Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Отличительной характеристикой образования, как и обучения иностранным языкам, является информативность. Обучающихся нужно не только информировать, но и учить самостоятельному, критическому мышлению. Одним из источников информации является Интернет.
Применение компьютерных технологий предоставляет новые возможности получения знаний, повышает эффективность преподавания, предоставляет аутентичную информацию, создает условия для знакомства с культурным разнообразием страны изучаемого языка, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся [7]. В общем, используя ресурсы Интернета, преподаватель может обеспечить:
- активизацию деятельности обучающихся;
- организацию индивидуальной / групповой работы;
- развитие навыков самостоятельности;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- формирование информационной культуры;
- формирование способностей к межкультурному взаимодействию [3, 6, 7].
Кроме традиционных средств обучения иностранному языку можно использовать следующие ресурсы Интернета:
- электронные словари и энциклопедии;
- международные проекты / телекоммуникационные проекты;
- интерактивные мультимедийные программы;
- вебквесты;
- электронные учебные пособия;
- электронную почту;
- чаты;
- форумы;
- аудио / видео и т. д.
Отбирая ресурсы для работы на занятии, следует принимать во внимание:
- современность, актуальность материалов;
- соответствие изучаемой теме;
- соответствие уровню подготовки обучающихся;
- наличие социокультурной информации.
В зарубежной литературе рассматривается пять видов учебных Интернет-ресурсов:
1) хотлист (hotlist) — список Интернет сайтов по изучаемой теме. Их сознание предполагает:
- определение темы;
- просмотр релевантных сайтов;
- распределение сайтов на категории;
- написание краткой аннотации к сайтам;
- обсуждение полученных результатов.
2) трежа хант (treasure hunt) — содержит не только ссылки на сайты, но и вопросы по их содержанию. Используя вопросы, преподаватель может направлять деятельность обучающихся. Как правило, в заключении трежа ханта задается общий вопрос на понимание темы / фактического материала [2].
3) сабджект сэмпла (subject sampler) — содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы (фотографии / картинки, графическую информацию, аудио, видео и т. д.) и предполагает обсуждение [8].
Используя данный ресурс, обучающиеся не просто знакомятся с фактическим материалом, но и учатся высказывать свое мнение, аргументировать свои ответы, слышать своих собеседников, правильно вести диалог, вступать в дискуссию, развивают риторические способности.
4) мультимедиа скрэпбук (multimedia scrap-book) — коллекция мультимедийных ресурсов (ссылки на тексты, фотографии / картинки, аудио, видео и т. д.). Отбирая ресурсы для скрэпбука нужно учитывать:
- аутентичность материалов, их воспитательный, развивающий, культурный потенциал;
- соответствие целям занятия / уровню подготовки обучающихся;
- информативность ресурсов;
- жанровое разнообразие [5].
5) вебквест (webquest) — организация проектной деятельности обучающихся с использованием Интернет-ресурсов. Вебквест применим к различной изучаемой тематике, предполагает разноуровневые проблемные задания, развивает умения устной и письменной речи [1].
Данная технология развивает аналитические, поисковые, речевые навыки и умения, учит обобщать информацию; прогнозировать, выявлять, формулировать проблему [4]. Как правило, вебквест включает следующие компоненты:
- вступление;
- задание;
- список ресурсов;
- процесс работы с вебквестом;
- заключение, обсуждение полученных результатов.
Таким образом, Интернет создает благоприятную среду для обучения иностранному языку, активизирует поисковую, познавательную деятельность обучающихся, развивает социкультурную и коммуникативную компетенции.
Литература:
1. Драгунова А. А. Использование учебного Интернет-ресурса «Вебквест» на практических занятиях по английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 5–2 (23). С. 60–62.
2. Драгунова А. А., Мохова И. Н. Использование учебных Интернет-ресурсов трежа хант на занятиях по практическому курсу английского языка // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 3. С. 97–101.
3. Куимова М. В. Интернет-технологии в организации самостоятельной работы студентов (на примере дисциплины «Иностранный язык») // В мире научных открытий. 2013. № 11.8 (47). С. 345–347.
4. Никеева М. М. Новые Интернет-технологии обучения иностранным языкам в вузе // Перспективы развития информационных технологий. 2013. № 14. С. 107–112.
5. Никитина Ю. М. Использование учебного Интернет-ресурса «Мультимедиа скэпбук» как средство формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 4. С. 102–105.
6. Петрашевская Е. Г. Об использовании Интернет ресурсов в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам // Научный вестник МГИИТ. 2013. № 1 (21). С. 127–134.
7. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. 2008. № 2. С. 100–110.
8. Шевченко А. И. Интернет-ресурсы как средство формирования социокультурной компетенции студентов неязыкового профиля // Международный академический вестник. 2014. № 1. С. 18–20.