Преступность в армии и на флоте нельзя объяснить в отрыве от общего состояния преступности в стране, что вызывает серьезную тревогу. Увеличилась организованная преступность, растет преступность среди подростков и молодежи.
Общие закономерности, характерные для всего нашего общества, являются глубинными причинами воинских преступлений: происходящее в жизни страны отражается и не может не отражаться на будущем войне.
В Постановлении Президента Республики Казахстан «О мерах по укреплению воинской дисциплины и усилению борьбы с правонарушениями в Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 23 ноября 1994 года говорится: «Несмотря на принимаемые организационные, воспитательные и правовые меры, состояние воинской дисциплины в Вооруженных Силах Республики не отвечает предъявленным требованиям. Расчет и количество правонарушений… распространены факты неуставных взаимоотношений и уклонения от воинской службы…» [1].
Действительно, особую тревогу вызывает совершение в армии воинских преступлений.
Анализ оперативной обстановки за последние годы и реальная картина преступности (с учетом ее латентной части) свидетельствует о том, что криминальная ситуация в войсках по-прежнему остаётся сложной, а усилий военных органов, как управления, так и правоохранительных, явно недостаточно. Преступность продолжает оказывать отрицательное влияние на установление твердого уставного порядка и серьезно подрывает имидж воинской службы. За 11 месяцев 2012 года допущен незначительный рост общеуголовных преступлений (+3,1 %). Негативным фактором стал рост на 25 % особо тяжких и на 61,3 % тяжких преступлений. Среди воинских преступлений резко (на 80 %) возросло число преступлений, связанных с уклонением от исполнения обязанностей воинской службы [2].
Основными причинами порождающими воинские преступления являются неблагоприятные формирования личности юноши в семье, в школе, на производстве, пьянство, а в условиях армии — плохое знание личности война отдельными командирами, начальниками, их безнаказанность, и в отдельных случаях — несоблюдение Устава Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Следует отметить, что существенное значение имеет состояние воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, призванных организовывать воспитательную работу в войсках, формировать у военнослужащих, верность конституционному долгу; готовность к защите Родины; реализовать мероприятия по профилактике правонарушений среди личного состава.
Имеет значение и то, что вся жизнь военнослужащих, их служба, быт, отдых строго регламентированы, что порождает внутри личностные конфликты, разрешаемые довольно часто путем «протестующих» действий противоправного характера. Также трудности адаптации в новой микросреде, что нередко служит социально-психологической основой криминального поведения.
Все эти преступления подрывают, ослабляют воинскую дисциплину, без которой невозможно обеспечение надлежащей боеготовности войск, что свидетельствует об их общественной опасности. Они могут причинять существенный вред интересам личности, отношениям собственности [3].
Для предупреждения преступности военнослужащих на общесоциальном уровне первостепенное значение имеют масштабные общегосударственные меры. Вооруженные Силы должны избавиться от позорных, несовместимых с их предназначением криминогенных явлений и процессов и занять достойное место в обществе. Необходимо обеспечить социальный престиж воинской службы, реальную профессионализацию войск, соответствие всего личного состава современным, качественно новым требованиям. Только на этой основе могут успешно решаться задачи по предупреждению преступлений среди военнослужащих.
Наряду с устранением, нейтрализацией или уменьшением степени воздействия неблагоприятных факторов, влияющих на преступность, необходимо обеспечивать выявление и внедрение новых, благоприятно воздействующих на преступность, факторов или использовать уже существующие факторы такого рода. Например, необходимо учитывать положительное влияние на военнослужащих системы воинского воспитания, строгую регламентацию жизни и быта военнослужащих уставами, обеспечение личного состава предметами первой необходимости и др.
После нормализации финансирования, воссоздания воспитательных органов в армии наметились условия для функционирования минимальной системы профилактики преступности среди военнослужащих [4].
С учетом интересов предупреждения преступлений и других правонарушений следует решительно очищать воинскую среду от командиров и начальников, запятнавших себя аморальными, антиобщественными, а тем более противозаконными действиями.
И несмотря на то, что воинские преступления рассматриваются в последней главе Уголовного кодекса Республики Казахстан [5], они занимают важное место в системе уголовного законодательства и им свойственны отличительные признаки, которые далеко не тождественны с признаками преступлений против человека, в сфере экономически против государственной службы, общественной безопасности и здоровья населения.
Твердое знание этих специфических черт воинских преступлений необходимо не только для военных юристов, но и для всех командиров-воспитателей армии и флота в далее правильной, целенаправленной, эффективной предупредительной работы в войсках.
Важно, чтобы меры профилактики правонарушений военнослужащих обрели последовательно упреждающий характер и начинались в семье, общеобразовательных школах, трудовых коллективах, откуда выйдут наши будущие защитники Отечества.
Литература:
1. Закон Республики Казахстан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», 19 января 1993 г.
2. Программа профилактики правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан на 2013–2015 годы, 13.12. 2012 г.
3. Приказ Министра Обороны Республики Казахстан «О морально нравственной обстановки в Вооруженных Силах Республики Казахстан», 19 июля 2006 г. № 140.
4. В. Г. Волчок. Основные направления предупреждения преступности среди военнослужащих. Журнал РОД «За права военнослужащих». Военно-уголовное право, 2005 г. № 3.
5. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.06.2014 г.)