Изучая такой объект, как слог, правомерно заметить: всё в едином и из единого всё.
Р. К. Потапова
Каждый педагог, в том числе и учитель иностранного языка, постоянно стремится развивать познавательный интерес учащихся к преподаваемому им предмету, повышать их активность, совершенствовать умения и навыки, развивать стремления к творческой деятельности. В соответствии с указанной концепцией при таком подходе важную роль играет культура правильного произношения слов, слогов в родном и иностранном языках.
Рассмотрим структуру слога. Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.
При определении понятия слога с точки зрения науки о языке различаются два подхода. Со стороны образования, или, иначе, в физиологическом отношении, слог интерпретируется как звук или сочетание звуков, при произнесении которых речевой аппарат человека порождает один неразрывный толчок выдыхаемого воздуха. В свою очередь, в акустическом отношении, или со стороны звучности, под слогом может пониматься такой отрезок речи, в рамках которого один звук выделяется в сравнении с другими, находящимися от него в непосредственной близости, наибольшей степенью звучности (1).
Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.
В основе деления на слоги — различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.
Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т. е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг [ai] в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi). Периферийные гласные неслоговые.
Но слоги могут и не иметь гласного, например, в отчестве Ивановна [i-va-n-na] или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными.
Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.
Слоги бывают: открытый, закрытый, прикрытый и неприкрытый.
Открытый слог — это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау.
Закрытый слог — это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот.
Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп.
Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж.
В русском и английском языках в основном открытые слоги:
Англ. an ocean — a notion; an aim — a name.
В узбекском языке встречаются открытые и закрытие слоги:
Открытый
- один гласный: o-na (мама), u-ka (брат);
- согласный + гласный: da-la (поле), bo-la (ребенок).
Закрытый
- Гласный + согласный: ot (конь), ol (возьми);
- согласный + гласный + согласный: kel (иди), ber (дай);
- гласный + согласный + согласный: ost (вверх), ust (вниз);
- согласный + гласный + согласный + согласный: tort (тяни).
В некоторых языках открытые и закрытые типы слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определенном этапе своего развития принадлежал праславянский язык; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.
По количеству гласного различают слоги:
Долгие — то есть такие, которые включают в свой состав либо долгий гласный, либо группу из нескольких согласных;
Краткие — то есть такие, в составе которых имеется краткий гласный и в то же время отсутствуют группы согласных.
Различение долгих и кратких слогов было, в частности, характерно для древнегреческого и латинского языков. На современном этапе данное разделение актуально, к примеру, для арабского языка (2).
Исследователи усматривают непосредственную взаимосвязь между понятиями слога с одной стороны и групп гласных, произносимых как один слог — с другой стороны. Подобный группы обобщенно именуются полифтонгами; наиболее распространенными их вариантами являются группы из двух и трех гласных звуков (дифтонги и трифтонги соответственно). В случае полифтонгизации один из гласных, входящих в их состав, рассматривается как вершина слога, а прочие — как периферия; соответственно, принято выделять полифтонги восходящие, нисходящие и комбинированные. В некоторых языках, впрочем, встречаются специфические дифтонги, в которых оба звука составляют ядро; такие группы звуков принято называть равновесными. Фонологически полифтонги могут трактоваться либо как отдельные особые фонемы, либо как сочетания фонем; эти две точки зрения известны как монофонематическая и полифонематическая. Предпочтение какой-либо из них зависит от специфики конкретного языка, с которым имеет дело исследователь (2).
Слоговая структура слова может иметь определенные специфические особенности, вследствие которых в звуковом составе лексической единицы могут происходить те или иные изменения. Главным образом эти модификации заключаются в появлении посторонних, или, как они еще могут быть названы, «паразитических» звуков, гласных либо согласных. В зависимости от их местоположения различают два основных типа подобных изменений:
1. эпентеза (появление неорганических звуков внутри слова),
2. протеза (возникновение посторонних звуков на начальной границе слова).
В частности, вставочные согласные могут возникать на стыке двух слогов, если имеет место зияние — совместное расположение гласных звуков, принадлежащих к различным слогам. В таких случаях носитель языка ощущает интуитивную потребность ввести некоторый переходный звук, как правило — требующий минимального напряжения речевого аппарата согласный наподобие [j]. Появление протетических согласных также сопряжено с зиянием, обнаруживаемым в потоке речи (обыкновенно на стыке двух слов).
Следует при этом отметить, что языковая система располагает и некоторыми иными методами преодоления зияния. К их числу относятся:
1. стяжение (объединение нескольких гласных в один долгий или дифтонг, в результате чего слоги также «стягиваются» в один),
2. элизия (выпадение одного из конфликтующих гласных, с аналогичными оследствиями).
Что касается посторонних гласных, то их появление вызывается необходимостью разбиения на несколько слогов слитной труднопроизносимой совокупности согласных звуков. Наиболее подходящей средой для возникновения таких звуков являются сочетания сонантов с шумными согласными, отделяющими их от вершины слога. Иногда разрешение проблемы достигается сокращением группы согласных, в основном за счет тех же сонантов (2).
Таковы некоторые особенности структуры слога в языке. Для закрепления теоретических знаний по структуре слога в языке можно рассмотреть следующие упражнения:
I. Разделите следующие слована слоги: (Quyidagi so‘zlarni bo‘g‘inlarga ajrating), (Divide the next words into syllables)
Baland-высокий-tall, bahor-весна-spring, oila-семья-family, singil-сестра-sister, tadbirkor-предприниматель-businessman, imtihon-экзамен-examination, ishlamoq-работать-to work, o‘quvchi-ученик-pupil.
II. Перепишите слова, разделив их на две группы: (1) слова с открытым слогом и (2) слова с закрытым слогом. (Ochiq va yopiq bo‘g‘inlardan iborat bo‘lgan so‘zlarni guruhlarga ajratib yozing), (Copy the words, having divided them into 2 groups).
oila-семья-family, vijdon-совесть-conscience, va’da-обещание-promise, yordam-помощь-help, chiroyli-красивый-beautiful, g‘oya-идея-idea, ziyoli-интеллигент-intelligent.
Литература:
1. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Слог. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976.
2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1987. — 272 с.
3. Бакиева Г. Х. и др. Убекский язык для стран СНГ. Учебник. –Москва, ИПК МГЛУ «Рема», 2012.
4. https:// www. wikipedia. org /