В школе № 25 г. Томска есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один ребенок; полные и неполные. Они различаются по национальности и уровню образованности родителей, социальному статусу и материальному уровню жизни. Каждая семья имеет свои традиции, семейные реликвии.
Одним из условий крепкой надежной семьи и нормального развития и воспитания в ней ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которой обучается их ребенок.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Выстраивание отношений семьи и школы в условиях введения ФГОС — является приоритетным направлением духовно — нравственного воспитания школы № 25 г. Томска.
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании школьников. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Поэтому ФГОС мы рассматриваем как общественный договор семьи, школы, государства: всех заинтересованных сторон.
В школе № 25 г. Томска сложилась определенная система взаимодействия с семьями обучающихся. Связь поколений через сохранение семейных ценностей ведется по следующим направлениям:
1. Информационно-просветительское.
2. Организационно-деятельностное.
Информационно-просветительское направление работы осуществляется по средствам: школьного сайта, родительского лектория, родительских собраний.
Организационно-деятельностное направление работы по привлечению родителей к школе обеспечиваются через участие школьников в целевой программе «Отражение» и школьной программе «Семья и школа — территория сотворчества».
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.
Участие в целевой программе «Отражение» способствует воспитанию духовных семейных ценностей обучающихся школы № 25. Программа предусматривает формирование семейной культуры, обеспечивает:
- сохранение национальных традиций семейной жизни, осознание значения семьи для успешной и здоровой жизни человека, формирование уважительного отношения к своему роду, забота о его продолжении;
- формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи, взаимоуважению и помощи близким;
- сохранение нравственных устоев семьи, взаимопомощь, уважение к старшим, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- воспитание чувства бережного отношения к жизни человека, забота о продолжении рода;
- стремление к законопослушности и соблюдению и поддержанию правопорядка;
- поддержание духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
Обучающиеся поэтапно посещают детские творческие объединения:
- «Истоки. История моей семьи»;
- «Семейные традиции»;
- «Проблемы молодых. Твои права».
Исследовательская работа занимает центральное место в работе объединений, умение анализировать, делиться полученной информацией способствуют самовыражению и самореализации обучающихся. Способность представить исследованный материал являются важной составляющей Программы.
На I этапе работы: дети вместе с родителями изучают родословную своей семьи. Материал собирают по крупицам у бабушек, дедушек, листая семейные фотоальбомы. Анализируют полученную информацию, выстраивают семейное древо. Готовят презентации, выступают с ними перед товарищами. На II этапе работы: школьники изучают семейные традиции, историю их возникновения, систематизируют полученную информацию, представляют на заседании круглого стола. На III этапе работы: изучают проблемы молодежи, ищут пути решения этих проблем.
Исследовательская работа повышает интерес школьников к Программе, активизирует их деятельность. Круглые столы являются итогом каждого блока, позволяют каждому участнику Программы высказать свое мнение, выработать правильную точку зрения на тот или иной предмет. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная формы работы. Планом предусмотрено участие в мероприятиях различного уровня: исследовательских конференциях, презентациях, представлениях исследовательских работ, викторинах, акциях.
Программа «Семья и школа — территория сотворчества» направлена на изучение интересов родителей и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс класса и школы, предполагает анкетирование школьников по теме «Динамика удовлетворенности обучающихся школьной жизнью» и анкетирование родителей по теме «Динамика эмоционального отношения родителей к школе» и участие родителей во внутришкольных мероприятиях.
Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи, участвуя в общешкольных мероприятиях вместе с педагогами и родителями, осознает свою причастность к жизни класса, школы. Он постигает очень важные понятия: каждый член общества (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, комфортная, доброжелательная атмосфера в доме и школе, понимает, что в семье и обществе существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все — старшие и дети — делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов, ответственность каждого перед коллективом.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы»
2. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).