Город Калуга является одним из крупнейших научно-образовательных и культурных центров страны. Структура экономики города представлена такими отраслями, как машиностроение и металлообработка, пищевая и легкая промышленность, электроэнергетика. Город демонстрирует высокие темпы развития экономики, обладает внушительным кадровым потенциалом.
Анализ динамики и структуры расходов бюджета города показал, что наибольший удельный вес в общей сумме расходов бюджета Калуги занимают расходы по разделам:
- «Общегосударственные вопросы» в 2010 г. — 9,07 %, в 2011 г. — 11,10 %, в 2012 г. — 8,85 %;
- «Образование» в 2010 г. — 32,00 %, в 2011 г. — 33,80 %, в 2012 г. — 41,50 %;
- «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 2010 г. — 25,30 %, в 2011 г. — 20,80 %, в 2012 г. — 9,97 %;
- «Здравоохранение и спорт» в 2010 г. — 10,10 %, в 2011 г. — 10,42 %, в 2012 г. — 1,25 %;
- «Социальная политика» в 2010 г. — 16,10 %, в 2011 г. — 15,50 %, в 2012 г. — 18,20 %.
Наименьший удельный вес в общей сумме расходов бюджета города занимают расходы по разделу «Охрана окружающей среды» в 2010 г. — 0,07 %, в 2011 г. — 0,05 %, в 2012 г. — 0,05 %;
Такие разделы как «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Культура, кинематография средства массовой информации» из года в год остаются на одном уровне и составляют в структуре бюджета до 2–3,3 %.
В разделе «Национальная экономика» можно проследить резкое увеличение расходов бюджета города, что в структуре составило 1,99 %, 3,10 % и 16,30 % соответственно в 2010 г., 2011 г. и 2012 г.
Таким образом, анализ показал, что основная доля расходов средств бюджета города Калуги приходится на разделы «Общегосударственные вопросы», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Здравоохранение и спорт», «Социальная политика», что говорит о направленности бюджета на улучшение социальных условий жизни области.
Увеличение расходов городского бюджета в 2012 г. отмечено по следующим разделам: «Национальная экономика» расходы увеличились на 399,6 % по сравнению с аналогичным показателем 2011 г.; «Социальная политика» — на 12,12 % по сравнению с показателем 2011 г.; «Культура и кинематография, СМИ» — на 8,62 % по сравнению с 2011 г.; «Образование» расходы бюджета увеличились на 16,80 % по сравнению с 2011 г.
Сокращение расходов бюджета в 2012 г. отмечено по следующим разделам: «Общегосударственные вопросы» по сравнению с 2011 г. на 22,77 %, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» по сравнению с 2011 г. на 62,72 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы снизились по сравнению с 2011 г. на 54,36 %, «Охрана окружающей среды» расходы снизились по сравнению с 2011 г. на 2,31 %; «Здравоохранение, физическая культура и спорт» расходы снизились по сравнению с 2011 г. на 88,55 %.
Кроме того, в 2011 г. расходы бюджета увеличились почти по всем разделам за исключением «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Охрана окружающей среды» и показатели сократились по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 1,45 % и 9,23 % соответственно.
Расходы в разделе «Общегосударственные вопросы» увеличились на 46,49 % по сравнению с 2010 г. Расходы по разделам «Образование», «Культура и кинематография, СМИ», «Здравоохранение, физическая культура и спорт» — увеличились на 26,52 %, 21,69 % и 23,55 % соответственно. По разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — на 14,60 %, по разделу «Социальная политика» — на 14,99 % по сравнению с аналогичными показателями 2010 г. Самый большой рост по разделу «Национальная экономика» — на 86,09 % по сравнению с 2010 г.
В целом по расходам бюджета города Калуга в 2012 г. наблюдается сокращение расходов бюджетных средств по сравнению с 2011 г. Темп прироста составил -4,90 %. Это связно с тем, что в 2011 году произошла передача расходных полномочий на региональный уровень. В 2011 г. наблюдалась положительная динамика, расходы в целом увеличились на 19,78 % по сравнению с 2010 г.
МО «Город Обнинск» является ведущим муниципалитетом Калужской области. Одна из главных задач исполнительных властей — это правильная координация действий всех муниципалитетов области, включая городской округ «Город Обнинск».
Формирование расходов бюджета г. Обнинска 2010–2012 гг. осуществлялось с учетом реализации приоритетов бюджетной политики в области расходов. При формировании расходной части бюджета одну из главных ролей сыграли обязательства, связанные с обеспечением социальных выплат и пособий отдельным категориям граждан, обязательств по оплате труда, расчетов за коммунальные услуги, которые были учтены в полной мере.
Рассмотрим общую структуру доходов города Обнинск.
Таблица 1
Динамика структуры доходов бюджета города Обнинска, тыс.руб.
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение 2012/2010 |
|
Разница |
% |
||||
Налоговые доходы |
1 261 107 |
1 511 000 |
1 492 140 |
231 033 |
18,32 |
Неналоговые доходы |
293 207 |
414 629 |
447 555 |
154 347 |
52,64 |
Безвозмездные перечисления |
851 941 |
984 081 |
1 102 015 |
250 074 |
29,35 |
Всего доходов |
2 406 255 |
2 909 710 |
3 041 710 |
635 454 |
26,41 |
Источник: составлено авторами.
Наибольшими темпами увеличение доходов бюджета города происходит за счет неналоговых и безвозмездных перечислений, чей рост в 2012 г. по сравнению к 2010 г. увеличился на 52,64 % и 29,35 % соответственно. Меньшим темпом роста обладают налоговые доходы 18,32 %.
В то же время в абсолютных величинах наибольшие доходы город получает от налоговых доходов и безвозмездных поступлений. В 2012 г. налоговые доходы поступили в сумме 1 492 140 тыс. руб., что больше данного показатели в 2010 г. на 231 033 тыс. руб. Безвозмездные перечисления в 2012 г. характеризовались суммой 1 102 015 тыс. руб., что выше уровня 2010 г. на 250 074 тыс. руб. Доля отдельных видов доходов в общей структуре доходов города представлена в таблице 2.
В 2011 г. в расходной части бюджета города наблюдается прирост показателей на 20,75 %, с последующим снижением в 2012 г. до 1,53 %.
Расходы отдела на культуру, спорт и молодежную политику характеризуются положительной динамикой роста с отклонением 2012 г. к 2010 г. на 49,52 %, или увеличением на 112 115 тыс. руб. Объем финансового обеспечения Управления городского хозяйства также демонстрирует ежегодное возрастание.
Таблица 2
Доля отдельных видов доходов в общей структуре доходов бюджета городаОбнинск
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение 2012/ 2010 |
|||
тыс. руб. |
уд.вес, % |
тыс. руб. |
уд.вес, % |
тыс. руб. |
уд.вес, % |
% |
|
Налоговые доходы |
1 261107 |
52,4 |
1511000 |
52 |
1 49240 |
49,1 |
-3,3 |
Неналоговые доходы |
293207 |
12,2 |
414629 |
14,2 |
447555 |
14,7 |
2,5 |
Безвозмездные перечисления |
851941 |
35,4 |
984081 |
33,8 |
1 102015 |
36,2 |
0,8 |
Всего доходов |
2 406255 |
100 |
2 909710 |
100 |
3 041710 |
100 |
- |
Источник: составлено автором
Обращает внимание динамика расходов отдела управления потребительского рынка, транспорта и связи, которые возрастают в период 2010–2011 гг. на 1362,38 % к предыдущему году (65 735 тыс. руб.) и умеренную динамику данного показателя в соотношении 2012/2011 г.г. на 10,49 %. В целом отклонение 2012 г. к 2010 г. характеризуется увеличением на 1515,73 %, что в денежном значении составляет 73 134 тыс. руб. Более того, прирост объема финансового обеспечения управления имущественных и земельных отношений 2012 г. от 2011 г. составил + 65,67 % или + 2 200 тыс. руб. Объем финансирования управления социальной защиты населения в 2012 г. по сравнению с 2010 г. возрос на 70,64 %.
Внедрение в практику управления муниципальных программ потребует отмены и методических корректировок, введение ряда дополнительных документов. Для этого возможно подвергнуть методической корректировке или отмене следующие документы:
- план социально-экономического развития территории на краткосрочную перспективу;
- доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
- долгосрочные и ведомственные целевые программы.
В итоге хотелось бы отметить, что программно-целевой метод управления является новым и недостаточно разработанным инструментом управления бюджетными средствами на местном уровне. Однако, применение нового подхода к созданию и оценке муниципальных программ способно качественно улучшить и количественно увеличить их существующий перечень, предопределяя полноценное развитие программного формата бюджета в конкретном муниципалитете.
Литература:
1. Отчеты об исполнении бюджета муниципального образования «Город Калуга» за 2010–2012 годы.
2. Отчеты об исполнении бюджета муниципального образования «Обнинск» за 2010–2012 годы.
3. Балынин И. В. Комплексная оценка социально-экономического развития Калужской области // Мировое сообщество: проблемы социально-экономического и духовно-политического развития Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Финансовый университет при Правительстве РФ (Новороссийский филиал); под редакцией Л. С. Андрияновой. Пенза, 2013. С. 289–298.
4. Балынин И. В. Комплексная модель оценки рисков несбалансированности субъектов Российской Федерации в контексте социально-экономического развития регионов //Аудит и финансовый анализ, 2014, № 3, с. 316–319.
5. Балынин И. В. Рейтинговая оценка субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов (на основе разработанной модели) // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2014, № 3, с.104–109.
6. Сергиенко Н. С. Организация исполнения бюджета: учебное пособие / Н. С. Сергиенко. Калуга: изд-во ООО «Ваш домъ», 2011.–232 с.
7. http://www.admobninsk.ru/ — Официальный информационный портал Администрации МО «Город Обнинск».
8. http://www.admoblkaluga.ru/sub/finan/ — сайт официального портала органов власти Калужской области.