В статье представлен анализ исследования по модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова:инновационная культура, развитие инновационной культуры, профессиональная деятельность, уровни развития инновационной культуры, модель развития инновационной культуры руководителей ДОУ.
The article presents an analysis of research on the development model of innovation culture head of preschool educational institution.
Keywords: innovation culture, the development of innovative culture, professional activity, levels of innovation culture model of innovation culture of heads of preschool.
Управленческая деятельность руководителя ДОУ поли структурна и циклична, включающая следующие управленческие функции: педагогический анализ, планирование, организацию, руководство (мотивацию) и контроль. Обновление дошкольного образования, в современных условиях, предполагает изменения в научных подходах к управлению ДОУ, что требует внедрение инноваций в содержание и способы реализации управленческих функций руководителя дошкольного образовательного учреждения, а также, в используемые методы управления. Для успешного управления и развития нововведений в ДОУ требуется новый тип руководителя-новатора. Первостепенными профессиональными качествами становятся: творческий и инновационный потенциал, развитые рефлексивные способности, владение новым содержанием управленческих функций, мотивационная готовность к нововведениям. Внедрение нововведений требует от руководителя образовательного учреждения развития инновационной культуры. В нашем исследовании, процесс развития инновационной культуры руководителей ДОУ проходил по специальной подготовке через обучающий семинар. Решение задачи, является прохождение курсов повышения квалификации с позиции развития инновационной культуры, где было предусмотрено возможность увеличения в учебном плане дисциплин, освещающих вопросы инноваций, теории управления, социально-психологических аспектов управления, знания основных инновационных направлений в области педагогики и управления.
В формальном образовании соблюдались определенные педагогические условия:
1. Образовательный процесс построен с учетом диагностических результатов и имеющего потенциала у участников, инновационной культуры и к деятельности руководителя.
2. Реализации личностного взаимодействия в процессе подготовки управленца на основе сотрудничества.
3. Реализации поэтапной личностной подготовки руководителя образования; с высоким приближением учебно-познавательного процесса к управленческой деятельности с применением активных форм и методов обучения.
Подходящими организационными формами и методами, способствующими эффективному развитию инновационной культуры руководителей ДОУ использовались: проблемные лекции, организация пропаганды передового опыта, лекции-диалоги, деловая игра, решение конкретных проблемных ситуаций, групповые дискуссии, мозговой штурм, тренинг.
В опытно-экспериментальной работе участвовали руководители ДОУ (заведующие детских садов, старшие воспитатели).
Таблица 1
Характеристика этапов экспериментальной работы
Этапы эксперимента |
Цели и задачи |
Методы эксперимента |
Констатирующий |
Формирование выборки. Диагностика и определение состояния уровня инновационной культуры руководителей ДОУ |
1 «Ценностные ориентации» М. Рокича, Тест смысложизненных ориентаций 2 Методика «Ваш творческий потенциал» 3 Самодиагностика по анкете Е. Б. Кузнецовой |
Формирующий |
Реализация комплексной модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ |
|
Аналитическо- результативный |
Определение эффективности модели. Диагностика уровня развития инновационной культуры в соответствии с критериями. Оформление и теоретическое осмысление полученных результатов. Прогнозирование дальнейшей деятельности. |
1 «Ценностные ориентации» М. Рокича, Тест смысложизненных ориентаций 2 Методика «Ваш творческий потенциал» 3 Самодиагностика по анкете Е. Б. Кузнецовой 4 Метод статистической обработки данных исследования, G-критерий знаков. Обобщение полученных результатов |
Этапы эксперимента |
Цели и задачи |
Методы эксперимента |
Констатирующий |
Формирование выборки. |
|
Диагностика и определение состояния уровня инновационной культуры руководителей ДОУ |
1 «Ценностные ориентации» М. Рокича, Тест смысложизненных ориентаций |
|
2 Методика «Ваш творческий потенциал» |
|
|
Этапы, методы и методики подготовлены с определенными целями и задачами, для получения данных уровней развития инновационной культуры руководителей ДОУ. Полученные параметры позволили обобщить данные и выделить три уровня развития инновационной культуры руководителей ДОУ: высокий, средний, низкий. .
Рис. 1. Уровни развития инновационной культуры руководителей ДОУ после констатирующего эксперимента
В процессе исследования использовались, опросные методы (анкетирование, беседа), тестирование, метод само оценивания. Исследование выполнялось в три этапа:(табл. 1)
На этапе констатирующего эксперимента, проведена диагностика для определения уровня развития инновационной культуры у участников эксперимента. Констатирующий эксперимент показал, что участники имеют — 70 % средний уровень и 30 % низкий уровень владения механизмами инновационной управленческой деятельности (рис.1), т. е. о недостаточном развитии инновационной культуры руководителей ДОУ. На данном этапе выстроена модель развития инновационной культуры. Формирующий этап, с реализацией модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ, проведен через обучающий семинар по обогащению знаний и умений в области инноваций. Цель семинара, повысить уровень инновационной культуры, подготовить руководителей ДОУ к осуществлению инновационной управленческой деятельности, тем самым повысить уровень их профессионального управленческого мастерства.
Аналитическо-результативный этап определил эффективность модели. Результаты исследования показали динамику управленческих умений, необходимых для инновационной деятельности. Средний показатель комплекса управленческих умений увеличился с 3,67 балла до 4,67 баллов. Повысился уровень умений анализировать микро- и макросреду дошкольного учреждения (на 34 %), осуществлять потребности населения и родителей в образовательных услугах дошкольного учреждения (на 42 %), искать новшества в управлении и для развития детского сада (на 36 %), повысился уровень самоанализа управленческой деятельности (управленческая рефлексия) (на 24 %). Совершенствовались умения у руководителей прогнозировать (на 34 %), планировать (на 61 %) инновационную деятельность, разрабатывать и внедрять разные формы организации детей дошкольного возраста (на 53 %), сформировались навыки стратегического планирования (на 51 %). Повысился уровень умений по организации коллектива на внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ (на 54 %), повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности (на 47 %), по организации деятельности творческих групп (на 42 %). Изменились контрольно-экспертные умения: при оценке инновационной деятельности педагогов (на 47 %), осуществлении педагогического (на 40 %) и управленческого (на 59 %) мониторингов, но некоторую трудность вызывает оценка предложений по организации тех или иных нововведений.
Рис. 2. Уровни развития инновационной культуры руководителей ДОУ, после формирующего эксперимента
Повышение профессиональной квалификации руководителей в области инновационного менеджмента, которое произошло в процессе обучающего семинара (рис.2), позволило сформировать эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу, расширить знания о сущности инноваций, об управленческих инновациях, развить креативность, управленческую рефлексию, овладеть аналитическими, планово-проектировочными, организационными, контрольно-экспертными умениями, необходимыми для инновационной деятельности.
Таким образом, полученные данные позволили сделать вывод о качественных изменениях в уровне развития инновационной культуры руководителей ДОУ и подвести итоги исследования:
1. Результаты в констатирующем эксперименте показали, что руководители дошкольных образовательных учреждений имевшие слабый уровень развития инновационной культуры, это недостаточно подготовлены к инновационному управлению и не владеющие механизмом инновационной управленческой деятельности: отсутствуют знания о сущности инноваций, об управленческих нововведений, слабо мотивированы на инновационную деятельность, недостаточно сформированы инновационные управленческие умения, креативность и управленческая рефлексия.
2. Разработанный семинар был реализован с участниками в формирующем эксперименте, в процессе организованного обучения с освоением модели развития инновационной культуры, инновационной управленческой деятельности и алгоритмом действий по внедрению инноваций.
3. Внедрение разработанной модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ позволило повысить профессионализм в управленческой деятельности руководителей ДОУ, инновационный потенциал в педагогическом коллективе, а значит, повысило качество управления дошкольными учреждениями.
4. Таким образом, результаты экспериментальной проверки показали эффективность модели развития инновационной культуры ДОУ и позволили достигнуть нашей цели.
Литература:
1. Абрамян А. А. Возможности исследования развития профессионально- личностного потенциала руководителя ДОУ [Электронный ресурс] // Научные статьи НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА — 2014. — Режим доступа. http://cyberleninka.ru/
2. Любина О. Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества. [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» — 2014. — Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru
3. Пудинова, А.СА. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях / А. С. Пудинова, Н. А. Шепилова // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7–2. С.34–35.
4. Сабинина, Н. Н. Инновационная культура педагога дополнительного образования — структурный компонент общей педагогической культуры / Н. Н. Сабинина //Вестник ТОГИРРО. 2013. № 1. С. 149–151 5 Суетина, Е. В. Организация современного менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в свете освоения федеральных государственных образовательных стандартов / Е. В. Суетина // Академический вестник. 2014. № 2 (28). С. 367–373.