Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей.
Внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, направленных на психологическую и физическую разгрузку ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов ФГОС, полного раскрытия задатков и наклонностей ребенка, создание условий для развития и поддержания талантов и дарований; отсутствием домашнего задания.
Цели внеурочной деятельности:
- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
- формирования и развития определенных личностных качеств ребенка;
- формирование положительного психологического климата в детском коллективе;
- приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
- приобщение к здоровому образу жизни.
Для организации внеурочной деятельности в школе формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:
1) занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в других учебных помещениях)
2) выездные занятия (экскурсии, поездки, походы)
Часть внеурочных занятий чаще всего проходит в условиях учебного кабинета, где расположение мебели должно меньше всего напоминать учащимся школьный класс. Можно применять следующие формы расположения мебели:
Рис. 1. Буква “U” Круг Кафе
Каждая форма имеет свои плюсы и минусы. (Более конкретно –это можно узнать в методических рекомендациях по организации внеурочной деятельности по ссылке, указанной в конце статьи)
Чтобы занятие прошло эффективно, при выборе формы надо учитывать цели, задачи занятия, а также психологический климат группы.
Для того, чтобы сменить обстановку, предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания, эмоции, ощущения в освоении мира; надо использовать и выездные занятия. А этому способствует участие в целевых программах таких, как:
«Калейдоскоп чудес», «Игра — дело серьезное», «Летопись города», «Учимся — жить вместе», «Школа светофорных наук», «Экополюс» и другие. Каждая программа по -своему интересная, по- своему привлекательна, каждая решает свои задачи, но все они направлены на достижение наших общих целей.
Хочу остановиться на программе «Экополюс». Начинается эта программа с экскурсионного блока по особо охраняемым территориям Томской области. Мы побывали на экскурсии в Лагерном саду. Многое знали про него, но то, что здесь уникальный памятник природы и есть мыс Боец — свидетель 350-миллионнной давности, по которому можем узнать геологическую историю не только Лагерного сада, но и Томска, Томской области. По итогам экскурсии вместе с детьми создавали творческую презентацию, которую нужно было защитить. Материал экскурсии использовали при участии в научно-практической конференции по памятникам природы Томской области. Затем принимали участие в медио-играх: «Особо охраняемые природные территории Томской области», «Растения Томской области», «Животные Томской области». Для подготовки команда готовила ответы на вопросы, сначала дома, а затем отрабатывали в классе. Особый интерес у ребят вызвала исследовательская деятельность по территории ул. Бела Куна, проходимая в акции: «Марш парка». На основании приобретенных знаний и полученного опыта в реализации программы, дети самостоятельно провели внеклассное мероприятие по охране природы в классе на параллель ниже, получив одобрение со стороны классного руководителя и учеников этого класса.
Как мы видим, реализация выездной внеурочной деятельности может быть разной. Здесь не было еще затронуто: посещение театров, концертов, экскурсий, музеев.
На одной из экскурсии я хочу остановиться. Это экскурсия кадетский корпус. На этой встрече ребята узнают много интересного о жизни корпуса; смогут увидеть и потрогать экспонаты музея, которые привезли с собой кадеты из очередной вахты «Памяти», узнают более подробно о вахте «Память», о поисковом отряде «Прометей». С 1984 года начал свою деятельность отряд «Прометей», организатором и командиром которого стал Иван Григорьевич Харченко. А еще оказалось, что мама одной из наших учениц была в свое время участником этого отряда. И мы все увидели эту ее встречу со своим командиром. Говорить, что дало такое посещение кадетского корпуса уже просто излишне.
Внеурочная деятельность предполагает деятельность детей вне уроков, поэтому одним из основных помощников в этом направлении являются наши социальные партнеры: детские клубы: «Смена», «Маяк», спортклубы: «Фанат», «Гармония», «Кристалл»; спорткомплексы: «Солнечный», «Юность», «Кедр», футбольный клуб «Томь», ДК «Авангард», музыкальные школы…
Футбол, хоккей, баскетбол, плавание, акробатика, каратэ, танцы, бисероплетение, игра на музыкальных инструментах…это неполный перечень, чем занимаются наши дети вне школы в свободное время. Наша задача знать про каждого ребенка: чем он занят, всячески поддерживать интерес детей в выборе занятности, интересоваться его успехами, советовать родителям и благодарить тех родителей, которые заинтересованы в развитии своего ребенка; привлекать этих детей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, в спортивной и концертной деятельности.
Самое интересной, дети, которые посещают разные секции и кружки, они же чаще всего принимают активное участие в разных конкурсах и успешно учатся. И надо сказать, что участие результативное, так как в каждом классе есть ученики, которые получают призовые места.
Внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Литература:
1. О содержательных и организационных особенностях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО school50.centerstart.r
2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МАОУ СОШ № 25 на ступени начального общего образования.