Использование активных форм обучения в развитии регулятивных УУД | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Долгина, Т. Г. Использование активных форм обучения в развитии регулятивных УУД / Т. Г. Долгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 8-9. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14991/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания любого предмета школьного курса. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учениками было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. Основная задача учителя состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

За последние несколько лет российские школьники продемонстрировали трудности в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение. Эффективная подготовка старшеклассников к ЕГЭ (особенно к части С) также предполагает свободный, творческий, а не репродуктивный уровень владения материалом.

На уроках истории и обществознания для себя я определила наиболее эффективные приемы активизации познавательной деятельности учащихся. К ним относятся:

1.      Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка и т. д.);

2.      Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация предположения, ситуация выбора;

3.      Использование видео и компьютерной наглядности; использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементы («мозговой штурм», ассоциации, «интервью различных персонажей» и др.).

4.      Эффективным диагностическим материалом является составление синквейна по изученному вопросу, так как позволяет увидеть в целом уровень усвоения материала учащимися, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личностное восприятие;

5.      Достаточно результативным является применение «рассказов с ошибками». Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность;

6.      Элементы — «изюминки» (песня-загадка, волшебный мешочек, эпиграммы, интеллектуальная разминка и др.);

7.      Игры, игровые моменты. Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведенных на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке.

Активные формы работы несомненно скажутся на качестве знаний и интересе к предмету обучающихся. Из множества активных методов обучения на уроках истории и обществознания возможно использовать технологии:

1.      Уроки в форме соревнований и игр: турниры, конкурсы, эстафеты, КВНы, деловая игра, ролевая игра, викторина.

2.      Уроки, основанные на формах, жанрах: исследование, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью, репортаж.

3.      Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференции, брифинг, аукцион, митинг, дискуссия, телепередача, телемост, репортаж, «живая газета», устный журнал.

4.      Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

5.      Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, урок-следствие, урок — патентное бюро, урок-трибунал.

6.      Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочное путешествие, урок-экскурсия, прогулка по историческим местам».

Активные технологии будут способствовать росту самой личности ученика, его творческим возможностям. Теперь на каждом уроке ребенок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, — эти знания более прочные.

Важным моментом на каждом уроке остаётся выставление оценки. Оценка деятельности ученика должна складываться из оценки его личной работы на уроке и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. Необходимо в конце урока помочь ребятам высказать свое мнение по поводу работы на уроке каждого ученика сначала в группе, а потом и себя. Это способствует рефлексии. Из урока в урок ученики будут стараться лучше отвечать и работать в группе, повышая при этом и свой качественный результат.

Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей, а это не что иное, как учебно-познавательные компетенции. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Ведь еще В. Сухомлинский говорил: «Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».

Каждому педагогу важно помнить, что ситуация успеха — необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.

 

Литература:

 

1.              Гостьева Ю. Н. Требования нового Федерального государственного образовательного стандарта и реализация его основных идей / Ю. Н. Гостева.- М:2012.

2.              Лебедев О. Е. Образовательные результаты: сущность и структура / О. Е. Лебедев. СПб: ОИРШ.2005г.

3.              Тарабарин Т. И. И учеба, и игра /Т. И. Тарабарин, Е. И. Соколова. — 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, знание, урок истории.


Похожие статьи

Технология формирования регулятивных умений учащихся общеобразовательной школы посредством использования исследовательского обучения

Применение проектных технологий для создания основы экологической грамотности и формирования регулятивных и коммуникативных УУД

Понятие коммуникативных умений на среднем этапе обучения ИЯ

Использование активных методов обучения в формировании готовности к оценочной деятельности

Обучающая среда для развития УУД через проектную деятельность

Формирование УУД на уроках информатики через методы проблемного обучения

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков»

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Похожие статьи

Технология формирования регулятивных умений учащихся общеобразовательной школы посредством использования исследовательского обучения

Применение проектных технологий для создания основы экологической грамотности и формирования регулятивных и коммуникативных УУД

Понятие коммуникативных умений на среднем этапе обучения ИЯ

Использование активных методов обучения в формировании готовности к оценочной деятельности

Обучающая среда для развития УУД через проектную деятельность

Формирование УУД на уроках информатики через методы проблемного обучения

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков»

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Задать вопрос