Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 830 раз

Библиографическое описание:

Позднякова, В. Б. Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования / В. Б. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14988/ (дата обращения: 18.12.2024).

Направления развития предпрофильного и профильного обучения в российской школе в настоящее время соответствует мировым тенденциям развития образования.

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание и структура общего среднего образования в последних двух классах образовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения.

Приступая к разработке учебного плана, мы сохранили общую структуру базисного учебного плана для школ с предпрофильной подготовкой и профильным обучением. Основной замысел разрабатываемой структуры учебного плана заключался в поиске средств, позволяющих школьникам преодолевать противоречие между унифицированным способом получения знаний и феноменами личностного опыта, для того чтобы они могли вырабатывать авторские картины мира. Именно собственное видение мира поможет школьнику в будущем не оказаться заложником жизненных ситуаций.

Ведущее место отведено системе повышения квалификации учителей. Администрацией школы созданы условия для педагогов способствующие не только всестороннему и планомерному повышению их квалификации, но и росту их профессионального мастерства. Большое внимание в школе уделяется вопросу сотрудничества с родителями, которое осуществляется через тематические родительские собрания, конференции, индивидуальные психологические консультации и другие формы.

На наш взгляд, успешная реализация модели профильного обучения стала возможной благодаря организованной системе работы по самоопределению обучающихся, которая ведется с учетом 3-х направлений:

-        информационная работа с родителями,

-        методическая — с учителями,

-        профориентационная — с обучающимися.

Среди критериев, позволяющих говорить об эффективности созданных организационно-педагогических условий предпрофильного и профильного обучения, можно выделить следующие:

1)                 мониторинг образовательного процесса;

2)                 мониторинг качества государственной итоговой аттестации;

3)                 динамика итоговых результатов (особенно по профильным предметам);

4)                 рост профессиональной компетентности обучающихся;

5)                 личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.

В школе созданы условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для занятий в информационно-технологическом профиле кабинеты информатики и математики оснащены в соответствии с современными требованиями. Интерактивные доски позволяют сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые шаблоны, а также более эффективно осуществлять обратную связь. Мультимедийное оборудование, флеш — память и электронные учебники по информатике и математике содействуют успешному обучению, внедрению активных методов преподавания, умственному развитию обучающихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности, для качественной и своевременной подготовки проектов их защиты. В нашей школе используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), включающие новое поколение естественнонаучных цифровых (компьютерных) лабораторий. С их помощью существенно изменился подход к реализации эксперимента, который, в свою очередь, оказывает влияние на содержание обучения. Одним из видов ЦОР являются цифровые лаборатории. По природе информации они представляют собой мультимедийные ресурсы, поскольку в них присутствует информация различной природы: текстовая, изобразительная, звуковая. Комплект цифровой лаборатории по физике, биологии, химии включает персональные компьютеры и измерительные датчики, систему сбора данных и программно-информационное обеспечение.

Обучающиеся информационно-технологического, естественно-математического и гуманитарного профилей являлись победителями Всероссийской олимпиады школьников по информатике, обществознанию, региональных и всероссийских дистанционных олимпиад школьников по математике, физике, информатике. Они успешно выступали на Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов, где представляли электронный учебник по программированию «Язычник» и проектно-исследовательские работы. Исследование в сфере IT технологий по теме «Использование программного обеспечения, созданного обучающимися школы» и представленное совместно с партнёрами по проекту на Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных получило Диплом III степени. Группа обучающихся профильных классов включена в состав резидентов Регионального банка данных «Молодёжный кадровый ресурс Томской области». Российская академия образования присвоила нашей школе статус БАЗОВОЙ ШКОЛЫ по формированию ИКТ-компетентности школьников.

Мониторинг соответствия профильной подготовки обучающихся старших классах нашей школы и выбор ими профессии за последние десять лет у 80 % выпускников совпадает.

 

Литература:

 

1.      Концепция профильного обучения // Школьные технологии. — 2002. — № 4.

2.      Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы. — 2001. — № 1.

3.      Пинский А. А. Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной школы: результаты первого года эксперимента на Всероссийской научно-практической конференции по предпрофильной подготовке (Москва, 2004 г., Россия).

4.      Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Томской области./Сост.П. И. Горлов, Л. Н. Дударева, А. О. Зоткин — Томск: ДОО Администрации Томской области, 2004.- 31с.

5.      Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся//Профильная школа. 2004.№ 4.

 

Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, III, Всероссийская научно-техническая конференция, учебный план, школа.


Задать вопрос