Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.
Гегель Г. Ф.
Изменения в политической сфере и социально-экономическом развитии общества обуславливают интерес к проблемам воспитания молодежи. Особое внимание уделяется формированию личности студента, обладающей не только профессиональными компетенциями, но и духовно-нравственными ценностями, уважающей традиции и моральные устои.
Государство, общество, семья, искусство, наука, религия являются традиционными источниками нравственности, передаваемыми из поколения в поколение [6]. Главной целью духовного развития личности является определение смысла ее бытия и целей, формирование жизнестойкости, объективного восприятия окружающей действительности [5]. Сильная духовно-нравственная позиция необходима для достижения успеха, саморазвития и самореализации [4].
Протоирей Е. Шестун отмечает, что духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у личности чувств долга, веры, совести, терпения, милосердия, рассудительности, способности к различию добра и зла, готовности к преодолению жизненных трудностей [10].
К. И. Аврамич отмечает, что итогом духовного воспитания личности является достижение внутреннего согласия между своим видением мира, своими чувствами и реальной повседневной жизнью; достижение гармонии между личностью и окружающими людьми [1].
Важнейшей задачей воспитания является формирование духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности [8].
Обучение в вузе направлено не только на развитие интеллектуальных способностей молодежи, удовлетворение потребностей в профессиональном самоопределении, но и на удовлетворение культурных потребностей.
Организация духовно-нравственного воспитания основывается на следующих положениях:
- студент является не объектом, а субъектом деятельности;
- система работы ориентируется на личность студента, его мировоззрение, опыт, интересы;
- создание возможностей для обсуждения актуальных событий, происходящих в обществе, жизненных проблем;
- уважение к личности студента, его мнению;
- создание условий для повышения уровня культуры общения, овладения речевым этикетом [3].
Различные внеаудиторные мероприятия являются одним из способов воспитания нравственных качеств и достоинства личности. Их цель заключается в следующих задачах:
- формирование представления о многообразии и взаимосвязи культур;
- воспитание позитивного отношения к другой культуре, традициям;
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- развитие взаимопонимания.
Воспитательная внеаудиторная деятельность должна быть логическим продолжением учебного процесса, основываться на реальных жизненных ситуациях и готовить студента к ним [9].
Участие студентов во внеаудиторных мероприятиях способствует не только развитию духовно-нравственных качеств, но и:
- раскрытию таланта, способностей личности;
- развитию мыслительных способностей;
- развитию умений выражать, аргументировать свою точку зрения;
- саморазвитию и самоутверждению в совместной творческой, созидательной деятельности;
- формированию морально-этических качеств;
- формированию будущего специалиста [2, 7].
Более того, участие студентов во внеаудиторных мероприятиях может положительно сказывается на хорошей успеваемости; развивает ответственность, самостоятельность в принятии решений, умение работать в команде, любознательность, целеустремленность.
Примерами внеаудиторных мероприятий являются:
- волонтерское движение;
- тематические «часы», кружки;
- тематические праздники («Посвящение первокурсников в студенты», «День рождения кафедры» и т. д.);
- студенческие конкурсы («КВН», «Лучший студент года» и т. д.);
- фестивали;
- экскурсии (например, по профилю специализации);
- конференции и т. д.
Таким образом, развитие духовно-нравственных качеств личности является необходимым для развития страны, единства народа, экономической стабильности и длится на протяжении всей жизни человека. Участие во внеаудиторной деятельности вуза стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию; развивает мышление, творческий потенциал; играет важную роль в становлении личности студента; формирует мобильность и профессиональную самостоятельность выпускников.
Литература:
1. Аврамич К. И. О духовности. Обучая, воспитывать // Совершенствование образовательной системы в Республике Саха (Якутия): материалы научно-практической конференции. Якутск, 1996. С. 31–32.
2. Анисимова Т. С., Асеева Е. Н., Пелогенко А. Д. Духовно нравственные ценностные ориентации воспитательной системы педагогического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 067–078.
3. Баженова Н. Г. О воспитании духовно-нравственной культуры студентов // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 152–155.
4. Ключников С. Ю. Путь к себе: Обретение духовной силы. М.: Беловодье, 2003. 608 с.
5. Мартынова М. Д. Духовно-нравственное воспитание студентов: мировоззренческий аспект // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. Т. 9. № 8. С. 12–15.
6. Мефодьева М. А. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях глобализации // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. 2014. № 3. С. 219–222.
7. Нямаа Ц. Участие студентов во внеаудиторных мероприятиях и их развитие // Вестник Тувинского государственного университета. № 4 Педагогические науки. 2013. Т. 4. № 4 (19). С. 43–46.
8. Репин М. В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественнонаучных дисциплин) // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 157–162.
9. Сорошева С. В. Духовно-нравственное воспитание студентов средних специальных учебных заведений в процессе внеучебной деятельности // Наука и образование. 2009. № 3. С. 26–28.
10. Шестун Е. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2001. 576 с.