Направления развития предпрофильного и профильного обучения в российской школе в настоящее время соответствует мировым тенденциям развития образования.
В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание и структура общего среднего образования в последних двух классах образовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения.
Приступая к разработке учебного плана, мы сохранили общую структуру базисного учебного плана для школ с предпрофильной подготовкой и профильным обучением. Основной замысел разрабатываемой структуры учебного плана заключался в поиске средств, позволяющих школьникам преодолевать противоречие между унифицированным способом получения знаний и феноменами личностного опыта, для того чтобы они могли вырабатывать авторские картины мира. Именно собственное видение мира поможет школьнику в будущем не оказаться заложником жизненных ситуаций.
Ведущее место отведено системе повышения квалификации учителей. Администрацией школы созданы условия для педагогов способствующие не только всестороннему и планомерному повышению их квалификации, но и росту их профессионального мастерства. Большое внимание в школе уделяется вопросу сотрудничества с родителями, которое осуществляется через тематические родительские собрания, конференции, индивидуальные психологические консультации и другие формы.
На наш взгляд, успешная реализация модели профильного обучения стала возможной благодаря организованной системе работы по самоопределению обучающихся, которая ведется с учетом 3-х направлений:
- информационная работа с родителями,
- методическая — с учителями,
- профориентационная — с обучающимися.
Среди критериев, позволяющих говорить об эффективности созданных организационно-педагогических условий предпрофильного и профильного обучения, можно выделить следующие:
1) мониторинг образовательного процесса;
2) мониторинг качества государственной итоговой аттестации;
3) динамика итоговых результатов (особенно по профильным предметам);
4) рост профессиональной компетентности обучающихся;
5) личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.
В школе созданы условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для занятий в информационно-технологическом профиле кабинеты информатики и математики оснащены в соответствии с современными требованиями. Интерактивные доски позволяют сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые шаблоны, а также более эффективно осуществлять обратную связь. Мультимедийное оборудование, флеш — память и электронные учебники по информатике и математике содействуют успешному обучению, внедрению активных методов преподавания, умственному развитию обучающихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности, для качественной и своевременной подготовки проектов их защиты. В нашей школе используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), включающие новое поколение естественнонаучных цифровых (компьютерных) лабораторий. С их помощью существенно изменился подход к реализации эксперимента, который, в свою очередь, оказывает влияние на содержание обучения. Одним из видов ЦОР являются цифровые лаборатории. По природе информации они представляют собой мультимедийные ресурсы, поскольку в них присутствует информация различной природы: текстовая, изобразительная, звуковая. Комплект цифровой лаборатории по физике, биологии, химии включает персональные компьютеры и измерительные датчики, систему сбора данных и программно-информационное обеспечение.
Обучающиеся информационно-технологического, естественно-математического и гуманитарного профилей являлись победителями Всероссийской олимпиады школьников по информатике, обществознанию, региональных и всероссийских дистанционных олимпиад школьников по математике, физике, информатике. Они успешно выступали на Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов, где представляли электронный учебник по программированию «Язычник» и проектно-исследовательские работы. Исследование в сфере IT технологий по теме «Использование программного обеспечения, созданного обучающимися школы» и представленное совместно с партнёрами по проекту на Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных получило Диплом III степени. Группа обучающихся профильных классов включена в состав резидентов Регионального банка данных «Молодёжный кадровый ресурс Томской области». Российская академия образования присвоила нашей школе статус БАЗОВОЙ ШКОЛЫ по формированию ИКТ-компетентности школьников.
Мониторинг соответствия профильной подготовки обучающихся старших классах нашей школы и выбор ими профессии за последние десять лет у 80 % выпускников совпадает.
Литература:
1. Концепция профильного обучения // Школьные технологии. — 2002. — № 4.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы. — 2001. — № 1.
3. Пинский А. А. Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной школы: результаты первого года эксперимента на Всероссийской научно-практической конференции по предпрофильной подготовке (Москва, 2004 г., Россия).
4. Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Томской области./Сост.П. И. Горлов, Л. Н. Дударева, А. О. Зоткин — Томск: ДОО Администрации Томской области, 2004.- 31с.
5. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся//Профильная школа. 2004.№ 4.