В данной статье рассматривается применение информационной составляющей упаковки и его влияние на конкурентные преимущества предприятий пищевой промышленности, применение цвета, структуры, который привлекает внимание потенциального покупателя.
Ключевые слова: пищевая промышленность, упаковка, информационная составляющая, визуальная часть пакета, задней этикетке цветового круга.
This article discusses the application of the information component of the packaging and its impact on competitive advantage of enterprises of the food industry, the use of the color patterns which attracts the attention of a potential buyer.
Key words: food industry, packaging, information component, the visual part of the package, the back label of the color circle
Сегодня рекламная индустрия не стоит на месте, а перед отделом маркетинга любого предприятия сферы индустрии питания, стоит задача продать свою продукцию, привлекая к ней все большее число потенциальных потребителей. Решить им эту задачу помогает разработка эффективной упаковки, которая несет не только эстетическое восприятие продукта, но и информационную составляющую. Внешне привлекательная упаковка заметно увеличивает показатель продаваемости продукта. Именно по этой причине производство картонной упаковки непременно сопровождается разработкой ее дизайна. Как показывает практика, потребители отдают большее предпочтение той продукции, упаковка которой оформлена эффектно, ярко, интересно и информативно. В связи с этим многие производители стремятся оформлять свою продукцию в упаковку, которая обязательно должна соответствовать ценовому и качественному уровню товара.
Рассматривая вопрос об информационной составляющей упаковки товара нужно определить, что такое упаковка и её информационные составляющие.
Информация — это название продукта, марки, сведения о производителе товара, особенности и свойства товара, а также сообщения о специальных предложениях, например, акциях и скидках [3 с. 65].
Упаковка — это носитель закодированной информации не только о самом продукте, но и о производителе [2 с. 15].
К разработке дизайна будущей упаковки нужно относится с большей осторожностью, ведь если упаковка будет плохого качества и неприглядного вида, иметь неточности и другие недочеты, то потенциальный покупатель откажется от покупки товара не попробовав содержимого продаваемого товара.
Анализируя вопрос о конкурентных преимуществах упаковки, её информационная составляющая, несет особый смыл, а саму информационную составляющую упаковки можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Информационная составляющая упаковки
Кроме того не нужно забывать и об изобразительной части упаковки, элементы которой тоже очень важны для наглядной и качественной упаковки товара (см. рис.2).
Рис. 2. Изобразительная часть упаковки
Рассматривать обе эти части нужно вместе. Так же на упаковке можно отобразить информацию о каких-нибудь специальных предложениях («20 % от стоимости бесплатно», «2 упаковки по цене одной»), интересные факты из истории создания данной марки, краткую информацию о производителе продукта и т. д.
Разрабатывая дизайн упаковки не нужно забывать и ещё об одном немаловажном элементе это контрэтикетке (обратная сторона упаковки) [2 с. 85]. В изготовлении упаковочного материала этот элемент является обязательным. Как правило, на обратной стороне печатается информация о производителе и его контактные данные, о составе продукта (для непищевых товаров — о комплектации). Дизайн контрэтикетки в обязательном порядке должен гармонировать с «лицевой» стороной, тогда потребитель будет воспринимать товар, как действительно продуманный до мелочей и очень качественный.
В дизайне упаковки, как и в любой другой рекламной деятельности важным является выбор цвета и материалов из которых изготовлена упаковка. Дизайнеры применяют цветовой круг (способ представления непрерывности цветовых переходов). Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета. Классическим кругом из 12 цветов считается круг Иоханнеса Иттена [1 с. 45]. Основу его составляют красный, желтый и синий, второстепенные — оранжевый, фиолетовый и зеленый, а остальные цвета образуются путем смешивания. Сочетание цветов на основе такого круга помогает дизайнеру подобрать гармоничную цветовую схему. Так же используют и тематическую направленность использования цвета. Например, красный цвет в технической области символизирует опасность, а в области моды чувственность и смелость. Если взять красный цвет в природе, то, скорее всего, он породит ассоциации со сладостью спелых ягод, а в социальной сфере он заставит вспомнить россиян о коммунизме, а у жителей других стран вызовет другие ассоциации.
Анализируя данный вопрос автор статьи приводит результаты маркетинговых исследований потребителей с целью выявления их предпочтений к информации, изложенной на упаковке товаров Нижегородского продовольственного рынка. Данное исследование проводилось методом фокус-групп в гипермаркетах в период с сентября по ноябрь 2014 года. Количество проведенных фокус-групп — 5, численность каждой фокус-группы составила — 10–12 человек. Результаты исследования изложены на рис.3.
Рис. 3. Обязательные реквизиты маркировки, отраженные на упаковке продовольственных товаров
Из данных рисунка 3 видно, что большинство опрошенных респондентов отдают предпочтение «сроку годности» продукта, а меньше положительных ответов было отдано «стране изготовителю», т. к. многие респонденты отрицательно относятся к буквам, обозначающим адрес предприятия — изготовителя, которые заставляют покупателя искать нужный адрес, написанный мелким шрифтом.
Сегодня в период нововведений и новаторств сферы услуг автор в своем исследовании останавливается на наличии идентификационного кода на упаковке или этикетке, которую можно отсканировать сотовым телефоном, отправить предприятию-изготовителю для идентификации продукта и предъявлении претензий к этому товару. Результат изложен на рисунке 4.
Рис. 4. Отношение фокус-группы к идентификации товаров
Подводя итог проведенного маркетингового исследования, автором были выявлены как положительные отклики на информацию, изложенную на упаковке, так и отрицательные (слишком мелкий шрифт, дублирование информации о составе и изготовителях на иностранных языках и т. д.), так же были выявлены пожелания к нанесению новых видов информации, к которым было бы хорошо прислушаться производителям продуктов питания.
При изготовлении упаковки, не нужно забывать из какого материала она изготовлена. Самым проигрышным вариантом считается дешевый картон. Необходимо выбирать только яркие и качественные современные материалы, способные представить товар в его лучшем виде. Также не нужно забывать о том, что упаковка должна сохранять свежесть продукта, защищать его от повреждений, облегчать доставку домой. В зависимости от использованного в производстве материала упаковки могут быть пластиковыми, из поливинилхлорида, металлические, стеклянные, бумажные и т. д. Для увеличения сроков хранения продукта часто используется вакуумная упаковка.
Экономическая эффективность упаковки зависит от ее собственной стоимости, цены эксплуатации и стоимости утилизации. Собственная стоимость упаковки зависит от применяемых материалов, а также технологичности производства самой тары. Так, бумага дешевле стекла, металла или пластмассы, но последние значительно технологичнее, они лучше плавятся, штампуются и формируются. С учетом всех этих факторов маркетолог должен правильно выбрать подходящую упаковку. Современная упаковка должна быть оптимальной стоимости товара, привлекательного по внешнему виду, надежно защищенного упаковкой, что в ней содержится, обеспечивающие удобную транспортировку. Обязательным условием оптимизации упаковки является стандартный размер, что значительно облегчает транспортировку, перевозку и складирование.
В заключении можно сказать о том, что от высококачественной, содержательной (информативной) упаковки зависит прибыль предприятий, а в частности сферы индустрии питания, а при её разработке всегда следует придерживаться простоты и краткости, только в этом случае товар может быть востребованным на рынке.
Литература:
1. Гусаров Ю. В. Менеджмент рекламы: Учебное пособие. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 527 с.
2. Гуль В. Е., Любешкина Е. Г., Аксенова Т. И. Упаковка продуктов питания: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУПБ, 2006. — 82 с.
3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10–11 кл./И. Г. Семахин, Е. К. Хеннер — 5 изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г — 246 с.; ил.