Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Мазеина, С. В. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования / С. В. Мазеина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15011/ (дата обращения: 16.11.2024).

Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований стандарта и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов,так и обучающихся.

Система оценки предусматривает контрольно-диагностическую связь между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, осуществляет оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности всего общеобразовательного учреждения.

В основе принципов построения системы оценивания находятся:

-        оценивание как сам процесс;

-        критерии оценивания- планируемые результаты;

-        многоуровневый подход к достижению планируемых результатов;

-        личностные качества ученика не оцениваются, а только результаты деятельности ученика и сама процедура их формирования;

-        навыки самооценивания и взаимооценивания.

Как всем известно, результатом освоения образовательной программы является уровень формирования УУД: предметных, личностных, метапредметных результатов образования;

Что лежит в основе оценивания? Основа оценивания личностных результатов -это сформированности универсальных действий, состоящих из 3 блоков: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация. В основе оценивания метапредметных результатов лежит освоение обучающимися учебных предметов, представленных в вариативной части базисного учебного плана.

Модель оценочной деятельности включает в себя внешнюю и внутреннюю оценку: внутренняя: в рамках внутришкольного контроля, а внешняя: государственными службами, мониторинговые исследования, тестирование.

Оценка личностных результатов фиксируется в карте оценки личностных результатов по критериям, которые указаны в карте. Оценка регулятивных УУД проходит по следующим параметрам: умение определять проблему и план действий, действовать по плану, решая проблему, оценивать результат действий. Оценка коммуникативных УУД проводится про следующим критериям: умение доносить позицию, умение понимать других, сотрудничество с другими людьми. Оценка познавательных УУД по следующим критериям: умение извлекать информацию, перерабатывать информацию, умение представлять информацию.

Важным фактором в системе оценивания является самооценка: ее определяет учитель и ученик сообща. Необходим строгий порядок действий, который выстраивается на диалоге учителя и ученика.

Комплексная итоговая работа в нашей школе является своеобразным способом проверки метапредметных результатов и имеет особое значение. Она позволяет выявить сформированности навыков и умений переносить знания и способы учебных действий с одного предмета на другой, например, знания, полученные в окружающем мире помогают при решении математических задач. В конце года проводится комплексная контрольная работа на метапредметной основе, которая построена на основе познавательного текста, в которой до 16 заданий (в 3–4 классе) в основной части работы, до 11 заданий в 1 классе. В этой работе выделена основная часть и дополнительная часть. Дополнительная часть имеет более высокую степень сложности и их решение может привести ученика к открытию более глубоких новых знаний с применением личного жизненного опыта. Дополнительные задания выполняются учениками на добровольной основе и не оцениваются. Но выполнение таких заданий учеником дает возможность учителю дополнительно отметить успешность отдельного ученика. Приступать к этим заданиям детям разрешается только после того, как учитель убедился, что они попробовали выполнить все задания основной части работы и дальнейшее продолжение работы над ними целесообразно. За каждое задание выводится общая оценка(балл) и фиксируется в таблице оценивания. В результате видно, какие темы учеником усвоены хорошо, какие удовлетворительно. Учитель намечает план работы над допущенными ошибками и предотвращает их появление.

По окончании начальной школы выпускник проходит итоговую аттестацию, в которую входят: итоговая работа по русскому языку; итоговая работа по математике; техника чтения; тест по окружающему миру; комплексная работа на метапредметной основе.

Накопительной системой оценивания достижений обучающихся в нашей школе является портфолио. Портфолио показывают личностный рост, прогресс и достижения обучающегося в различных сферах учебной деятельности. В состав портфолио обучающегося начальных классов входят все достижения, которые связаны с его учебной, а также внеучебной деятельностью:

-        подбора детских работ, показывающая рост и успешность, глубину и объем знаний, овладение более высокими уровнями рассуждений и мыслей,творчества;

-        материалы текущей оценки: листы наблюдений, результаты тематического тестирования, листы самооценки и самоанализа обучающихся;

-        результаты итогового тестирования;

-        результаты выполнения итоговых, комплексных работ;

-        грамоты, дипломы, сертификаты, подтверждающие участие и достижения в урочной и во внеурочной деятельности;

-        различные творческие работы: рисунки, рефераты, детские отзывы, впечатления;

Таким образом, система оценивания позволяет обучающимся обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям — отслеживать процесс и результат обучения и развития ребенка, быть заинтересованным в его успешности, учителям оценивать успешность собственной педагогической деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): основа оценивания, дополнительная часть, задание, итоговая работа, метапредметная основа, окружающий мир, основная часть работы, оценочная деятельность, система оценивания, умение, ученик, учитель.


Похожие статьи

Оценка образовательных результатов обучающихся в учреждениях СПО

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования и профессионального обучения

Основные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по стандартам второго поколения

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Программа формирования и развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

Критерии и показатели эффективности подготовки учителя к достижению обучающимися новых образовательных результатов

Основные принципы обучения в системе дополнительного образования

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Принципы и методы обучения, реализуемые по образовательным программам высшего образования

Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа)

Похожие статьи

Оценка образовательных результатов обучающихся в учреждениях СПО

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования и профессионального обучения

Основные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по стандартам второго поколения

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Программа формирования и развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

Критерии и показатели эффективности подготовки учителя к достижению обучающимися новых образовательных результатов

Основные принципы обучения в системе дополнительного образования

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Принципы и методы обучения, реализуемые по образовательным программам высшего образования

Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа)

Задать вопрос