Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.01.2015

Статья просмотрена: 17453 раза

Библиографическое описание:

Агафонова, Л. Н. Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение / Л. Н. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14968/ (дата обращения: 15.11.2024).

Проведен анализ основных особенностей деятельности, преимуществ и рисков при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение.

Ключевые слова: риск, автономное учреждение, управление.

 

Автономное учреждение — это некоммерческое образование, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для исполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение в сравнении с бюджетным имеет определенные особенности при проведении своей деятельности, установленные правовым статусом учреждения. На данный момент имеет место ужесточение условий использования внебюджетных средств бюджетными организациями в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации. Возросшая финансово-хозяйственная самостоятельность автономных учреждений предоставляет ряд привилегий для функционирования в сравнении с бюджетным. Следует перечислить основные преимущества от организации автономного учреждения по сравнению с его работой в форме бюджетного:

1.                  Учредитель автономного учреждения в обязательном порядке устанавливает для учреждения государственное (муниципальное) задание на предоставление услуг и осуществляет финансовое обеспечение исполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

2.                  Автономное учреждение самостоятельно распределяет и использует полученную из бюджета субсидию (субвенцию) на выполнение задания учредителя, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания, предоставление услуг соответствующего качества в рамках его исполнения и достижение установленных показателей результативности.

3.                  Автономное учреждение самостоятельно в распоряжении доходами, полученными от оказания платных услуг или исполнения работ по договорам помимо исполнения задания учредителя.

4.                  Автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях; расходование средств автономным учреждением не контролируется органами Казначейства Российской Федерации.

5.                  Автономное учреждение не является государственным (муниципальным) заказчиком и не обязано расходовать бюджетные средства на финансирование исполнения задания учредителя через процедуру государственного (муниципального) заказа.

6.                  Автономное учреждение вправе привлекать заемные средства в рамках осуществления своей деятельности.

7.                  Для автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, законодательством предусмотрена возможность в установленных случаях «вернуться» в форму бюджетного учреждения без переоформления разрешительных документов [1].

Таблица 1

Основные особенности функционирования бюджетных учреждений и автономных учреждений [1]

Показатель

Бюджетное учреждение (БУ)

Автономное учреждение (АУ)

Управление учреждением

Органы управления

Учредитель, руководитель; наблюдательный совет не является обязательным органом.

Также см. ст. 158 БК РФ, определяющую бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Учредитель, наблюдательный совет, руководитель и иные органы, предусмотренные Законом об автономных учреждениях № 174-ФЗ и уставом автономного учреждения

(п.2 ст.8 и ст.9 174-ФЗ)

Финансирование

Участие учредителя в финансировании учреждения

В соответствии со ст.120 ГК РФ, бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. В соответствии с новой редакцией БК РФ (ст. 41), доходы учреждений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и платных услуг включаются в состав неналоговых доходов бюджетов (после принятия соответствующего Федерального закона).

В соответствии с п.3 ст.4 Закона об автономных учреждениях № 174-ФЗ, учредитель финансирует:

1.                  Выполнение учреждением задания по нормативам;

2.                  Расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления;

3.                  Расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, в т. ч. земельные участки;

4.                  Расходы на развитие АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

 

Преимущества и риски для учреждения при переводе его в форму автономного учреждения могут заключаться в следующем:

1.      Автономное учреждение извлекает доходы из двух основных источников:

а) бюджетное финансирование исполнения задания учредителя, содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества, уплаты налогов и развития учреждения в рамках утвержденных программ;

б) доходы от предпринимательской деятельности помимо исполнения задания учредителя. При этом доходы автономного учреждения поступают в его собственное распоряжение (собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления деятельности автономным учреждением). Высокий уровень финансовой самостоятельности автономного учреждения дает ему возможность существенного увеличения внебюджетных доходов.

2.         Одним из основных рисков для автономного учреждения является вероятность понижения объёма государственного (муниципального) задания и, соответственно, величины бюджетного финансирования. Способом нейтрализации данного риска может служить разработка и принятие регионального или местного бюджета на трехлетний период либо утверждение перспективного финансового плана с выделением на среднесрочную перспективу строки «субсидии автономным учреждениям» с неснижаемым из года в год плановым объемом ассигнований. Необходимо отметить, что риск понижения объемов бюджетного финансирования существует также и для бюджетных учреждений.

3.         Риском для автономного учреждения также является возможность банкротства кредитного учреждения, в котором автономное учреждение открыло счет. В качестве способа нейтрализации данного риска можно предложить выбор учреждением для открытия счета наиболее надежных банков — например, таких, существенная доля акций которых находится в государственной собственности (Сбербанк РФ, Внешторгбанк и пр.).

4.         Для автономного учреждения имеет место значимый риск невозможности исполнения своих обязательств перед кредиторами. В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам, а собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Таким образом, автономное учреждение в случае невозможности исполнения своих обязательств перед кредиторами отвечает по обязательствам своим движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств учреждения, а также денежными средствами на своих банковских счетах.

5.         Немаловажным для автономного учреждения является также риск несвоевременного финансирования исполнения задания учредителя и (или) поступления доходов от оказания платных услуг и исполнения работ по договорам помимо исполнения задания. Задержка при перечислении субсидии (субвенции) на выполнение задания учредителя в соответствии с установленным графиком может привести к невыполнению автономным учреждением своих обязательств перед персоналом и внешними контрагентами, несоблюдению гарантий получателям услуг, что может привести к потере платежеспособности учреждения и снижению объемов и (или) качества оказываемых услуг. Что касается доходов от оказания платных услуг и исполнения работ по договорам помимо исполнения задания учредителя, то практика показывает, что сокращение доходов от платных услуг до 10 % относительно плановых показателей позволяет учреждению относительно безболезненно покрыть свои обязательства за счет переноса на более поздний срок некоторых расходов. Более значительные сокращения внебюджетных доходов, как правило, приводят к серьезным последствиям и оказывают негативное влияние на качество и объемы оказываемых учреждением услуг.

Автономные учреждения обладают самостоятельностью в распоряжении всеми доходами, полученными от оказания платных услуг и исполнения договоров помимо исполнения задания учредителя. В соответствии с Законом об автономных учреждениях собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности учреждения в случае сдачи в аренду с согласия учредителя имущества, находящегося на праве оперативного управления. Все доходы от аренды поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, но учредитель при этом не финансирует расходы на содержание сданного в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления.

 

Литература:

 

1.                  Абанкина И. В., Меркулова Г. И., Осовецкая Н. Я. Основные критерии перевода бюджетных учреждений образования в автономные учреждения и принципы финансового планирования их деятельности. // Вести образования

2.                  Вифлеемский А. Переход бюджетного учреждения в автономное. // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 1, июль 2007 г.

3.                  Емельянова О. Особенности налогообложения автономных учреждений. // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 2, август 2007 г.

4.                  Оценка возможных рисков и последствий перевода бюджетных учреждений образования в автономные учреждения. «ИМА Консалтинг», http://www.ima-consulting.ru/

5.                  Письмо Минэкономразвития России от 18 января 2008 г. № Д04–90 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): автономное учреждение, учреждение, исполнение задания учредителя, исполнение работ, Российская Федерация, ценное движимое имущество, бюджетное учреждение, доход, оперативное управление, собственник имущества.


Похожие статьи

Перспективы проектного финансирования инвестиционных проектов в России

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития проектного финансирования в России, а также определяются его особенности и отличия от других видов финансирования инвестиционных проектов. Представлены некоторые пути преодоления затруднений в ...

Бухгалтерский и налоговый учет основных средств. Есть ли необходимость в сближении?

Статья посвящена процессу выявления и отражения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом в части объектов основных средств на бухгалтерских счетах. В работе исследованы варианты сближения этих видов учета с позиции оптимального построения учетно...

Стоимостно-ориентированное управление компанией или создание стоимостного мышления

Данная статья посвящена рассмотрению стоимостно-ориентированного подхода в управлении компанией (value based management — VBM), как новому вектору развития и ведения бизнеса в условиях неопределенности. Проведенное исследование позволяет сделать выв...

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Применение игрофикации в сфере управления персоналом

Цель исследования заключается в анализе практики использования игрофикации в сфере управления персоналом. В данной статье описаны определение, задачи, элементы, виды и инструменты применения игрофикации в управлении персоналом. В результате были выяв...

Методика проведения аудита хозяйственных операций по учету основных средств

Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определённому критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Аудит основных сред...

Научно-практические подходы к оценке эффективности систем управления предприятием

В статье раскрыты теоретические основы и практические аспекты организации и функционирования систем управления, проанализированы тенденции их развития, обоснованы рекомендации относительно повышения эффективности системы управления в сельскохозяйстве...

Анализ финансовых результатов коммерческого банка

Основной целью функционирования кредитного института — получение максимально возможной прибыли путем обеспечения устойчивости, довольно долгого функционирования и прочности в позиции на банковском рынке. Все активные и пассивные операции отражают кон...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Похожие статьи

Перспективы проектного финансирования инвестиционных проектов в России

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития проектного финансирования в России, а также определяются его особенности и отличия от других видов финансирования инвестиционных проектов. Представлены некоторые пути преодоления затруднений в ...

Бухгалтерский и налоговый учет основных средств. Есть ли необходимость в сближении?

Статья посвящена процессу выявления и отражения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом в части объектов основных средств на бухгалтерских счетах. В работе исследованы варианты сближения этих видов учета с позиции оптимального построения учетно...

Стоимостно-ориентированное управление компанией или создание стоимостного мышления

Данная статья посвящена рассмотрению стоимостно-ориентированного подхода в управлении компанией (value based management — VBM), как новому вектору развития и ведения бизнеса в условиях неопределенности. Проведенное исследование позволяет сделать выв...

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Применение игрофикации в сфере управления персоналом

Цель исследования заключается в анализе практики использования игрофикации в сфере управления персоналом. В данной статье описаны определение, задачи, элементы, виды и инструменты применения игрофикации в управлении персоналом. В результате были выяв...

Методика проведения аудита хозяйственных операций по учету основных средств

Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определённому критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Аудит основных сред...

Научно-практические подходы к оценке эффективности систем управления предприятием

В статье раскрыты теоретические основы и практические аспекты организации и функционирования систем управления, проанализированы тенденции их развития, обоснованы рекомендации относительно повышения эффективности системы управления в сельскохозяйстве...

Анализ финансовых результатов коммерческого банка

Основной целью функционирования кредитного института — получение максимально возможной прибыли путем обеспечения устойчивости, довольно долгого функционирования и прочности в позиции на банковском рынке. Все активные и пассивные операции отражают кон...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Задать вопрос