Семья и школа — территория сотворчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, Т. Ю. Семья и школа — территория сотворчества / Т. Ю. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14989/ (дата обращения: 16.11.2024).

В школе № 25 г. Томска есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один ребенок; полные и неполные. Они различаются по национальности и уровню образованности родителей, социальному статусу и материальному уровню жизни. Каждая семья имеет свои традиции, семейные реликвии.

Одним из условий крепкой надежной семьи и нормального развития и воспитания в ней ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которой обучается их ребенок.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Выстраивание отношений семьи и школы в условиях введения ФГОС — является приоритетным направлением духовно — нравственного воспитания школы № 25 г. Томска.

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании школьников. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Поэтому ФГОС мы рассматриваем как общественный договор семьи, школы, государства: всех заинтересованных сторон.

В школе № 25 г. Томска сложилась определенная система взаимодействия с семьями обучающихся. Связь поколений через сохранение семейных ценностей ведется по следующим направлениям:

1.                  Информационно-просветительское.

2.                  Организационно-деятельностное.

Информационно-просветительское направление работы осуществляется по средствам: школьного сайта, родительского лектория, родительских собраний.

Организационно-деятельностное направление работы по привлечению родителей к школе обеспечиваются через участие школьников в целевой программе «Отражение» и школьной программе «Семья и школа — территория сотворчества».

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.

Участие в целевой программе «Отражение» способствует воспитанию духовных семейных ценностей обучающихся школы № 25. Программа предусматривает формирование семейной культуры, обеспечивает:

-        сохранение национальных традиций семейной жизни, осознание значения семьи для успешной и здоровой жизни человека, формирование уважительного отношения к своему роду, забота о его продолжении;

-        формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи, взаимоуважению и помощи близким;

-        сохранение нравственных устоев семьи, взаимопомощь, уважение к старшим, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

-        воспитание чувства бережного отношения к жизни человека, забота о продолжении рода;

-        стремление к законопослушности и соблюдению и поддержанию правопорядка;

-        поддержание духовной, культурной и социальной преемственности поколений.

Обучающиеся поэтапно посещают детские творческие объединения:

-        «Истоки. История моей семьи»;

-        «Семейные традиции»;

-        «Проблемы молодых. Твои права».

Исследовательская работа занимает центральное место в работе объединений, умение анализировать, делиться полученной информацией способствуют самовыражению и самореализации обучающихся. Способность представить исследованный материал являются важной составляющей Программы.

На I этапе работы: дети вместе с родителями изучают родословную своей семьи. Материал собирают по крупицам у бабушек, дедушек, листая семейные фотоальбомы. Анализируют полученную информацию, выстраивают семейное древо. Готовят презентации, выступают с ними перед товарищами. На II этапе работы: школьники изучают семейные традиции, историю их возникновения, систематизируют полученную информацию, представляют на заседании круглого стола. На III этапе работы: изучают проблемы молодежи, ищут пути решения этих проблем.

Исследовательская работа повышает интерес школьников к Программе, активизирует их деятельность. Круглые столы являются итогом каждого блока, позволяют каждому участнику Программы высказать свое мнение, выработать правильную точку зрения на тот или иной предмет.            В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная формы работы. Планом предусмотрено участие в мероприятиях различного уровня: исследовательских конференциях, презентациях, представлениях исследовательских работ, викторинах, акциях.

Программа «Семья и школа — территория сотворчества» направлена на изучение интересов родителей и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс класса и школы, предполагает анкетирование школьников по теме «Динамика удовлетворенности обучающихся школьной жизнью» и анкетирование родителей по теме «Динамика эмоционального отношения родителей к школе» и участие родителей во внутришкольных мероприятиях.

Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи, участвуя в общешкольных мероприятиях вместе с педагогами и родителями, осознает свою причастность к жизни класса, школы. Он постигает очень важные понятия: каждый член общества (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, комфортная, доброжелательная атмосфера в доме и школе, понимает, что в семье и обществе существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все — старшие и дети — делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов, ответственность каждого перед коллективом.

 

Литература:

 

1.      Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы»

2.      Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основные термины (генерируются автоматически): семья, школа, полученная информация, томск, этап работы, III, исследовательская работа, ребенок, традиция, целевая программа.


Задать вопрос