В данной статье анализируется процесс учета и систематизации муниципальных нормативно- правовых актов.
Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.
This paper analyzes the process of recording and organizing municipal regulatory acts.
Keywords:Systematization of normative — legal acts, accounting and regulatory legal acts.
Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства [8 с.19] в определенную систему.
В научной юридической литературе под систематизацией понимается деятельность, направленная на обработку, упорядочение и приведение нормативно-правовых актов в единую согласованную систему. Ее целью является создание соответствующих условий применения права, установления связи между правотворчеством и правореализационной практикой [9 с. 64]. В научной литературе выделяются следующие виды систематизации нормативно-правовых актов:
1) инкорпорация;
2) консолидация;
3) кодификация.
Также многие авторы отмечают, что понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности, а именно: учет нормативных актов, их инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства [4].
Как разновидность систематизации, учет нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Учет нормативных правовых актов не изменяет содержания правовых норм, он предусматривает только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений.
Учет нормативных актов — сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.
В проекте ФЗ «О нормативных правовых актах в РФ» под учетом нормативных правовых актов понимается сбор, хранение и формирование фонда нормативных правовых актов, создание поисковых систем, обеспечивающих получение достоверной информации о нормативных правовых актах. Учет должен обеспечивать получение государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, общественными объединениями и гражданами достоверных сведений о нормативных правовых актах.
На современном этапе, является актуальной проблема систематизации и учета муниципальных нормативно- правовых актов, принятых в муниципальных образованиях. В этой связи в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации наделены с 1 января 2009 г. полномочиями по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов.
В связи с чем, на федеральном уровне был принято Постановление Правительства РФ «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» от 10 сентября 2008 года № 657», в котором было закреплено создание федерального регистра муниципальных правовых актов, который состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В данном Постановлении был определен федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет ведение и методическое обеспечение регистра — Министерство юстиции РФ. Согласно п. 8 данного Постановления Министерство юстиции РФ Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает:
а) сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
б) ввод информации в регистр;
в) гарантированное хранение информации в регистре;
г) ведение классификаторов, словарей и справочников регистра;
д) ведение информационного портала регистра;
е) предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре;
ж) режим защиты сведений, содержащихся в регистре [3].
Согласно ст. 43.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации [2].
В связи с этим, в субъектах РФ были приняты нормативно- правовые акты, которые бы регулировали отношения по поводу ведения региональных регистров муниципальных нормативно- правовых актов. В настоящее время законы, устанавливающие порядок ведения региональных регистров муниципальных правовых актов, приняты во всех субъектах Российской Федерации.
При этом наблюдается существенное различие в подходах к ведению региональных регистров, в том числе при организации правовой экспертизы муниципальных правовых актов на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству.
Закон Республики Бурятия от 13 октября 2008 г. № 470-IV «Об организации и ведении республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов» действует с 1 января 2009 г.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 ноября 2009 г. № 446 утверждено Положение о порядке формирования республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов. В соответствии с указанным Положением ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов возложено на Государственно-правовой комитет администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия. Постановлением правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2009 г. № 510 утверждено Положение о порядке проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Республике Бурятия. В Республике Мордовия принят Закон республики Мордовия от 30 октября 2008 года № 102- З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия», в частности определен орган, осуществляющий ведение реестра — Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции.
Деятельность Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции (далее — Госкомюст) по ведению Регистра осуществляется в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», Законом Республики Мордовия от 30 октября 2008 г. № 102-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия», Положением о Государственном комитете Республики Мордовия по делам юстиции, приказом Госкомюста от 4 марта 2009 г. № 21 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия».
Несмотря на то, что определен перечень актов, которые необходимо отправлять в муниципальный регистр субъекта, на практике достаточно часто возникает большое количество вопросов, касающегося того, какие документы следует направлять, в связи с тем, что понятие «муниципальный нормативный правовой акт» в федеральном законодательстве отсутствует. На практике отсутствие четких критериев нормативности дезориентирует работников органов местного самоуправления, что влечет направление правовых актов, не подлежащих включению в регистр. Так, в Республике Бурятия в 2012 г. из 10294 актов, направленных органами местного самоуправления для включения в региональный регистр, 1547 актов не подлежали включению в него.
Хотелось бы подчеркнуть, что зачастую на практике возникают сложности, в связи тем, что отдельными главами муниципальных образований деятельность по взаимодействию с уполномоченным органом по ведению Регистра не всегда отвечает требованиям действующего законодательства, в результате чего грубо нарушаются сроки направления МНПА для включения в Регистр. В результате чего высшие должностные лица муниципальных образований привлекаются к административной ответственности по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергаются административному штрафу [1].
На практике возникают проблемы в связи с тем, что нарушаются сроки предоставления муниципальными органами принятых актов в орган субъекта, уполномоченный на ведение регистра, либо муниципальные нормативно- правовые акты предоставляются не в полном объеме, без надлежащего заверения, часто отсутствуют электронные варианты сведений, направляется значительное количество ненормативных актов [4, с.15].
В заключении хотелось бы отметить, что процесс систематизации и учета нормативно — правовых актов является актуальной на современном этапе и,поэтому, необходимо выстроить эффективное взаимодействие между федеральными, региональными и местными органами власти в сфере формирования информации о нормативно- правовых актов для того, чтобы улучшить жизнь граждан на местах.
Литература:
1. РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001, № 195-ФЗ // Российская газета, 2001, 31 декабря.
2. ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 // Российская газета, 2003, 8 октября.
3. Постановление Правительства РФ О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов: Постановление правительства от 10 сентября 2008 года № 657 // Собрание законодательства РФ, 2008, 22 сентября.
4. Иванова А. Ю. Проблемы ведения регистра муниципальных нормативных актов в едином информационном пространстве // Информационное право, 2012, № 4, C. 13–19
5. О. В. Хышиктуев, Д. Ц. Хобраков. Актуальные проблемы ведения регионального регистра муниципальных нормативных правовых актов // Российская юстиция. -2013. — № 8, с. 9–11
6. Попов. С. О. Юридическая ответственность муниципалитетов в связи с ведением федерального регистра нормативных правовых актов // Практика муниципального управления, № 2, 2011, С. 88–96
7. Мозженко И. И. Проблемы регистрации муниципальных нормативных актов // Бизнес в законе. Экономико- юридический журнал. № 1/11, С.17–19.
8. Худойкина Т. В. Стабильность закона или законодательства? (теоретические и практические аспекты) // Журнал российского права, 2010, № 9, С. 18–28.
9. Худойкина Т. В. Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т. В. Худойкина, А. А. Брыжинский; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Саранск, 2008. 224 с.