В начале XX века наметился процесс механизации, наука и техника стали развиваться стремительными темпами. Люди искусства разделились во мнении: одни воспевали патриархальный мир и выражали сопротивление новому, другие встали на сторону технического прогресса, который действительно был необходим России. Сложная общественно-политическая ситуация, кардинальные исторические перемены, революции — все это отразилось и в литературе.
С. А. Есенин одним из первых ощутил и творчески осмыслил происходящее, в его лирике отразилась искренняя тревога за судьбу страны, деревни, мира природы, который больше всего мог пострадать от негативных последствий наступления цивилизации.
Стихотворения Есенина, содержащие мысли об экологии и гуманизме, о сочувственном и бережном отношении ко всему живому всегда актуальны, поскольку проблема взаимодействия человека с окружающим миром многогранна и зачастую неразрешима. Глубокий психологизм и гуманистический пафос поэзии С. А. Есенина делают его произведения особенно значимыми.
Тема неразрешимого конфликта новой эпохи − «живого» и «железного» нашла отражение в стихотворениях С. А. Есенина, который «выразил в своем творчестве тоску человека XX века по матери-природе» [1, с.56]. Есенин вел диалог со своими современниками, выделяя ключевые события эпохи, в его стихотворениях можно наблюдать движение истории со всеми ее противоречивыми событиями.
Антитеза «город − деревня» претерпевала различные изменения и углублялась в своем социальном содержании. «Противопоставление, драматические поиски единства этих двух начал связывались у Есенина не столько с пролетарским городом и патриархальной деревней, сколько с цивилизацией, урбанизацией и естественным миром» [2, с.92]. Действительно, естественный мир находился под огромной угрозой, что не могло не волновать Есенина, выросшего в деревне, где красота и сила природы вдохновила будущего поэта. Особая любовь поэта к природе, к «братьям меньшим» не только отразилась в огромном количестве его произведений, но и стала темой для трогательных историй, воспоминаний его современников.
Есенинская концепция «единства мира» предполагает гармоническое взаимодействие человека и природы. Одухотворяя природные явления и объекты, пейзажи, Есенин создал целостный национальный образ русской природы, отразил в своем творчестве гуманистические тенденции начала XX века. Взаимосвязь человека с миром животных, растительным миром, космосом — это неотъемлемая часть человеческого существования. Гармоническая слиянность с природой, по мнению Есенина, является опорой для человека, источником его сил. Отдельно поэт затрагивает в своей лирике взаимоотношения человека и животного, создает образы, значимые по своей художественной и нравственной ценности.
Взаимоотношения города и деревни приобретают и острое политическое значение, поскольку власть была заинтересована в укреплении союза крестьян и рабочих. Есенин начинает размышлять о городе и деревни после Февральской революции, именно тогда появляются не только надежды на возрождение и укрепление русского крестьянства, но и опасения по этому поводу. Глубоко осмыслить значимость исторических и социальных перемен поэту удалось не сразу.
Для Есенина деревня и русское крестьянство представляют собой древний поэтический мир. В своей статье «Ключи Марии» поэт высказывает ключевые мысли, важные для понимания его поэтических задач, отношения к революции. Он пишет о словесном искусстве, древней культуре, знаки которой можно увидеть во всех предметах обихода: «Мы заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы» [3, IV; с.181]. Есенин видит в революции большие возможности для развития искусства: «Будущее искусство расцветет в своих возможностях достижений как некий вселенский вертоград, где люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего дерева, имя которому социализм, или рай…» [3, IV; с.190].
В революционное время Есенин всячески пытается оценить исторические события, пристально следит за жизнью деревни, размышляет о судьбе русского крестьянства. В его произведениях совмещаются противоположные вещи: восторженное отношение к революции и мечты о патриархальном быте, мужицком рае. Противоречивость лирики Есенина порождена сложностью исторического периода, в который он жил, восторг сменился разочарованием, надежды не оправдались. Стремление понять и преодолеть эти противоречия привели поэта к внутреннему разладу, разрыву с действительностью, что отразилось в сборнике «Москва кабацкая».
Е. И. Наумов отмечает: «Но в отличие от многих других крестьянских поэтов, среди которых было немало близких ему, Есенин менял свою позицию. Она менялась под воздействием действительности, по мере того как поэт все более пристально всматривался в нее, стремясь постигнуть « коммуной вздыбленную Русь»» [4, с.200].
Лирика С. А. Есенина, отразившая исторические перемены, имеет особую художественную ценность, так как представляет события в масштабе целой эпохи, когда происходила ломка старых устоев, и формировалось новое общество.
В первое время после революции Есенин пишет о дооктябрьской Руси, русской деревне, подчеркивает свою духовную связь с ней:
Русь моя, деревянная Русь
Я один твой певец и глашатай [3, II; с.97].
Он все чаще высказывает опасения, в его поэзии появляются мотивы страха перед железным городом, наступающим на деревню:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость [3, II; с.95].
Резкое противостояние деревни городу Есенин показывает в произведении «Сорокоуст (1921), в основу которого легла реальная история. В письме к Е. И. Лившиц Есенине рассказывает: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. (…) Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно» [3, V; с.88]. Образ коня можно рассматривать как символ прошлого, патриархальной деревни:
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз [3, II; с.93].
В «Сорокоусте» поэт говорит о судьбе крестьянской России и надвигающейся городской цивилизации. Урбанизация разрывает естественную связь человека с миром природы. Деревне угрожает «враг», «страшный вестник», «стальная лихорадка». Все предчувствуют беду, слыша «погибельный рог»:
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага [3, II; с.92].
Технический прогресс, потеря значимости деревни, ее бедность, исторические перемены, разочарование в новой действительности — все это рождало противоречия, которые поэт высказал современникам. Утопические мечты о социализме стремительно рушились. Город кажется поэту чужим, враждебным, нарушающим гармонию между человеком и природой. Есенин подчеркивает свое одиночество в этой тревоге и борьбе:
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя [3, II; с.94].
Произведения с данной тематикой можно рассматривать как предупреждение о наступлении цивилизации на природу: «Трогает меня в этом только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического» [3, V; с.88].
В более позднем стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний» (1922) «железный гость» становится «железным врагом», вражда переходит в некое действие, схватку:
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе [3, II; с.109].
Стынет в поле в тоске волоокой
Телеграфными столбами давясь [3, II; с.109].
Тема противостояния, трагизм происходящего, глубина безысходности и отчаяния усиливаются с помощью зоологического образа:
Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав [3, II; с.110].
Можно с уверенностью сказать, что в переживаниях лирического героя мы видим переживания и самого Есенина, который снова говорит о своем одиночестве, отверженности, он «отвсюду гонимый», ему близок только «зверь любимый», как часть того мира природы, с которым сроднился поэт.
Во многих стихотворениях Есенин, «последний поэт деревни», выражает свою тревогу за будущее деревни, которая дорога ему с детства. Он обеспокоен не только влиянием социальных перемен, судьбой крестьянства, в первую очередь его волнует судьба природы — хранительницы старины, истинным певцом которой он является:
Как в смирительную рубашку
Мы природу берем в бетон [3, II; с.150].
Со временем Есенин признает необходимость подобных перемен, значимость технического прогресса (во многом благодаря заграничным поездкам), в его творчестве появятся социальные мотивы. Но прощание с вековыми устоями было долгим и мучительным. Тем не менее, его глубокие и трагические переживания о дорогом мире деревни и старом укладе жизни стали темой многих произведений.
Таким образом, С. А. Есенин раскрывает ключевые общественно-исторические проблемы эпохи, творчески переосмысляет и оценивает значимые события. В лирике, затрагивающей проблему противостояния «живого» и «железного», поэт утверждает общечеловеческие принципы гуманизма и экологической культуры, актуализирует тему города и деревни, обращается к современникам и к будущим поколениям.
Литература:
1. Бельская Л. Л. Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина — М., 1990.
2. Выходцев П. С. Есенин и некоторые вопросы русской художественной культуры // Сергей Есенин. Проблемы творчества. − М., 1978. — С.68–78.
3. Есенин С. А. Собрание сочинений: в 5 т. М., 1966 −1968.
4. Наумов Е. И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. — Л., 1973.