Формирование регулятивных универсальных учебных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 2930 раз

Библиографическое описание:

Корниенко, В. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий / В. А. Корниенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14986/ (дата обращения: 16.11.2024).

Федеральный государственный стандарт второго поколения, внедряемый в школьную жизнь, меняет подходы к общему образованию в современной школе, так как современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. В соответствии с ФГОС цель образования есть развитие личности обучающегося. Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха и оно должно происходить на основе освоения универсальных способов учебной деятельности.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Выделяются следующие виды универсальных учебных действий:

1.      Личностные, предполагающие жизненное, профессиональное самоопределение;

2.      Регулятивные, обеспечивающие организацию обучающимися своей учебной деятельности (планирование, прогнозирование, коррекцию, оценку);

3.      Познавательные, развивающие общеучебные, логические способности;

4.      Коммуникативные, обеспечивающих социальную компетентность ученика.

Анализ особенностей преподаваемого предмета (история, обществознание) и возможностей учеников, уровня их развития, позволяют мне выделить в качестве наиболее сложных освоение регулятивных УУД. Школьник должен уметь правильно поставить перед собой учебную задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Самореализация ребёнка происходит, если он принимает участие в образовательном процессе не как пассивный объект обучения, а как полноправный партнёр, когда на уроке обращаются к социальному опыту ученика, а ученик имеет возможность свободно высказать свою позицию. Учителю, необходимо переосмыслить свою деятельность и освоить новые позиции: партнёра, эксперта, организатора самостоятельной деятельности.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Цель мотивации фокусировать внимание обучающихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у обучающихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мотивацией может являться притча, стихотворение, песня, воспоминание или отрывок из фильма, ассоциативный ряд и т. д. Обычно мотивация занимает до 5 % учебного времени. Мы на уроках должны научить учеников самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть. Проблемный блок занимает до 10 % учебного времени. Оценочно-рефлексивный блок занимает не менее 20 %. Цель рефлексии, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, смогли ли решить проблему, как можно применить полученное на занятии в будущем.

Условия формирования и развития регулятивных действий:

1.      Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи: (для того чтобы…(цель)…надо…(действие).

2.      Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3.      С обучающимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4.      Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5.      Использование цветных и графических форм представления оценок.

6.      Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.

7.      Использование в образовательном процессе организацию взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия, заполнение рефлексивного портфолио.

Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, диспут, взаимоконтроль, «ищу ошибки», КОНОП.

Критериями сформированности у обучающегося регуляции своей деятельности может стать способности: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.

Условия, при которых учитель оказывает помощь, содержание помощи:

1.      Действие выполняется неуверенно — одобрение, поддержка.

2.      Возникают трудности, остановка — замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»

3.      Действие выполняется ошибочно. Вопрос: «Разве так»? Действие выполняется ошибочно повторно. Вопрос: «Почему»? С просьбой объяснить причину действия

4.      Неправильно выполняется все задание. Показ, демонстрация правильного выполнения.

Владение регулятивными универсальными учебными действиями дает то, что ученик: умеет составлять план действий, может внести необходимые дополнения; осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; может поставить учебную задачу; способен к волевому усилию, владеет навыками самоконтроля; может адекватно реагировать на трудности; понимает причины своего неуспеха и может находить способы выхода из этой ситуации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо», «что я хочу», «что я могу».

 

Литература:

 

1.      Боголюбов В. И. Инновационные технологии в педагогике. // В. И. Боголюбов // Школьные технологии. 2010 № 1.

2.      Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий./ Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанова, О. А. Соколова. — М. 2003

3.      Черкашина Т. История 5–6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся. Волгоград. «Учитель», 2012.

 

Основные термины (генерируются автоматически): действие, учебная деятельность, учебная задача, образовательный процесс, учебное время, ученик.


Похожие статьи

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий в ходе проведения классных часов

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий в ходе проведения классных часов

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Задать вопрос