Бухарское золотошвейное искусство имеет очень долгую и интересную историю. Из исторических источников известно, что орнамент золотого шитья в основе своей почти исключительно растительный, в большей или меньшей степени геометризованный. Сюжетом его являются различного рода цветочные и лиственные мотивы: розетки, пальметты, кусты, деревья, ветки, вазоны с цветами. Из изображений плодов и фруктов в орнаментальную композицию часто включались миндаль, гранат, черешня, виноград, перец.
У бухарских вышивальщиков золотом существует своя своеобразная и детально разработанная терминология, как для обозначения различных моментов процессов шитья, так и для определения названий отдельных элементов узоров, являющаяся результатом длительного развития этого искусства. Для определения названий цветочных мотивов узора вообще употреблялся термин «гул»— цветок, а для лиственных «барг»— лист. Но помимо этих обобщающих групповых названий, для каждого вида цветочного и лиственного узора существовали собственные, только данному виду присущие названия [1]. В таблице № 1 приведены наиболее распространённые виды узоров, применяемых в золотошвейном ремесле.
Растительный орнамент родился на основе наблюдения за природой. Часто встречающееся изображение «Древа жизни» связано с древними мифами, воплощая понятие рая, источника жизни. Орнамент, который называют «бодом», «калампур», «восточный огурец», считается божественным благоволением, оберегом от болезней -это символ возрождения, мироздания. Тюльпан ассоциировался с символами пробуждающейся природы, со встречей Навруза, он был символом красоты, любви, невинности. Бутон тюльпана означал сердце влюбленного, а его лепестки -уста влюбленной. Зерно — символ плодородия, начало и зарождение новых всходов [2].
Взаимодействие мотивов различного происхождения приводит иной раз к утрате особенностей первоначальных растительных форм вместе с их наименованием. Широко распространенный в орнаментике скотоводческих племен Средней Азии мотив бараньего рога- «тагаляк», по всей вероятности, оказал воздействие на элементы растительного узора в искусстве некоторых оседло-земледельческих народов. В результате один из видов побега приобрел вместе с новым названием и соответствующие формы стилизации, в некоторых случаях действительно напоминая схематичное изображение бараньего рога. В золотом шитье этот орнаментальный мотив «тагаляк» употреблялся для заполнения свободных промежутков фона вышивки.
Такие названия цветочных узоров, как «гули-чинни» — «хризантема» и «гули-кашкари» — «кашгарский цветок» говорят об их заимствовании. Образцом для заимствования послужили, по-видимому, рисунки китайского фарфора, который издавна завозился в Среднюю Азию и высоко ценился здесь, а в XIX—XX вв. был широко распространен среди зажиточных слоев городского населения Бухары. К мотивам, возможно, также заимствованным с китайского фарфора, принадлежит и узор «наляк» (подковки, которыми подбивались каблуки женской обуви). Узор этот очень распространен на китайском фарфоре.
К трем последним десятилетиям XIX в. относятся заимствования рисунков с русских фабричных тканей, которые в большом количестве ввозились в Среднюю Азию. Изготовленные для Востока ткани отличались декоративностью, сочностью красок и большой прочностью; они быстро завоевали симпатии местного населения и успешно конкурировали с индийскими тканями, ввозившимися через Афганистан. Крупные декоративные цветы, встречавшиеся на фабричных тканях, нередко служили образцами и для золотого шитья, что отразилось и в их названии.
Цветочные мотивы, подражающие узорам русских фабричных тканей, известны у вышивальщиков золотом под названием «гули-каълаги». Термином «каълаги» (от арабского «каъла»-крепость) обозначались все русские товары, привозившиеся из Оренбурга, укрепленного пограничного пункта, куда бухарские купцы ездили за товарами.
Монументальные памятники архитектуры с их пышным декоративным убранством из многоцветной мозаики, тонкой рельефной майолики и сложными геометрическими построениями из цветных поливных кирпичиков дали также богатый материал для творческой фантазии создателей орнаментальных форм для золотого шитья. К этой категории узоров относятся: «мехраб»- ниша в мечети, показывающая молящимся направление на Мекку, которая оформлялась обычно в виде стрельчатой арки, «китеба» -орнамент, повторяющий форму горизонтальных картушей с надписями, помещавшимися в верхней части стены в жилых домах, мечетях, в кельях медресе. Древние архитектурные памятники Бухары дали также материал для появления ряда других узоров [3]. Ниже приведены разновидности узоров золотошвейных изделий.
Таблица 1
Наиболее распространённые золотошвейные узоры
Узор «дархами» и «тагаляк» |
Узор «дархам» |
Узор «бутадори дарахт» |
|
||
Узор «бутадори чилёляк» |
Узор «даукур» (медальон) |
Узор «даукур» (медальон0 |
Изучение национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях, изучение литературных источников [1–3], посвященных истории данного ремесла, а также рассказы местных жителей позволили нам выявить наименование старинных национальных узоров и их значение (таблица№ 2).
Таблица 2
Название национальных узоров и их значение
№ |
Название узора |
Значение |
Рисунок |
1 |
Tумор |
Оберёг семьи от злых глаз и нечистой силы |
|
1 |
Ханжар (Нож) |
Оберёг семьи от тёмной нечистой силы |
|
2 |
Мугжа гул (Бутон цветка) |
Мечта создания новой семьи |
|
3 |
Куш (Птицы) |
Спокойная и мирная жизнь |
|
4 |
Анор-гул (Гранат) |
Многодетность и благополучие в семье |
|
5 |
Офтроб (Солнце) |
Свет и теплые отношения в семье |
|
6 |
Бодом (Миндаль) |
Многодетность и благополучие в семье |
|
7 |
Каламфур (Красный перец) |
Оберёг от злых глаз и нечистой силы |
Изучение национальных золотошвейных узоров позволило выявить наиболее часто встречаемые узоры, их название и значение, откуда они заимствованы. Изучение национальных узоров имеет большое значение для воспитания молодёжи. Через изучение значения национальных узоров молодёжь знакомится с историей своего народа и своей страны, с его традициями. Это, в свою очередь, помогает воспитанию молодого поколения в духе патриотизма, любви к своей родине и своему народу, прививает чувство уважения к старшим.
В золотошвейном производстве раскрой трафарета является тонкой и весьма трудоемкой операцией в связи с использованием ручного труда. Подсобным инструментом являются лишь ножницы двух видов: ножницы обычной формы и ножницы причудливой формы, отдаленно напоминающей длинную тонкую шею верблюда, изготовляемые специально для вырезания узоров.
Исследования показали, что качество изготовления золотошвейных узоров во многом зависит от качества рисования и вырезания узоров трафарета. Автоматизация рисования и вырезания трафаретов позволит полностью устранить ручной труд, что значительно повысит его производительность. Кроме этого, в связи с устранением ручных операций повысится качество вырезки трафаретов, что в свою очередь приведет к улучшению качества золотошвейных изделий. С внедрением автоматизированного процесса рисования и вырезания узоров трафаретов сократятся сроки на изготовление золотошвейных изделий и финансовые расходы, затрачиваемые на выплату заработной платы рабочим, что в свою очередь позволит уменьшить себестоимость продукции. В Бухарском инженерно- технологическом институте на кафедре «Технология и оборудование лёгкой промышленности» совместно с кафедрой «Прикладная математика» в настоящее время ведутся работы в данном направлении.
Литература:
1. П. А. Гончарова. Золотошвейное искусство Бухары. Taшкент, 1996, с.42–46.
2. Г. К. Хасанбаева, И. А. Исаева, И. А. Хитяева И. А. Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском текстильном орнаменте. Журнал «Проблемы текстиля», № 2/2005.
3. А. Сааков. Очерки об истории Бухары. Taшкент, 1999, с.12–15.