ФГОС общего образования определены требования к результатам обучения на не только на предметном и метапредметном уровнях, но и на личностном. Педагог не может успешно работать с учащимися, если он не ориентируется в их ценностях, не учитывает меняющихся представлений, взглядов подрастающего поколения.
Психологические основы теории ценностей, проблемы формирования сознания личности в деятельности заложены выдающими учеными, такими как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн. Особое место в теории ценностей занимает вопрос о ценностных ориентациях личности, их сущности, условиях и механизмах формирования и развития.
Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое для данного человека от незначимого. Ценностные ориентации рассматриваются как «…интегративное образование, характеризующее целостную личность, её направленность; они выражают ценностное отношение к явлениям жизни, которое означает, что объективные ценности осознаются и переживаются личностью как потребности, мотивирующие настоящее поведение и программирующие будущее» [4, с.37].
Б. Г. Ананьев считает, что ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности [1].
Содержательное наполнение ценностных ориентаций традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. Ценностные ориентации являются характеристикой личности, сформированной в психологическом и социальном плане. Процесс их развития длителен и многоступенчат. Для школьника он организуется, прежде всего, целенаправленным воспитательным воздействием школы [2, 4, 7].
Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее правильное мотивационное выражение. В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом многообразие общественных явлений приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в сознании старшеклассника в виде понятий и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности [2, 3, 4, 7].
Отечественный педагог-исследователь Б. З. Вульфов отмечает, что для современного этапа нашей общественной жизни «характерны следующие тенденции: размывание и девальвация ранее существовавших нравственных ценностей; переоценка ценностей; плюрализм ценностных позиций. В этих условиях общественное сознание индивидов характеризуется как кризисное, так как в нем совмещаются и одновременно одобряются или отрицаются противоположные по своему значению ценности» [3, с. 26].
К числу современных проблем, влияющих на ценностные ориентиры школьников, исследователи относят: противоречивость духовных ценностных норм, индивидуализм, молодёжные субкультуры, алкоголь и другие наркотики. При этом отмечается, что большую роль в формировании личности, становлении системы ее ценностей в молодые годы играют семья и школа [8].
В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования ценностных ориентаций детей и подростков на здоровый образ жизни. В решении этой проблемы ведущую роль призван сыграть школьный курс основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) [5, 6].
Отмечается, что в воспитании у школьников ценностного отношения к здоровью на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения: «уроки здоровья», беседы, дискуссии, игры, работу над исследовательскими проектами, Дни здоровья и т. д. Практика показывает, что более эффективными являются такие формы работы, в которых учитель ОБЖ и ученики становятся активными участниками совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.
Важно, что и сам образовательный процесс должен содействовать сохранению и укреплению здоровья. Поэтому в теории и практике современной педагогики актуальным является вопрос о здоровьесьберегающих педагогических технологиях [6].
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Они предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [3].
Обязательными составляющими этой системы являются:
- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся при проектировании и реализации педагогической деятельности;
- учет особенностей возрастного развития школьников и разработка соответствующей стратегии педагогической технологии;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в образовательном процессе;
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья [3, 5].
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
- аксиологический компонент, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволит осуществить намеченные цели;
- гносеологический компонент, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих возможностей;
- здоровьесберегающий компонент, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма;
- эмоционально-волевой компонент, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых;
- экологический компонент, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами;
- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на предупреждение гиподинамии.
Именно в школе должны решаться задачи формирования у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью. И самая трудная, важная задача педагога — создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей [3].
Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс познания. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.
С нашей точки зрения, указанные подходы необходимо реализовывать в учебном процессе по основам безопасности жизнедеятельности. В практике преподавания ОБЖ используются как традиционные, так и более креативные методы и технологии обучения (сюжетно-ролевые игры, спектакли, тренинги, конкурсы и т. д.), способствующие повышению эффективности учебного процесса.
Важную роль в формировании у школьников индивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах и способах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми. Определяемая ими система ценностей будет составлять для детей основу их индивидуально-личностной культуры [5, 8].
Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников имеет особую значимость в трансляции от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом. В содержание уроков необходимо включать такие элементы, как обсуждение выполненного домашнего задания, создание проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, активные паузы с проведением физкультминуток, домашнее задание, направленное на общение ребенка с родителями. На занятиях необходимо давать возможность высказаться всем желающим учащимся и поощрять любую активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование ценностных ориентаций школьников является одним из ведущих компонентов стратегии развития современного образования. Чтобы обеспечить готовность школьников к долголетней активной жизни, в процессе обучения ОБЖ необходимо не только целенаправленно обучать их знаниям, умениям и навыкам, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни, но и формировать у учащихся соответствующие ценностные ориентации.
Литература:
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]. — СПб: Питер, 2001. — 288с.
2. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] /Педагогика. — 2002. — № 8. — С.8–13.
3. Вульфов, Б. З. Интересы и потребности современных детей и подростков. Методическое пособие для педагогов и психологов [Текст] /Б. З. Вульфов, Е. В. Синягин, Н. Ю. Синягина, Е. В. Селезнева /Под общей редакцией Н. Ю. Синягиной. — СПб.: КАРО, 2007. — 265с.
4. Костецкая, Г. А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования [Текст]: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 17.03.1999 /Костецкая Галина Анатольевна. — СПб., 1999. — 172с.
5. Костецкая Г. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьника: ценностно-ориентационный аспект проблемы [Текст] /Детство и социокультурная прогностика: Материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — С. 177–182.
6. Костецкая Г. А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности [Текст] /Профилактическая и клиническая медицина — 2011. — № 3 (40). — С.467.
7. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст]. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
8. Vasilev S., Vasileva T. Kostetskaya G. Ecological Education as an Important Factor in Solving Ethnic, Social and Economic Problems faced by Modern Society [Электр.] /Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 10, Part 4 /2012. — Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2012. — http://www.scientific-publications.net/download/educational-alternatives-2012–4.pdf. — P.196–208.