Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим компонентом которого является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам. Поэтому одной из актуальных проблем сегодня становится проблема воспитания у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей этики межнационального общения.
Важное место в работе занимает возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития.
Применительно к решению этих проблем в современных условиях приобретают большое значение народнопедагогические идеи о духовно богатой и общественно развитой личности с высокими нравственными качествами. Среди них особо можно выделить стремление жить интересами своего народа, уважительное, равноправное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего поколения, бескорыстная взаимопомощь и забота об окружающих людях, солидарность и заинтересованность, требовательность к себе при выполнении нравственных требований, трудовых поручений и заданий.
Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры. Общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.
Воспитание ценностных ориентаций младших школьников не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.
Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других [16, с. 47–51].
Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.
Воробьева И. В. выделяет следующие направления формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп:
1. Знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Освоение детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек — уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми).
3. Понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом).
4. Понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество). [14, с 63–66].
Источниками формирования данных качеств, как известно, является родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков. Кроме того, конкретные трудовые дела, общение, этикет, быт, традиции, обычаи, народное искусство словом, вся многогранная культура народа, аккумулирующая общечеловеческие моральные нормы поведения на психологической основе.
Формирование нравственного потенциала обычно происходит в семье с того момента, когда ребенок, научившись говорить, активно начинает познавать мир, принимать участие в игровой и посильной трудовой деятельности, вслушиваться в звуки жизни, всматриваться в ее краски. В эти годы наряду с расширением представлений об окружающем мире у детей начинает складываться понятие о добре и зле, хорошем и плохом.
Процесс становления нравственных устоев происходит под непосредственным влиянием родителей, особенно матери, бабушки, дедушки и старших в семье. Разумеется, многое зависит от моральных качеств самих педагогов, их представлений о человеческих ценностях. Процесс нравственного совершенствования человека происходит в течение всей его жизни, хотя огромную роль играет то, что заложено в нем в семье и детском саду, школе. В этой связи следует отметить благотворное влияние художественной литературы, особенно народной поэзии, устного народного творчества, национальных традиций народа, на земле которого мы живем, на духовное формирование личности.
Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены социальным педагогам определенные условия. К ним мы относим следующие: обогащение кругозора младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов; создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам; проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов; включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации; развитие принятия и уважения этнических форм и отличий; развитие в учениках гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т. д.) [21, с. 156].
Процесс поликультурной социализации начинается с вхождения в культуру своего народа, с формирования этнической идентичности еще в дошкольном детстве. Когда ребенок спонтанно приобретает первые фрагменты знания о своей этничексой принадлежности (Ж. Пиаже). В современных отечественных исследованиях А. О. Боронаева. Э. К. Суслова, Т. Г. Стефаненко отмечается, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей раньше и что они становятся особо чувствительными к национальному фактору.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Большинство детей младшего школьного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Однако имеются место и проявления иного отношения: смех, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей, отказ вступать в общение с ними.
Проанализировав исследования по данной проблеме, мы определить диагностические методики (Е. И. Николаевой, М. Л. Поведёнок.) на определения уровня ценностных ориентаций к представителям разных этнических групп у детей, обучающихся в начальной школе.
Работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана. Исследования проходило в двух третьих классах. В эксперименте принимали участие 40 школьников.
На основании проведенной диагностики результаты показали, что большинство детей в обеих группах находятся на среднем уровне сформированности представлений ценностных ориентаций к представителям разных этнических групп. Количество детей со средним уровнем в контрольной группе составляет 9 человека, а в экспериментальной 7 человек. Низкий уровень сформированности представлений о ценностных ориентациях у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп в контрольной группе был выявлен у 11 детей, а в экспериментальной — у 13 детей.
Проведенная диагностика свидетельствует о том, что для формирования ценностных ориентаций младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп необходима целенаправленная педагогическая работа. Это позволило нам разработать программу, направленную на формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп.
Задачи программы:
- познакомить детей с традициями, обычаями, своей семьи, Хакасии, Родины;
- формировать ценностные ориентации о дружеских взаимоотношениях между людьми, умение устанавливать положительные взаимодействия со сверстниками
- сформировать у учащихся, уважение к своим правам и правам других национальностей;
- координационная работа школы по ознакомлению учащихся с хакасской национальной культурой.
Программа запланирована на шесть месяцев. Количество мероприятий: два раза в месяц. Продолжительность занятий 30–40 минут.
Программа состоит из двух этапов: 1 этап — «Мир, в котором я живу», 2 этап — «Хакасия моя малая Родина». Мы составили план мероприятий, которые использовали в своей работе. Например, На первом этапе проводились классные часы по темам: «Я среди других национальностей» — цель: формирование ценности и необходимости дружбы между нациями. «Давайте жить дружно» — цель: развивать у учащихся чувство взаимного расположения друг к другу. Урок чтения — Я и книга. Чтение художественной литературы (татарские, хакасские, русские и т. д.). Цель: формирование ценностных ориентаций у детей к представителям разных этнических групп, через чтения народных сказок. Декада национальной культуры. Цель: приготовление блюд разных национальностей; ознакомление с национальными музыкальными инструментами и прослушивание музыки того или иного народа.
На втором этапе реализации нашей программы были включены разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с хакасской национальной культурой: с бытом и традициями хакасского народа на специальных занятиях; посещение выставок и минимузея, который организовали вместе с родителями в школе; праздники, развлечения и концерты; встречи с бабушками, дедушками — людьми разных поколений представителей хакасского народа. Каждый год проводятся праздники: Чыл пазы — Новый год, Чир ине — День Матери-земли, Хуртайах — День почитания стариков и старух. У наших детей очень много друзей — представителей старших поколений, такие встречи всегда проходят в дружеской и теплой обстановке, в национальных костюмах, с хакасскими национальными инструментами. Бабушки и дедушки рассказывали школьникам о традициях хакасского народа, исполняют хакасские национальные песни.
Школа тесно связана с краеведческим музеем, детскими садами по национально-региональному компоненту. Опыт показывает, что проведенная работа в данном направлении способствует не только формированию высокой культуры отношений к людям разных национальностей, но и формирует ценностное отношение к культуре народа того региона, в котором мы живем.
В процессе проведения работы мы осуществляли взаимодействия со специалистами школы: социальный педагог, психолог, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, родителями, что позволило на более высоком уровне формировать толерантное отношение у младших школьников к представителям разных национальностей.
Таким образом, анализируя проведенную нами работу, можно сделать вывод о ее гуманистической направленности, которая выражается в глубоком уважении к личности независимо от их расы, национальности и вероисповедания.
Литература:
1. Ильченко Л. П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края//Этнопедагогика: Проблемы обучения и воспитания. — СПб.: Питер Пресс, 2004.- № 3.- 47–53 с.
2. Воробьева И. В. Этнопедагогические основы трудового воспитания. //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2002. — № 3 (27). — 63–66 с.
3. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие школьников.- М.: Аркти, 2003. — 156 с.