать предметом, сделать, технически, учебный процесс понятным, доступным, интересным. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.
На начальном этапе также важно установить контакт с родителями ученика, выяснить уровень развития учебных навыков ребёнка, степень владения компьютером членами семьи (чтобы, при необходимости родители могли оказать поддержку и помощь). Учителю необходимо знать особенности ученика, чтобы эффективно выстраивать учебный процесс и не допускать стрессовых ситуаций.
В работе, помимо общедидактических принципов, руководствуюсь следующими принципами: принцип самостоятельности, принцип мотивации, принцип связи теории с практикой, принцип эффективности. Что обеспечивает возможность индивидуализировать подход к ученику, контролировать ученика и поддерживать с ним обратную связь, обеспечить самоконтроль учебной деятельности, демонстрировать визуальную учебную информацию, моделировать различные процессы и явления, повысить интерес к процессу обучения.
Главное, на мой взгляд, сделать процесс обучения занимательным, интересным, доступным. Создать такие условия для ученика, которые позволят максимально усвоить информацию, получить пользу и практический результат.
В ходе уроков использую подключение к сети Интернет на основе технологий высокоскоростного доступа, что позволяет вести он-лайн обучение. То есть, обучающиеся с ограниченными возможностями могут находиться в постоянном дистанционном контакте с учителем, получают задания и выполняют их, не выходя из дома.
В процессе работы используются ряд сетевых ресурсов и в первую очередь сайт Дистанционного центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставляющий помимо технической поддержки хранилище программно-методических материалов и медиа-ресурсов по учебным дисциплинам школьного курса.
В практике работы применяю алгоритм подготовки к уроку, разработанный с учётом знаний технологии дистанционного обучения, коррекционной педагогики и методологии предмета:
Алгоритм действий при подготовке к дистанционному уроку
1. Информационный блок (а) индивидуальные особенности ученика; б) информация по теме урока):
а) Учёт индивидуальных особенностей ученика:
- имеющиеся ограниченные возможности здоровья (ДЦП, нарушения слуха, зрения, речи и др.);
- успеваемость (слабая, средняя, хорошая; активный, пассивный);
- темп работы на уроке (медленный, средний, быстрый, неравномерный);
- общая подготовленность ученика по предмету (слабая, средняя, хорошая);
- отношение к разным формам работы (предпочитает диалог, предпочитает работу с иллюстративным материалом, предпочитает обсуждение вопросов по теме урока и др.);
- коммуникативность (слабая, средняя, высокая);
- эмоциональность (слабая, средняя, высокая);
- умение пользоваться техническими средствами обучения (слабый, средний, хороший уровень).
б) тема урока, место урока в тематическом разделе, цель урока;
- отбор материалов (аудио- видео) к уроку;
- что ученик должен понять, запомнить, знать и уметь после урока;
- определить доступный ученику объём материала, зафиксировать интересные факты по теме урока;
- методы и приёмы ведения данного урока;
- включение здоровьесберегающего компонента в структуру урока (разминка, рефлексивная техника, профилактика зрительного утомления);
- оформление технологической карты урока.
2. Практика (подбор методов, приёмов к уроку)
3. Рефлексия (анализ проведённого урока)
4. Дополнительный материал к уроку.
Приёмы работы на уроках: использование таблиц, мини-памяток, кратких инструкций, неоднократное возвращение к пройденному материалу, использование занимательных заданий.
Изучение наиболее сложных разделов и тем предваряется систематическим повторением, что создает условия для обобщения ранее пройденного материала и закрепления вновь изученного [1, с. 148].
Представляется целесообразным ещё раз отметить, что для педагога, важно изучить особенности развития своих учеников с ограниченными возможностями здоровья. Эти знания позволят качественно организовать учебный процесс, подобрать адекватные способы и приемы педагогического воздействия и добиться максимального результата обучения.
Памятка для педагога, работающего с детьми с ДЦП
1. На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима:
- фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя;
- применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) или другую учебную деятельность (например, чтение, т. к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки);
- обязательный перерыв в занятии на физкультминутку (разминку).
2. В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т. д.).
3. Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки — контроля за слюнотечением.
4. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).
5. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
6. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Безусловно, для организации систем дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо также учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации. Данное явление обусловлено особенностями динамичного развития современной информационной среды, что конечно же оказывает влияние на личностное развитие детей.
Необходимо отметить тот факт, что данные методы работы не ограничены только конкретной категорией учащихся с ОВЗ, но и предоставляют возможность распространения подобного опыта на всех участников образовательного процесса при наличии технических условий, что даёт возможность перехода к индивидуализации в обучении.
Литература:
1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
2. Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012. — 191 с.
3. Особенности обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. — М.: СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с.
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы. — режим открытого доступа http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html