В статье рассмотрено современное состояние системы налогообложения в Республике Узбекистан. На основе выявленных в процессе анализа проблем, автором предлагаются мероприятия по совершенствованию некоторых направлений фискальной политики в стране.
Ключевые слова:налоговая система, налоговая нагрузка, налоговое администрирование, малый бизнес, налоговая оптимизация.
The article considers the current state of the system of taxation in the Republic of Uzbekistan. On the basis of the identified problems in the analysis, the authors propose measures to improve some areas of fiscal policy in the country.
Keywords:the tax system, the tax burden, tax administration, small business, tax optimization.
Основы функционирования национальной системы налогообложения следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно-политической надстройки в условиях рыночных реформ. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения. Если под налоговой системой рассматривать совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, то для современных условий Узбекистана особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.
Современный период реформирования налоговой системы Республики Узбекистан оказался сложным как для страны в целом, так и для отдельно взятых предприятий. Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения предопределило обязательность учета налоговой составляющей в общей экономической стратегии предприятий. В связи с этим у хозяйствующих субъектов появилась необходимость в формировании индивидуальной налоговой политики, предусматривающей решение вопросов оптимизации уровня налоговой нагрузки. Однако, несмотря на особую актуальность вопроса исследования влияния величины налоговой нагрузки на деятельность хозяйствующих субъектов, данная проблема находила решение лишь в виде общих выводов, призывавших к повышению активности в области реформирования налоговой системы. При этом, несмотря на то, что во многих работах отечественных авторов присутствует упоминание термина «налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта», ее содержание остается раскрытым не в полной мере. Более того, авторами многочисленных трудов, посвященных вопросам налогообложения, не производится комплексной оценки реакции предприятий на динамику показателя налогового бремени. А ведь наряду с иными факторами, влияющими на процесс формирования налоговой политики предприятия, величина налоговой нагрузки играет значимую роль в принятии хозяйствующим субъектом решений в области налогообложения. Таким образом, возникает необходимость исследования целого комплекса нерешенных вопросов, связанных с управлением хозяйствующих субъектов в сфере налоговых отношений. Чтобы анализировать воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности отечественной экономики. Они обязывают сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков, а также специфику формирования налогооблагаемой базы. Преобладание в налоговой системе косвенных налогов и налогов с выручки еще больше отягощает степень налогового бремени. Они вынуждают предприятия с низкой рентабельностью платить налоги за счёт сокращения собственных оборотных средств.
За последние годы осуществлены широкомасштабные налоговые реформы, способствующие росту реального дохода населения, служащие основой модернизации производства, поддерживающие малый бизнес и частное предпринимательство. Особенно, процесс либерализации бюджетной и налоговой отраслей стал важным фактором устойчивого развития нашей экономики. Так, если в 1991 году налоговая нагрузка составляла 41,2 % по отношению к ВВП, то в течение прошлых лет, в результате осуществления рациональной политики, этот показатель, на сегодняшний день, снизился почти в два раза. То есть, благодаря оптимизации налоговых ставок и внедрению упрощенного порядка налогообложения, данный показатель, на сегодняшний день, составляет 20,8 %. Если во многих странах ставка налога, взимаемого с доходов предприятий и организаций составляет, в среднем, 12,5–39,5 %, то в Узбекистане этот показатель в течение 1995–2014 гг. в среднем снизился с 38 % до 8 %, тем самым выражая качество изменений нашей экономики и особенности развития. Оптимизация налоговых ставок приводит также к важным качественным изменениям в составе доходов государственного бюджета. Самым важным является поэтапное снижение доли налогов, взимаемых с доходов предприятий и повышение доли ресурсных налогов.
Принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 16.07.2012 г. № УП-4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» сыграло важную роль в данном направлении. На основании данного Указа были сокращены лицензируемые виды деятельности и разрешительные процедуры, а также, статистическая, налоговая, финансовая отчетности. В частности, с июля 2012 года были отменены отчетности 50 видов, постоянно требуемые органами государственного и хозяйственного управления, а с 1 августа 2012 г. — 80 разрешительных процедур. Вместе с этим, некоторые формы отчетности были объединены.
Указ Президента Республики Узбекистан от 07.04.2014 г. № УП-4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» поднял на новый уровень меры, осуществляемые по созданию благоприятных условий для предпринимателей и обеспечению свободы предпринимательской деятельности. В частности, продлен сроком до 1 января 2017 года мораторий на проведение налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность производства.
Созданная в нашей стране благоприятная деловая среда, осуществляемые широкомасштабные реформы по созданию бизнеса и его развития признается, также, в мировом масштабе. Так, Всемирный банк и Международная финансовая корпорация в ежегодном докладе «Ведение бизнеса 2015: за пределами эффективности», отметили, что Узбекистан по показателям благоприятной деловой среды занял 141-ое место среди 189 стран мира, улучшив свою позицию за год на 8 ступенек. Сфера налогообложения является существенно улучшенной сферой в отчетном периоде и Узбекистан, находившийся на 179 месте в прошлогоднем рейтинге, занял 118-ое место, то есть, поднялся на 61 ступень.
Особо необходимо отметить, что в рейтинге, отражающем систему налогообложения, Узбекистан поднялся на 61 позицию. По нашему мнению, основным фактором позитивных изменений является ежегодное снижение налоговых ставок. Так, если в 2000 году ставка налога на прибыль составляла 38 %, то через 5 лет она снизилась до 15 %, а ставка единого социального платежа с 40 % уменьшена до 25 %. Методично и прогрессивно снижается ставка единого налогового платежа. К примеру, установленная в 2005 году в размере 13 % для промышленных предприятий в 2015 году она составляет 5 %.
В 2015 году Постановлением Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год» от 04.12.2014 г. № ПП-2270 ставка единого социального платежа для субъектов малого бизнеса и фермерских хозяйств установлена в размере 15 %.
Произошло существенное снижение (на 40 %) ставки единого социального платежа для субъектов малого предпринимательства — микрофирм, малых предприятий, а также фермерских хозяйств. Снижение ставки предусмотрено вне зависимости от того уплачивают ли они налоги по упрощенной системе или являются плательщиками общеустановленных налогов.
Следует признать, что в нашей стране проводятся широкомасштабные реформы по созданию благоприятных условий для субъектов предпринимательства, оказанию содействия их деятельности, дальнейшему укреплению гарантий их прав и свободы. В результате, создаётся более благоприятная среда для предпринимательства и его позиция в нашей экономике укрепляется.
Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым осуществить следующие меры, направленные на стимулирование инвестиционной активности предпринимательских структур:
1) усовершенствовать порядок отнесения затрат на НИОКР при определении налогооблагаемой прибыли;
2) стимулирование модернизации промышленности, обновление основных производственных фондов предприятий;
3) освободить от НДС все без исключения операции по ввозу на территорию Узбекистана технологического оборудования для НИОКР;
4) в целях обновления основных фондов промышленных предприятий предоставить на срок не менее пяти лет льготы по налогу на имущество предприятий по вновь вводимому технологическому оборудованию;
5) обеспечить конкретные льготы и преференции для инвесторов в части запрета на ухудшение условий налогообложения, и утвердить порядок определения и регистрации инвестиционных проектов;
6) решить вопрос о возврате «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль (в части средств, инвестируемых предприятиями в собственное технологическое развитие, на пополнение основных производственных фондов).
7) установить льготы по налогообложению прибыли, полученной предприятиями в результате осуществления инновационной деятельности, а также прибыли коммерческих банков от кредитования ими стартовых инновационных проектов.
Литература:
1. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. Ташкент: Адолат, 2014.
2. О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4609 от 07.04.2014 г. //Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 15, ст. 163
3. Абдуллаев А. М., Курпаяниди К. И. Социально-экономические аспекты функционирования субъектов малого предпринимательства в системе институциональных преобразований// Новый университет. -2014.-№ 2.-С.55–60.
4. Ведение бизнеса — 2015. Всемирный банк. МФК. Электронный ресурс: http://russian.doingbusiness.org/
5. Власова Е. В. Налоги: теория и практика: Учебное пособие. — Scientific magazine Kontsep, 2014.
6. Курпаяниди К. И. Механизм финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2011. — №. 5. — С. 48–50.
7. Курпаяниди К. И. Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. -2014.№ 6.-С.159–164.
8. Курпаяниди К. И. К проблеме совершенствования инфраструктуры обслуживания субъектов предпринимательства// Социогуманитарный Вестник. -2014.№ 1.-С.38–42.
9. Курпаяниди К. И. Государственный регламент инновационного процесса: зарубежный опыт и практика Узбекистана// Экономический анализ: теория и практика. — 2014.-№ 9.-С.60–64.
10. Курпаяниди К. И. К вопросу совершенствования национального законодательства регулирования деятельности малого бизнеса в Узбекистане// Экономика. Управление. Право.-2012.-№ 3.-С.23–25.