Перспективы комплексного обновления системы дополнительного образования детей в Чувашской Республике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.01.2015

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Маткина, Н. В. Перспективы комплексного обновления системы дополнительного образования детей в Чувашской Республике / Н. В. Маткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 536-538. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15026/ (дата обращения: 16.11.2024).

На сегодняшний день Чувашская Республика признана таким субъектом РФ, где приоритетные направления модернизации образования внедряются успешнее, чем среди других 20 субъектов. Новые законопроекты, включающие в себя комплексные программы:

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» -1996г.,

«Президентская программа «Новая школа-1997г.»,

Федеральный закон «Об общественных объединениях-1999г.»,

«Концепция модернизации, российского образования 2002г.»,

«Реформа общего образования-2003.г»,

«Республиканская целевая программа развития образования на 2006–2010гг.»,

«Стратегия развития образования Чувашской Республике-2008г.» и ряд др.

На основании приоритетного национального проекта «Образование»-2007г. вся инфраструктура учреждений дополнительного образования детей к 2012г. в ЧР смогла сделать существенный шаг на пути качественного информационного обновления.

Организация доступа к единой точке входа в Интернет всех учреждений обеспечило возможность осуществления контроля статистики обновляемости и заполняемости сайтов, внедрение единой системы отчетов деятельности образовательного учреждения.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования, как основополагающего фактора для развития и образования детей, где основопологающую роль играют принципы толерантности, демократизации, индивидуализации, сотрудничества, добровольности и поддержки одаренных обучающихся.

Сегодня система дополнительного образования детей в России представлена более 18 000 государственными (муниципальными) учреждениями в сфере образования, различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования — 8,9 тысячи, системе культуры — 5,8 тысячи, системе спорта — 1,1 тысячи, общественных организаций — более 2 тысяч. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7 % от общего числа обучающихся), согласно типологии учреждения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752: [4].

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р, Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 8- «О Стратегии социально- экономического развития Чувашской Республики до 2020 года», все учреждения дополнительного образования должны быть ориентированы на социально-личностные, системные, инструментальные компетентностные подходы.

В межведомственной программе развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года сказано, именно данная структура является инновационной площадкой для внедрения образовательных моделей и технологий, механизмом модернизации и управления инновационными процессами. Эффективность процесса модернизации всех ступеней образования курируется Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, путем устойчивого сетевого взаимодействия образовательных учреждений, основными модераторами стратегического планирования, инновационного проектирования, консультирования, экспертизы и диагностики образовательной деятельности являются учреждения дополнительного образования Чувашской Республики «ЮНИТЭКС» и «Центр внешкольной работы «Эткер».

В соответствии со Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. № 25, приоритетом государственной политики Чувашской Республики в сфере образования является реализация перспективных потребностей личности, общества и государства.

Инновационная составляющая данной программы содержит технологию обновления всего образовательного процесса.

Суть технологии заключается в организации интеграционных процессов, обеспечивающих развивающий характер высоких образовательных результатов.

Ежегодно на новостной ленте сайта размещается в среднем около 1500 информационных статей. На странице «Лучшие инновационные материалы» сайта ГУ ЧР ЦНОТ http://www.ege21.ru «Информационно-коммуникационные технологии профессионального творчества работников образования» идет создание единой базы методических разработок, образовательных программ, педтехнологий всей системы образования, как общего, так и дополнительного Чувашской Республики.

На сайте открыт раздел «Сайты образовательных учреждений республики», размещены ссылки на портал «Образование Чувашии», Молодежный портал, сайт Минобрнауки России и др. в ЧР.

Таким образом, дополнительное образование в Чувашской Республике является главной составляющей общего образования и координирующим вектором для обновления всей системы образования.

Эффективность процесса модернизации будет обеспечиваться устойчивым сетевым взаимодействием учреждений дополнительного образования детей, где пересекаются интересы самых различных групп: государства, региона, профессиональных сообществ (в том числе, педагогического), родителей и детей.

Чтобы понять многочисленность и разнообразность учреждений дополнительного образования, на мой взгляд, необходимо представить географию расположения данных учреждений по муниципальным районам и городским округам. В Чувашской Республике 23 муниципальных районов, с городами Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Шумерля, Чебоксары, а так же с поселками и селами городского типа.

В муниципальных районах Чувашской Республики работа по предоставлению услуг дополнительного образования детей ведется в учреждениях согласно различной ведомственной принадлежности по Министерствам: образования, культуры, спорта.

В Чувашской Республике из 1006 образовательных учреждений действуют 134 учреждения дополнительного образования детей, в сравнении с 2010–164, 2008–171, 2006–174, в них обучается почти 81,5 тыс. детей в возрасте от 5–16лет. (43,6 % от общего числа детей школьного возраста).

Все эти направления представлены в следующих учреждениях дополнительного образования детей Чувашской республики:

-        Дворцах детского и юношеского творчества,

-        домах детского творчества;

-        в 15 школах искусств,

-        в 53 спортивных школах,

-        в 500 детских объединениях,

-        в 82 отряда юных космонавтов,

-        в 200 объединениях юных экологов, в

-        260 отрядах юных инспекторов движения,

-        в 164 отрядах юных пожарных,

-        в 30 объединениях юных геологов,

-        в 12 школьных лесничеств, а так же в клубах по месту жительства и интересам.,

-        в 52 кадетских класса и 23 ФОКах Республики.

Более 500 детских объединений — 59,1 % от общего числа детей школьного возраста, 82 отряда юных космонавтов, 200 объединений юных экологов, 260 отрядов юных инспекторов движения, 164 отряда юных пожарных, 30 объединений юных геологов, 12 школьных лесничеств.

Вся их учебная деятельность реализуется на основании более 1600 учебных программ разного типа и соответствующих видам направленностей, в их числе есть 300 типовых, 240 авторских,550 адаптированных программ.

Все они выполняют функции образовательные, воспитательные и развивающие, это позволило более углубленно решать задачи социально значимые для подрастающего поколения, а именно: творческое развитие личности, обеспечение занятости детей, самореализации и социальной адаптации детей. Однако показатели посещения детьми УДОД различны в сравнении города и района, так например, численность сельских детей составляет 25 %, а городских 45,7 %, из расчета того, что всего 81,5 тысяч детей в возрасте от 5–18 лет проживают в Чувашской Республике. Наименьший охват это в Янтиковском, Яльчикском, Шумерлинском районах. [1] [1]

Учреждения дополнительного образования регламентируют выбор ребенком занятий на основе практико-ориентированных видов деятельности и основными направлениями дополнительного образования детей являются поддержка одарённых и талантливых ребят — одно из приоритетных направлений деятельности;

-        научно-техническое;

-        художественно-эстетическое;

-        спортивное;

-        физкультурно-оздоровительное;

-        эколого-биологическое;

-        военно-патриотическое;

-        социально-педагогическое;

-        экономико-правовое;

-        культурологическое;

-        туристско-краеведческое.

В 2006 г. учреждены Премии для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет включительно в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

По итогам 2012 г. лауреатами премии для поддержки талантливой молодежи приоритетного национального проекта «Образование» получили 460 молодых таланта из Чувашии. [5]

Эффективность процесса модернизации обеспечивается устойчивым сетевым взаимодействием учреждений, входящих в систему дополнительного образования детей и интегрирующим ресурсы основного, дополнительного образования, клубной деятельности по месту жительства, потенциалов детских общественных объединений, учреждений отдыха оздоровления детей. Реализация программы поможет всей инфраструктуре учреждений дополнительного образования детей и подростков сделать существенный шаг на пути качественного обновления регионов Российской федерации, в частности Чувашской Республики. Обновления методологических разработок для детского технического творчества, социального проектирования и менеджмента, туризма, экологии, спорта, обучения иностранным языкам

В новой Концепции развития учреждений системы дополнительного образования, четко обозначена цель, задачи дальнейшей работы по модернизации и глобализации образовательного ресурса учреждений дополнительного образования детей в РФ, а затем, это будет вноситься на региональных и муниципальных уровнях, т. к. общий план перехода к пути качественного инновационного изменения данной работы уже утвержден:

1.      Формирование всероссийского экспертного совета по делам работы учреждений системы дополнительного образования детей. (На ее основе должны будут сформированы региональные, окружные, муниципальные советы).

2.      Всероссийский мониторинг реализации программы по определенным временным итогам: квартал, полугодие, год).

3.      Обратная связь с регионами, областями, муниципальными единицами: рейтинг учреждений и программ дополнительного образования детей (все виды программ, разработанных преподавателями дополнительного образования детей.

4.      Корректировка направлений и механизмов реализации программ и создание временных научных коллективов по разработке и апробации по внедрению программ дополнительного образования для детей в условиях принятия ФГОС и принятия профессионального стандарта для педагогв дополнительного образования.

 

Литература:

 

1.            http://www.dissercat.com/ Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei- Смольников Е. В.

2.            http://ru.scribd.com/doc/39454601/Стратегия-развития-образования-Чувашии-

3.            КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Минобрнауки РФ от 6 октября 2004 г. N ПК-2 стр.4

4.            Республиканская конференция педагогических работников — Доклад министра образования и молодежной политики ЧР Иванова В. Н. от 22.08.02013г. «состояние и перспективы развития воспитания

5.            Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений. Под ред Л. К. Балясной. Сост. Л. И. Филатова и В. С. Муратова. — М., «Просвещение», 1978. 256 с.

6.            http://www.dslib.net/obw-pedagogika/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovanija-detej-v-otechestvennoj.html

7.            http://www.dissercat.com/ Scientific Library dissertations and disserCat http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei- Smolnikov EV

8.            http://ru.scribd.com/doc/39454601/Стратегия-развития-образования-Чувашии-

9.            Concept of modernization of additional education of children RUSSIAN FEDERATION TO 2010 the Ministry of Education of the Russian Federation dated October 6, 2004 N PC-2 page 4

10.        National Conference of pedagogical workers — Report of the Minister of Education and Youth Policy of the Czech Republic Ivanov VN from 22.08.02013g. «Status and prospects of development of education 6-of-school institutions. Allowance for employees of non-school. Ed L. K. Balyasnoy. Sost. LI Filatov and VS Muratov. — M., «Education», 1978. 256 p.

Основные термины (генерируются автоматически): Чувашская Республика, дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская федерация, учреждение, объединение, приоритетный национальный проект, система образования, устойчивое сетевое взаимодействие, Эффективность процесса модернизации.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Бурятии

Современные проблемы формирования здорового образа жизни среди детей и молодежи на территории города Владивостока

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения в Орловской области

Повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена на примере Чувашской Республики

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Проблемы внедрения энергосберегающих технологий в Республике Мордовия

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области в сфере дополнительного профессионального образования

Изучение вопроса организации работы с родителями в ДОО на современном этапе

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Бурятии

Современные проблемы формирования здорового образа жизни среди детей и молодежи на территории города Владивостока

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения в Орловской области

Повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена на примере Чувашской Республики

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Проблемы внедрения энергосберегающих технологий в Республике Мордовия

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области в сфере дополнительного профессионального образования

Изучение вопроса организации работы с родителями в ДОО на современном этапе

Задать вопрос