В момент обретения независимости, Сингапур представлял собой, маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружественно, а треть населения симпатизировала коммунистам. Именно поэтому, себя и своих соратников, новый руководитель государства, Ли Куан Ю характеризовал как «группу буржуазных, получивших английское образование лидеров» [1, с. 9–11].
Новая стратегия экономического развития правительства Ли Куан Ю, строилась на превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», — писал Ли Куан Ю. В результате «американские транснациональные корпорации первыми увидели для себя, а впоследствии и заложили, фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности в развивающейся стране». Это небольшое государство стало, в частности, крупным производителем электроники. [1, с. 18]. С какими — же проблемами, пришлось столкнуться государству в начале построения экономики нового типа? Прежде всего, это высокая коррупция. Борьба с коррупцией началась путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год.
Вторая проблема, организованная преступность, состоящая из преступных группировок — триад. Для решения этой задачи, было принято решение полностью обновить личный состав полиции с малайцев на китайцев. Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Был создан независимый орган по борьбе с финансовым расхищением в высших эшелонах власти, Агентство по борьбе с коррупцией.
Параллельно, после начала проведения выше перечисленных мероприятий, возникла необходимость радикально изменить экономику с помощью методов новаторства и экспериментирования. На какие факторы, ориентировалось правительство Сингапура? Прежде всего, на развитие таких богатых и мощных финансовых центров мира, как Венеция, Голландия, Британия и США. Ли КУАН Ю посчитал, что эти центры обязаны своим процветанием наличия у них атмосферы интеллектуальной свободы, отразившейся новых идеях воплощенных в экономике. [3, с — 15]. Но прежде всего, важна была сама идея дисциплины, строгому отношению к работе и возможности анализировать предстоящий успех. Возникла необходимость продумать экономическую политику так, чтобы с одной стороны, она умело поощряла капиталовложения, независимо от того, какими бы они не являлись (внутренними или внешними), а с другой стороны, сдерживала темпы инфляции и обеспечивала высококачественное образование. Вопрос с образованием был решен, путем заимствования модели образования у американцев. И хотя, оно является платным, но сами сингапурцы, придают существенное значение не только десятилетнему процессу школьного обучения, но и различного рода курсам усовершенствования, переподготовки повышения определенных производственных навыков. В политехнических школах и колледжах Сингапура, помимо технических дисциплин обязательно преподаются основы графического дизайна и архитектуры. Кроме того, дополнительные лабораторные занятия, семинары — под руководством квалифицированных педагогов, позволяет большей части граждан, получать качественные знания, которые они сразу после окончания учебных заведений, успешно применяют на практике. Кроме того, принято решение, приглашать для выступления на лекциях в вузах людей совершенно разных профессий — менеджеров, инженеров и т. д. Это как раз те специалисты, которые способны расширить кругозор и внести в процесс обучения новые знания известные более практикам, чем теоретикам [3, стр 106–111.] В результате, вчерашние выпускники, попадая на производство, усваивают, следующие принципы экономики: «Качество, надежность и точность»!
По поводу самого процесса труда. По мнению правительства, труд должен быть эффективным. То есть, необходимо убрать все препоны, чтобы он доставлял не только прибыль, но и здоровое удовлетворение выполненной работой. А в подобном раскладе сил, не последнюю роль играет зарплата. Поскольку, чтобы спросить с работника за качество выполненной работы, надо ему хорошо платить. То есть, государственный и частный сектор должны совпадать по уровню оплаты. Отсюда плавно вытекает вывод, что для привлечения в экономику огромных денег, требуется создать соответствующие комфортные условия. А когда деньги прибыли, нужно, чтобы они быстро вкладывались или обменивались на необходимые товары. Для подобной быстроты, требуются построить соответствующие трассы. Сингапур пронизывают многорядные шоссе, прямые авиасообщения с любой точкой мира. Причем аэропорт Сингапура — Чанги, сам по себе является архитектурным шедевром, призванный обслужить, как грузоперевозки так и пассажиропоток, а также служащий местом отдыха для прибывающих туристов. Судите сами, аэропорт эксплуатирует четыре терминала. Терминал 1 был открыт в 1981 году, в нем находится галерея с кактусами (более 40 видов из Африки и Южной Америки), имеется бассейн. Терминал 2 вошёл в эксплуатацию в 1991 году. Он разделён на 4 секции с гейтами. В терминале имеется кинотеатр, ресторан Burger King и торговая зона. Внутри терминала и на крыше разбит сад. В Терминале 2 расположен один из крупнейших в мире плазменных дисплеев. Терминал 3 открыт в 2008 году. Здесь находится галерея бабочек. Бюджетный Терминал (Budget Terminal) открыт в 2006 году. Он обслуживает рейсы бюджетных авиакомпаний. Кроме того, в аэропорту совершают посадки самолеты более 70 компаний со всего света, а около 600 судовых фирм имеют здесь свои представительства.
Главный конек правительства, это абсолютная безопасность, как фирм, так и отдельных граждан. Именно по этой причине, банки так облюбовали страну, поскольку одних только представительств, здесь находится около 150. Банковское дело является одной из активно развивающихся отраслей экономики Сингапура. В стране насчитывается 121 коммерческий банк, в том числе местных — 7, иностранных — 114 [2, с — 198]. На сентябрь 2010 года объём активов (пассивов) в банковском секторе Сингапура, по оценкам Денежно-кредитного управления Сингапура, составил 764 млрд сингапурских долларов.
Центральным банком страны является Денежно-кредитное управление Сингапура, которое определяет монетарную политику в стране, регулирует деятельность банковских и финансовых учреждений, определяет объём эмиссии денег. Фактический выпуск сингапурских долларов осуществляется Монетным двором Сингапура. Ли Куан Ю абсолютно уверен, что первостепенное условие — доверие между населением страны и ее руководством. Без этого человеческого доверия, понимания того, что все мы — одна команда, играющая на один и тот же результат, никакого успеха даже самый гениальный политик не добьется. Замечу, что для Ли Куан Ю искреннее доверие — это важнейший принцип построения взаимоотношений не только между различными общественными группами, но и применительно к таким вещам, как национальная валюта, национальные банки и многое другое. Люди не должны бежать со своими деньгами куда глаза глядят, спасаясь от инфляции, — нужно, чтобы они доверяли, прежде всего, своим местным банкам. Причем в любой, даже самой кризисной ситуации. А тот, кто народу что-то обещает, потом непременно обязан выполнить обещанное. Далее, по мнению Ли куан Ю, люди должны искренне одобрять любые меры, предпринимаемые правительством в борьбе с коррупцией, верить в надежность и неподкупность судебной системы, которая стоит на страже закона и порядка в стране. Вы можете себе, например, представить, чтобы два сингапурских олигарха судились между собой в Лондоне? Да ни за что — потому как дома их бы давно уже по собственным законам попросту ликвидировали как социальное явление. Кроме того, мистер Ли, всегда ратовал за четкое взаимодействие чиновников любого ранга с остальными гражданами. Чиновник в Сингапуре всегда существует в первую очередь для рядовых граждан, которые, заплатив налоги, наняли его на службу. Так он относился и к работе премьер-министра, когда занимал этот пост сам, того же он требует и от всех остальных чиновников Сингапура, которые никогда не должны забывать об ответственности перед гражданами страны. А вот чего Ли Куан Ю на протяжении всей своей политической карьеры не принимал и никогда не рассматривал как панацею от имеющихся в стране проблем (а ведь на начальном этапе их у Сингапура было более чем достаточно) — это внешняя помощь. Вспомните, сколько самых разных государств мира только и надеялись на то, что МВФ, Всемирный банк, Америка, Япония и все, у кого всегда водились деньги, придут, спасут, накормят-напоят и из беды выручат. Ли Куан Ю на дух подобного подхода не переносит. Он считает, что никакой помощи «за просто так» нигде и никогда не было, нет и не будет в будущем. А вот иждивенческие настроения населения, правительства и деловых кругов подобная «помощь» будет только усиливать, расхолаживать, и ничем хорошим такая ситуация априори закончиться не может. Более того, Ли Куан Ю и сам, и позднее его сменщики на посту премьера никогда и ни одной стране мира не дают никаких кредитов «на глупости». И уж тем более на закупку обыкновенных товаров и услуг, которые страны-заемщики могли бы без проблем производить у себя. И здесь позиция Сингапура очень резко контрастирует с так называемой «помощью», которую нынче оказывают всем желающим страны Западной Европы, США и даже идущий в экономическую «гору» Китай. Есть и еще одна очень глубокая, на мой взгляд, мысль, которую первый премьер Сингапура не просто озвучивает в своих речах и книгах, но и по-отечески, на положении «успешного государственного предпринимателя» доводит до сведения многих первых лиц самых различных государств. Ли Куан Ю уверен, что наличие богатых природных ресурсов никогда не может стать основой для построения благополучного общества, поскольку природные ресурсы могут в любой момент закончиться. А если исключительно на них делать ставку, то долго такое государство-иждивенец не протянет. Однако о повторении, сингапурской модели у себя, хотят то страны Азии, то Европы, а то и на постсоветском пространстве. И при этом все они ссылаются исключительно на сингапурский опыт и личное участие в процессе первого руководителя данного государства. То что Сингапур, постоянно упоминается как пример процветающего и справедливого общества для других государств мира, никого уже и не удивляет.
Литература:
1. Ли Куан Ю. Из третьего мира — в первый. История Сингапура (1965–2000)
2. Сигов Ю. Сингапур. Восьмое чудо света.
3. Факарид Закария. Культура — это судьба? Беседа с Ли КуАН Ю.