Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 754 раза

Библиографическое описание:

Цибульская, Е. В. Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики / Е. В. Цибульская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15005/ (дата обращения: 18.12.2024).

В настоящее время становление личности происходит в новых социально-экономических условиях, в иной нравственно-этической атмосфере, что требует пересмотр самих подходов к организации обучения и воспитания. Изменились дети, изменились и учителя. Уже не получится обучать современных детей, не применяя современных методов обучения. Нельзя говорить, что все должно измениться и методы тоже должны быть новыми. Необходимо применять некоторые известные уже методы, только по-новому. Так, например, самоконтроль и самооценка. Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении и обнаружении уже совершенных ошибок. В методической литературе выделяют следующие формы самоконтроля и самооценки: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, комбинированная.

Рассмотрим форму работы в парах. Для этого можно предложить следующий тип заданий: «Составь задачу». Например, на доске можно сделать следующую запись:

 

Как видно из краткого условия здесь отсутствуют единицы измерения и вопрос задачи. Поэтому при составлении задачи учащиеся могут проявить творчество. Учитель может направить учащихся следующими наводящими вопросами:

1.      О чем задача?

2.      Какие единицы измерения выбрать?

3.      Какой задать вопрос?

4.      Каким способом решать?

Справиться одному ученику с данным заданием затруднительно. А работая в паре, они обсуждают и текст задачи, и вопрос, который можно поставить. Кстати, в этой задаче может быть поставлен не один вопрос, а два и более. Тогда пара может разделиться и каждый составит собственную задачу. Выбирая методы решения задачи, учащиеся также могут предложить свой метод решения. После составления текста задачи очень важно, чтобы каждый ученик решил ее, доказывая тем самым, что задача решаемая и имеет вполне объективный реальный ответ. Об ответах можно поговорить особо. Решив задачу, ученик должен оценить: а может так быть или нет. Например, может ли получиться скорость течения реки 16 км/ч, а скорость движения туриста 40 км/ч, или 5,5 человека в бригаде. Тем самым, такой тип заданий заставляет учащихся на каждом этапе выполнения задания контролировать свои действия и полученные результаты.

Большую пользу для развития навыков самоконтроля у учащихся могут сыграть задания на нахождение ошибок. Например, найти ошибку в следующих примерах

2,5∙0,4 =100;

23–2,3=0;

2,7 + 1,3=4,0;

Такого типа задания можно предложить учащимся во время устного счета. Следующие задания, которые можно предложить учащимся — это частичное или неполное решение примеров или уравнений. Например, заполнить пропуски в решении уравнения:

2,5х — 6,1–1,2х = 0,4

2,5х — … = 0,4 + …

х = …: …

х = 5

Или, закончи решение уравнения:

2,5х — 6,1–1,2х = 0,4

2,5х — 1,2х = 0,4 + 6,1

……………………….

Задания с недостающими или избыточными данными также могут заставить учащихся задавать себе вопросы и пытаться получить на них ответы. Например, можно предложить следующую задачу: «Известно, что собственная скорость теплохода на 16 км/ч больше скорости течения реки. Найдите скорость теплохода по течению реки». Нетрудно заметить, что для получения ответа на поставленный вопрос в условии задачи отсутствует скорость течения реки. Или следующий пример задачи, но с избыточным условием: «Коля живет от Миши на расстоянии 2,4 км. Этот путь Коля проехал на велосипеде за 0,4ч со скоростью 6 км/ч, а обратный путь по той же дороге он проехал со скоростью 8 км/ч. На какой путь Коля потратил меньше времени?» Пытаясь решить задачу, учащиеся находят лишнее условие — время затраченное Колей на путь до Миши.

Для работы в группах можно предложить задание: «Расскажи мне про число» и на доске учитель записывает какое-либо число. Кто предложит больше свойств числа, та группа и является победителем. Прежде, чем назвать вслух свойство числа, ученик должен проверить это самостоятельно и в группе обсудить: верно это или нет.

При систематическом выполнении таких заданий формируются навыки самоконтроля и самооценки учащихся, которые способствуют лучшему и более глубокому усвоению учебного материала.

 

Литература:

 

1.      Особенности организации работы по формированию самоконтроля в процессе обучения английскому языку на среднем этапе обучения http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/11/12/osobennosti-organizatsii-raboty-po-formirovaniyu

2.      Учебник «Математика. Учебник для 5 класса» в 2 частях: Э. Г. Гельфман. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012

3.      Учебная книга и практикум для 5 класса в 2 частях: Э. Г. Гельфман. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012

Основные термины (генерируются автоматически): задача, скорость течения реки, учащийся, задание, решение уравнения, свойство числа, тип заданий.


Похожие статьи

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования готовности к оценочной деятельности

Методика обучения студентов с применением интерактивных методов в организации самостоятельной работы

Проблема адаптации к профессиональной деятельности с позиции практико-направленного обучения

Формирование умения интерпретации информации на уроках математики через стратегии критического мышления

Развитие самооценки младших школьников посредством танцевальной терапии

Контроль и реализация действий как элемент саморазвития учащихся

Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений

Формирование и развитие информационной компетентности на уроках географии как необходимое условие обучения в современный период

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Создание условий для реализации элементов «само» на уроке (самооценка и оценка деятельности других учащихся) в рамках познавательной деятельности

Похожие статьи

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования готовности к оценочной деятельности

Методика обучения студентов с применением интерактивных методов в организации самостоятельной работы

Проблема адаптации к профессиональной деятельности с позиции практико-направленного обучения

Формирование умения интерпретации информации на уроках математики через стратегии критического мышления

Развитие самооценки младших школьников посредством танцевальной терапии

Контроль и реализация действий как элемент саморазвития учащихся

Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений

Формирование и развитие информационной компетентности на уроках географии как необходимое условие обучения в современный период

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Создание условий для реализации элементов «само» на уроке (самооценка и оценка деятельности других учащихся) в рамках познавательной деятельности

Задать вопрос