Сейчас весь мир объективно подвержен процессам глобализации на основе продвижения новых технологий, в том числе информационных, быстрого развития транснациональных корпораций, мобильности самого человека на международном уровне. Предполагается, что мир и страны будут неуклонно интегрироваться, особенно на региональном уровне. Это мировая тенденция нового технологического уклада. Все развитые страны переходят к постиндустриальному этапу, и Казахстан, конечно, не может отставать от общемировых трендов.
Интеграция дает возможность объединит национальный, экономический, политический и культурный потенциал. Кроме того интеграция позволит нашим предприятиям совместно решать проблемы инновационной экономики. Особенно это актуально для приграничных регионов. К примеру, между Казахстаном и Россией самая протяженная сухопутная граница. Это позволяет объединить усилия и ресурсы — и финансовые, и интеллектуальные, чтобы вместе отвечать на вызовы мировой конкуренции.
Опыт Евросоюза показывает, что, несмотря на объединение, страны сохраняет свою национальную самобытность. Всегда можно найти такое сочетание интересов, которое позволяет сохранять политическую, экономическую самостоятельность и государственный суверенитет. Мы должны использовать опыт объединения Европы, учесть и положительные моменты, и возникшие проблемы. Может быть, и к созданию Евразийского экономического союза нужно подходить постепенно, поэтапно. Собственно, так и происходит. Сейчас действует Таможенный союз. На следующем этапе возможна интеграция предприятий (где-то есть ресурсы, где-то — производственные линии). Словом, каждый этап должен быть продуман, экономически выверен, и при необходимости подвергаться корректировке.
Уже Таможенный союз дает несомненный возможности для инновационного прорыва. Думаю, так представляя национальный вуз. Ведь еще не так давно у наших стран была единая система образования, сеть научно-исследовательских институтов. Связи не прервались, мы готовы к сотрудничеству в области научных исследований и их внедрения. Нашими странами можно, к примеру, использовать потенциал космодрома Байконур, на базе которого реально развивать космическую промышленность. Наличие собственных стартовых площадок — это большое преимущество, не каждая страна может похвастать собственным космическим комплексом.
Преимущество Таможенного союза в том, что с помощью защитных законодательных механизмов инновационные предприятия могут успешно пройти период стартапа. Тут важно понимать, что если государство не защищает с помощью налоговой политики и пошлин своих товаропроизводителей, то экономика будет буксовать.
Замечательно, что сейчас, в условиях глобализации, развивается академическая мобильность, наши ученые, преподаватели, студенты могут обучаться в лучших вузах мира, и в отечественные университеты приезжают с лекциями иностранные профессора. Все это позволит получить в ближайшем будущем ощутимый синергетический эффект от такого учебного процесса и инновационной деятельности.
Во многих научных трудах прослеживается цепочка экономической интеграции стран. Сначала — торговля, затем производственное сотрудничество или кооперация, следом — объединение предприятий в корпорации. В той или иной форме все это было в бывшем Союзе. К примеру, в Степногорске действовал подшипниковый завод, 96 % продукции которого уходило за пределы города и республики.
В те годы было продуманная централизованная политика развития экономика, когда учитывались близость природных ресурсов, наличие человеческого потенциала. При всех минусах советской системы многие механизмы единого экономического пространства работали успешно. У нес был аграрный регион, и до сих пор Казахстан остается мощной зерновой державой. Поэтому и сейчас мы можем найти на Евразийском экономическом пространстве общие интересы, к примеру, объединив усилие в биотехнологии, энергосбережении, обеспечении безопасности региона. Немаловажно и то, что экономическая интеграция сближает народ, повышает их возможности и благосостояние, а это и есть главная цель всех преобразований.
Углубление и расширение партнерских отношений с Европейским союзом — стратегический приоритет внешней политики Казахстана. При этом в развитии двустороннего сотрудничества особо выделяется вклад парламентской дипломатии.
Кроме традиционных и многолетних связей с парламентами стран — членов ЕС в последние годы заметно активизировались отношения казахстанских парламентариев с коллегами из Европейского парламента. 30 октября в Астане состоялось 11-е заседание Комитета парламентского сотрудничества «Республика Казахстан — Европейский союз», на котором парламентарии РК и ЕС обменялись мнениями по широкому кругу вопросов двустороннего взаимодействия
— Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркивает, что сотрудничество с Европейским союзом — один из ключевых приоритетов внешней политики Казахстана. И очень важно, что все годы наших двусторонних отношений прошли под знаком высокой заинтересованности сторон в развитии позитивной динамики углубления взаимодействия по самому широкому спектру вопросов.
В настоящее время РК и ЕС выходят на новый уровень партнерства, яркое свидетельство чему — текущие переговоры по новому продвинутому соглашению, основная цель которого — определение и закрепление приоритетных направлений дальнейшего сотрудничества с учетом нынешнего уровня взаимодействия.
Благодаря госпрограмме «Путь в Европу», которая относится к числу ключевых инициатив Президента Казахстана, достигнут высокий уровень диалога с ведущими странами Европы, подписаны договоры о стратегическом партнерстве с Францией, Испанией и Италией.
Сегодня Евросоюз — наш крупнейший торговый и инвестиционный партнер. На долю ЕС приходится почти половина казахстанского внешнеторгового оборота. За прошлый год он оказался одним из самых высоких за всю историю наших взаимоотношений и превысил 50 миллиардов долларов, а за I полугодие 2012-го оказался выше 27 миллиардов долларов.
За период с 1993 по 2011 год валовый приток прямых инвестиций из стран Евросоюза в экономику Казахстана составил более 65 миллиардов долларов. Основными инвесторами являются Нидерланды, Великобритания, Италия и Франция.
Важно, что государства Европы с учетом высокого уровня технологического развития продолжают оставаться нашими ключевыми экономическими партнерами в реализации Программы индустриально-инновационного развития Казахстана.
Мы заинтересованы в дальнейшем наращивании и диверсификации казахстанско-европейского сотрудничества в торгово-экономической, инновационной, инвестиционной сферах, в области образования, здравоохранения, защиты окружающей среды. Евросоюз также выступает нашим стратегическим партнером по переговорам по вступлению Казахстана в ВТО.
Разумеется, большое значение в двусторонних отношениях занимает межпарламентское сотрудничество. Парламентская дипломатия — один из важнейших инструментов внешней политики нашего государства и доведения до зарубежных партнеров позиции Казахстана по актуальным международным вопросам. В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС, подписанным 23 января 1995 года, в 2000 году и был создан наш Комитет парламентского сотрудничества, проведение ежегодного заседания которого стало уже доброй традицией.
За время существования комитет стал эффективной дискуссионной площадкой для парламентариев Казахстана и Евросоюза, связующим звеном конструктивного диалога политиков. На его ежегодных заседаниях рассматривается самый широкий спектр вопросов двустороннего взаимодействия, и обе стороны имеют возможность в доверительном формате высказаться и обменяться мнениями по всем возникающим вопросам.
Полагаю, что благодаря тщательной подготовке к настоящему мероприятию удалось придать новый импульс двусторонним взаимоотношениям, сблизить позиции сторон по многим актуальным вопросам международной повестки дня.
Системный характер встреч и высокий уровень контактности дают возможность продуктивного обмена опытом законотворческой и политической деятельности, содержательных дискуссий и детального рассмотрения вопросов, представляющих взаимный интерес. Многие из них позволяют решить конструктивный диалог именно между законодателями, а также снять культурные, экономические и политические барьеры двусторонних отношений.
Европейский союз сегодня — признанный лидер в выработке и реализации политики в отношении молодого поколения. Это проблемы социализации, образования, выбора профессии и трудоустройства. По многим из них в Европе достигнут очевидный прогресс. И нам хотелось бы больше иметь информации об этих программах реализации «социальных лифтов».
Нам также необходимо изучение европейского опыта в области медицинского страхования. Есть перспективы сотрудничества и в вопросах «зеленой экономики», сохранения экологической чистоты в нашем регионе.
Считаю особо важным тот факт, что представители Европейского парламента дали высокую оценку процессам, происходящим в Казахстане. Отмечено, что республика добилась серьезного прорыва в политическом и экономическом развитии. Депутаты из Европарламента подчеркнули важность лидерства Президента Казахстана, которому после распада Советского Союза удалось преодолеть многие трудности и сделать ставку на развитие экономики, найти новые измерения, которых ранее не было. Для нас же это была и хорошая возможность довести до европейских парламентариев основные направления политики Главы нашего государства и его масштабных инициатив.
Европейской стороной также отмечено, что благодаря целой серии важных международных успехов, которые имели свою кульминацию в период председательства нашей страны в ОБСЕ в 2010 году, Казахстан сегодня обладает солидными позициями в международной сфере. Представители Европарламента вновь подтвердили важнейшую роль Казахстана в Центральной Азии, как самой продвинутой страны, которая больше всего модернизировалась, имеет огромный потенциал и является своеобразным мостом между Востоком и Западом.
Литература:
1. Казахстанская правда 22 сентября 2012 года.