На сегодняшний день, в эпоху глобализации, перед многими городами возникает проблема в виде необходимости создания собственного уникального имиджа, соответствующего мировым тенденциям в различных сферах жизни общества.
Разрастающиеся города стирают границы между собой, посредством соединения инфраструктур, создания сообщающегося экономического, политического и социального пространства, что приводит к однотипности их образа в сознании людей.
Очевидно, что на современном этапе развития города вынуждены вступать в конкурентные отношения за привлечение финансовых, материальных и человеческих ресурсов. Сегодня уже можно говорить о том, что на смену конкуренции стран приходит конкуренция городов. Города «вынуждены» быть привлекательными не только для предприятий, но, в условиях глобализации, и для населения, являющегося одним из важнейших ресурсов, которые город может предложить предприятиям. [1]
Образ города может иметь как положительную, так и отрицательную окраску, либо вообще не иметь никакой, вследствие отсутствия какой-либо информации у целевых групп. Образ города формируется как целенаправленно, так и стихийно. В первом случае имидж всегда получается позитивным, так как в процессе конструирования имиджа создается идеальная модель, отражающая достоинства города, а отрицательные стереотипы нейтрализуются, или делаются менее заметными. А вот во втором случае, имидж может получиться какой угодно, в том числе и негативный. При создании имиджа города нельзя не учитывать имеющийся имидж региона, так как новый образ должен коррелировать со сложившимся образом, иначе ожидания целевых групп не оправдаются, а это может навредить контактам. [3]
Однако не всегда существующий положительный имидж города способствует дальнейшему развитию региона по различным направлениям. Например, при рассмотрении имиджа города Санкт-Петербурга, с его, несомненно, положительным брендом как «культурная столица России», можно заметить, что устоявшийся консервативный имидж мешает его динамичному развитию. Потому как большинство туристов, бизнес деятелей, инвесторов имеют представление о данном регионе как о живописном городе с множеством достопримечательностей, музеев, театров, парков, потрясающих архитектурных ансамблей, центр, которого целиком занесен в список наследия ЮНЕСКО. Конечно, образ города в качестве «культурной столицы России» является собирательным и состоит из таких частных понятий как: белые ночи, родина Петра, морская столица, северная Венеция, и так далее. Но многие не берут во внимание, к примеру, выставочный потенциал города, который способен привлечь отечественных и зарубежных инвесторов, а также бизнес туристов, отдых которых ориентирован на профессиональные интересы.
С какими проблемами сталкиваются города с неактуальным имиджем?
1. Недостаточность привлекательных факторов для аттракции к проживанию в городе экономически активного населения.
2. Отсутствие перспективности для создания программ государственно частного партнерства.
3. Недостаточность желания у туристов для повторного посещения города.
4. Отсутствие уверенности местных жителей в благоприятности места проживания.
5. Недостаточная информированность инвесторов и бизнес деятелей о возможности создания новых эффективных проектов на территории города.
Поставленные проблемы можно решить следующими путями:
1. Организовать участие города в региональных и международных выставках, для представления потенциала региона.
2. Повысить значимость города в рамках страны, путем создания современных проектов с привлечением государственной поддержкой.
3. Акцентировать внимание на необходимости развития выставочно-ярмарочной деятельности в городе для привлечения новых инвесторов.
4. Создать социальную рекламу с описанием преимуществ, которыми пользуются жители данного региона и о перспективах его развития.
Данные меры позволят не только жителям данного города, но и инверторам, бизнес туристам, туристам, ведущим специалистам в различных областях по-новому взглянуть на возможности, которые предоставляет город. Новый имидж города станет очередным этапом не только в истории развития региона, но и страны в целом.
Литература:
1. Богачев У. А. Вызовы развитию современных российских городов и проблемы формирования их позитивного имиджа. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15182871
2. Мещеряков Т. В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2663
3. Чарушина Е. И. Направления формирования имиджа городов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20224207