Решение прочностных задач при помощи САПР MathCAD | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 31.01.2015

Статья просмотрена: 1846 раз

Библиографическое описание:

Егодуров, Г. С. Решение прочностных задач при помощи САПР MathCAD / Г. С. Егодуров, А. З. Буянтуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 125-132. — URL: https://moluch.ru/archive/83/12069/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья посвящена расчёту на прочность плоской статически неопределимой кольцевой рамы парусного свода покрытия мансардного этажа административного здания. Описывается разработанный алгоритм решения задачи с использованием программирования в САПР MathCAD.

Ключевые слова: статически неопределимая кольцевая рама, метод сил, эпюры изгибающих моментов, единичное и грузовое состояния, условие прочности, система автоматизированного проектирования MathCAD, программный модуль.

 

Анализ работы строительных конструкций показывает, что аварии возникают в результате случайного совпадения нескольких факторов: отклонения нагрузки в худшую сторону; снижения механических свойств материала; неблагоприятных условий эксплуатации; неточности расчётной схемы и т. д. Ведущие советские специалисты Н. С. Стрелецкий, А. А. Гвоздев, С. С. Давыдов и др. на основе глубоких обобщений, сделанных в различных областях строительных конструкций, разработали метод расчёта строительных конструкций по предельным состояниям. Этот метод в 1955 г. был принят в строительных нормах и правилах, а в 1971–1976 гг. значительно усовершенствован. Принципы расчёта по предельным состояниям позже нашли отражение в нормативной документации многих зарубежных стран. Предельным состоянием — состояние конструкции, при котором она перестает удовлетворять заданным требованиям эксплуатации или изготовления. Действующий СНиП предусматривает две группы предельных состояний: 1-я — по потере несущей способности или непригодности к эксплуатации; 2-я — по непригодности к нормальной эксплуатации [1,2].

Широкое распространение в строительных сооружениях находят стержневые конструкции в виде плоских рам, элементы которых работают в основном на изгиб [2,3]. Объектом исследования в данной работе является плоская статически неопределимая кольцевая рама (рис.1,b) парусного свода покрытия мансардного этажа административного здания (рис.1,а), состоящая из двух жёстко скреплённых между собой стержней из швеллера. Решение задачи проводим с применением системы автоматизированного проектирования MathCAD [4,5]. Исходные данные формируются следующим образом:

Рис.1. а) Схема парусного свода; b) Расчётная схема рамы свода

 

единицы измерения:          . Нормативная нагрузка  — (снеговая нагрузка и собственный вес железобетона конструкции). Материал рамы — Сталь С255. Коэффициент надёжности по нагрузке  — расчёт ведём по 2-й группе предельных состояний, ,  — расчётное сопротивление стали изгибу по пределу текучести, по СНиП II-23–81. Расчётная нагрузка представлена как круговая равномерно распределённая по дуге окружности .

Эквивалентная система показана на рис.2. За неизвестные при решении задачи методом сил приняты изгибающий момент Х1 в сечениях a и b, и нормальная сила Х2 в сечении с.

Рис.2. Эквивалентная система

 

Рис.3. Грузовое состояние рамы

 

Система канонических уравнений метода сил имеет вид [2]

Грузовое состояние рамы представлено на рис.3. Элемент длины рамы  воспринимает элементарную силу . Из полученного уравнения равновесия  определяем опорные реакции в символьной форме:

  

откуда  ввиду симметрии

Проверка правильности решения уравнения при помощи уравнения

Изгибающий момент в кольце от заданной нагрузки (рис.3):

После подстановки   составляем программный модуль для определения  по всей длине дуги:

Программный модуль

Эпюра изгибающих моментов  представлена на рис.4 в полярной и декартовой системах координат:

Рис.4. Эпюра изгибающих моментов  в полярной и в декартовой системах координат

 

Определяем единичные изгибающие моменты в раме при  (рис.5) и строим для проверки правильности аналитических выражений эпюры изгибающих моментов  в полярной и декартовой системах координат (рис.6).

Рис.5. Единичные состояния рамы при  и

 

Программный модуль

Рис.6. Эпюра изгибающих моментов  в полярной и в декартовой системах координат

 

Рассмотрим единичное состояние рамы при  (рис.5). Определяем опорные реакции из уравнения равновесия  в символьной форме:

 

 

ввиду симметрии . Проверка правильности решения  . Строим эпюры  (рис.7) при помощи программного модуля

Программный модуль

Рис.7. Эпюры изгибающих моментов  в полярной и в декартовой системах координат

 

Рама парусного свода изготовлена из швеллера, номер которого определяем методом последовательного приближения. В начальном приближении примем № 20. Это необходимо для построения суммарной эпюры изгибающих моментов, по которой находится положение опасного сечения рамы и для этого сечения составляется условие прочности, откуда находится номер швеллера. Геометрические характеристики поперечного сечения швеллера:

   

Определяем коэффициенты канонических уравнений:

 

 

Канонические уравнения решаем в вычислительном блоке Given — Find

 

*

 

Рис.8. К определению опорных реакций в эквивалентной системе

 

Уравнение равновесия  для опорной реакции эквивалентной системы (рис.8) решаем в символьной форме:      

 ввиду симметрии

Проверка правильности определения опорных реакций

 

Построение суммарной эпюры в заданной раме. Отсечённые по участкам части рамы представлены на рис.9, а уравнения равновесия вставлены в программный модуль .

Рис.9. К определению изгибающих моментов  по участкам заданной рамы (отсечённые части рамы)

 

Программный модуль

где  — центральный угол. Эпюры  показаны на рис.10.

Рис.10. Суммарная эпюра изгибающих моментов  в полярной и декартовой системах координат

 

Из условия прочности по нормальным напряжениям

оставив один знак равно, вычисляем максимальное значение момента изгибающего

 

Максимальное значение момента изгибающего при заданной нагрузке равен

Из условия прочности при найденном значении изгибающего момента  находим момент сопротивления сечения

 

что соответствует швеллеру № 27.

Заключение. Задачи прочности элементов конструкций можно решать многими способами: вручную, с помощью стандартных программных средств (Excel, Ansys и т. д.). В данной статье рассмотрены возможности системы автоматизированного проектирования MathCAD в области математического моделирования при расчёте на прочность и жёсткость элементов конструкций и при этом эта система отличается от других большой наглядностью и ясностью при анализе решаемой задачи. Практическая ценность данной работы заключается в том, что алгоритм и методы решения в среде MathCAD задач прочности могут быть использованы в ВУЗах, так и при решении реальных технических задач [6,7].

 

Литература:

 

1.      Ржаницын, А. Р. Строительная механика.-М.: Высшая школа, 1982. — 400 с.

2.      Смирнов, А. Ф. Сопротивление материалов. — М.: Высшая школа, 1975. — 480 с.

3.      Семёнов, В. В. Сопротивление материалов. Учеб. пособие. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. техн. ун-та, 2003. — 125 с.

4.      Очков, В. Ф. Mathcad 12 для студентов и инженеров. — СПб.: БХВ — Петербург, 2005. — 464 с.

5.      Кирьянов, Д. В. Самоучитель Mathcad 13. — СПб.: БХВ — Петербург, 2006. — 528 с.

6.      Вафин, Р.К., Егодуров Г. С., Зангеев Б. И. и др. Расчёты на прочность элементов машиностроительных конструкций в среде Mathcad. — Cтарый Оскол: ООО “ТНТ”, 2006. — 580 с.

7.      Егодуров, Г.С., Покровский А. М., Зангеев Б. И. Численные методы в задачах сопротивления материалов. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. — 610 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Программный модуль, декартова система, условие прочности, эквивалентная система, автоматизированное проектирование, изгибающий момент, неопределимая кольцевая рама, символьная форма, суммарная эпюра, уравнение равновесия.


Ключевые слова

статически неопределимая кольцевая рама, метод сил, эпюры изгибающих моментов, единичное и грузовое состояния, условие прочности, система автоматизированного про-ектирования MathCAD, программный модуль

Похожие статьи

Проектирование и оптимизация несущей системы квадрокоптера

В статье рассматривается задача проектирования и оптимизации несущей системы квадрокоптера на базе рамы F450 (APM). Выполнен анализ прочности и жесткости базового проектного решения. Задача оптимизации по массе решена как задача нелинейного математич...

Решение транспортных задач с использованием свойств многомерного пространства

В данной статье рассматриваются понятия четырехмерного пространства и гиперкуба, а также вопросы практического применения тессеракта к решению транспортных задач. Проводится анализ методов решения транспортных задач с помощью гиперкуба, математически...

К вопросу об определении динамического эффекта в статических расчетах прогрессирующего обрушения

В статье рассматривается подход к определению значения динамического коэффициента для квазистатического подхода к расчету на прогрессирующее обрушение зданий или сооружений. Количественная величина влияния оценивается на примере плоской рамной стержн...

Решение транспортных задач с применением программирования в системе MathCAD

В данной статье рассматривается понятие линейного программирования, а также наиболее распространенная задача данного класса математического моделирования – транспортная задача. Приводится классификация по разным признакам: критериям времени и стоимос...

Обеспечение геометрической неизменяемости стальных каркасов мансард

В данной статье представлены расчётные модели стальных каркасов мансардных этажей многоэтажных зданий. Описаны особенности формирования моделей. Проведено исследование влияния ветровой нагрузки на напряжённо-деформированное состояние элементов конст...

О расчетах рамных конструктивных систем на прочность и устойчивость нестандартным смешанным методом

В настоящей статье на основе разработанной методики и алгоритма расчета на прочность и устойчивость внезапно повреждаемых рамных систем, рассмотрено развитие этого решения с учетом особенностей разрушения железобетонных элементов. Рассматриваются наг...

Исследование работы узлов покрытия при прогрессирующем обрушении

В статье приводится порядок определения напряжённо-деформированного состояния узлов покрытия при расчёте на прогрессирующее обрушение. Выполнен анализ работы наиболее важного узла сопряжения конструкций покрытия, а также приведена альтернативная конс...

Компьютерная модель для лабораторной работы «Выбор оптимальной траектории движения транспортного робота с использованием задачи о коммивояжере»

Основная задача работы — синтез виртуальной модели для нахождения оптимального пути робота в заданном многопараметрическом пространстве. Цель — постановка компьютерной лабораторной работы, связанной с решением задач линейного и дискретного программир...

Использование математического пакета программы Scilab в задаче проектирования зеркальной антенны

Рассмотрена задача расчета параметров зеркальной (параболической) антенны с использованием свободно распространяемого программного обеспечение. Предложен алгоритм расчета и его осуществление на языке Scilab. В результате математического моделирования...

Проектирование фермных рам для транспортно-складского комплекса ремонтной базы РЖД

Статья посвящена анализу проектирования транспортеров манипуляторов с конструкцией рамы в виде пространственной фермы, основным этапам проектирования, наиболее часто встречающимся приёмам при проектировании арочных рам. Характеру и видам нагружения. ...

Похожие статьи

Проектирование и оптимизация несущей системы квадрокоптера

В статье рассматривается задача проектирования и оптимизации несущей системы квадрокоптера на базе рамы F450 (APM). Выполнен анализ прочности и жесткости базового проектного решения. Задача оптимизации по массе решена как задача нелинейного математич...

Решение транспортных задач с использованием свойств многомерного пространства

В данной статье рассматриваются понятия четырехмерного пространства и гиперкуба, а также вопросы практического применения тессеракта к решению транспортных задач. Проводится анализ методов решения транспортных задач с помощью гиперкуба, математически...

К вопросу об определении динамического эффекта в статических расчетах прогрессирующего обрушения

В статье рассматривается подход к определению значения динамического коэффициента для квазистатического подхода к расчету на прогрессирующее обрушение зданий или сооружений. Количественная величина влияния оценивается на примере плоской рамной стержн...

Решение транспортных задач с применением программирования в системе MathCAD

В данной статье рассматривается понятие линейного программирования, а также наиболее распространенная задача данного класса математического моделирования – транспортная задача. Приводится классификация по разным признакам: критериям времени и стоимос...

Обеспечение геометрической неизменяемости стальных каркасов мансард

В данной статье представлены расчётные модели стальных каркасов мансардных этажей многоэтажных зданий. Описаны особенности формирования моделей. Проведено исследование влияния ветровой нагрузки на напряжённо-деформированное состояние элементов конст...

О расчетах рамных конструктивных систем на прочность и устойчивость нестандартным смешанным методом

В настоящей статье на основе разработанной методики и алгоритма расчета на прочность и устойчивость внезапно повреждаемых рамных систем, рассмотрено развитие этого решения с учетом особенностей разрушения железобетонных элементов. Рассматриваются наг...

Исследование работы узлов покрытия при прогрессирующем обрушении

В статье приводится порядок определения напряжённо-деформированного состояния узлов покрытия при расчёте на прогрессирующее обрушение. Выполнен анализ работы наиболее важного узла сопряжения конструкций покрытия, а также приведена альтернативная конс...

Компьютерная модель для лабораторной работы «Выбор оптимальной траектории движения транспортного робота с использованием задачи о коммивояжере»

Основная задача работы — синтез виртуальной модели для нахождения оптимального пути робота в заданном многопараметрическом пространстве. Цель — постановка компьютерной лабораторной работы, связанной с решением задач линейного и дискретного программир...

Использование математического пакета программы Scilab в задаче проектирования зеркальной антенны

Рассмотрена задача расчета параметров зеркальной (параболической) антенны с использованием свободно распространяемого программного обеспечение. Предложен алгоритм расчета и его осуществление на языке Scilab. В результате математического моделирования...

Проектирование фермных рам для транспортно-складского комплекса ремонтной базы РЖД

Статья посвящена анализу проектирования транспортеров манипуляторов с конструкцией рамы в виде пространственной фермы, основным этапам проектирования, наиболее часто встречающимся приёмам при проектировании арочных рам. Характеру и видам нагружения. ...

Задать вопрос