Федеральный государственный стандарт второго поколения, внедряемый в школьную жизнь, меняет подходы к общему образованию в современной школе, так как современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. В соответствии с ФГОС цель образования есть развитие личности обучающегося. Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха и оно должно происходить на основе освоения универсальных способов учебной деятельности.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Выделяются следующие виды универсальных учебных действий:
1. Личностные, предполагающие жизненное, профессиональное самоопределение;
2. Регулятивные, обеспечивающие организацию обучающимися своей учебной деятельности (планирование, прогнозирование, коррекцию, оценку);
3. Познавательные, развивающие общеучебные, логические способности;
4. Коммуникативные, обеспечивающих социальную компетентность ученика.
Анализ особенностей преподаваемого предмета (история, обществознание) и возможностей учеников, уровня их развития, позволяют мне выделить в качестве наиболее сложных освоение регулятивных УУД. Школьник должен уметь правильно поставить перед собой учебную задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Самореализация ребёнка происходит, если он принимает участие в образовательном процессе не как пассивный объект обучения, а как полноправный партнёр, когда на уроке обращаются к социальному опыту ученика, а ученик имеет возможность свободно высказать свою позицию. Учителю, необходимо переосмыслить свою деятельность и освоить новые позиции: партнёра, эксперта, организатора самостоятельной деятельности.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Цель мотивации фокусировать внимание обучающихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у обучающихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мотивацией может являться притча, стихотворение, песня, воспоминание или отрывок из фильма, ассоциативный ряд и т. д. Обычно мотивация занимает до 5 % учебного времени. Мы на уроках должны научить учеников самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть. Проблемный блок занимает до 10 % учебного времени. Оценочно-рефлексивный блок занимает не менее 20 %. Цель рефлексии, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, смогли ли решить проблему, как можно применить полученное на занятии в будущем.
Условия формирования и развития регулятивных действий:
1. Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи: (для того чтобы…(цель)…надо…(действие).
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
3. С обучающимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок.
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.
7. Использование в образовательном процессе организацию взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия, заполнение рефлексивного портфолио.
Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, диспут, взаимоконтроль, «ищу ошибки», КОНОП.
Критериями сформированности у обучающегося регуляции своей деятельности может стать способности: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.
Условия, при которых учитель оказывает помощь, содержание помощи:
1. Действие выполняется неуверенно — одобрение, поддержка.
2. Возникают трудности, остановка — замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»
3. Действие выполняется ошибочно. Вопрос: «Разве так»? Действие выполняется ошибочно повторно. Вопрос: «Почему»? С просьбой объяснить причину действия
4. Неправильно выполняется все задание. Показ, демонстрация правильного выполнения.
Владение регулятивными универсальными учебными действиями дает то, что ученик: умеет составлять план действий, может внести необходимые дополнения; осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; может поставить учебную задачу; способен к волевому усилию, владеет навыками самоконтроля; может адекватно реагировать на трудности; понимает причины своего неуспеха и может находить способы выхода из этой ситуации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо», «что я хочу», «что я могу».
Литература:
1. Боголюбов В. И. Инновационные технологии в педагогике. // В. И. Боголюбов // Школьные технологии. 2010 № 1.
2. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий./ Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанова, О. А. Соколова. — М. 2003
3. Черкашина Т. История 5–6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся. Волгоград. «Учитель», 2012.