Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 21.01.2015

Статья просмотрена: 4397 раз

Библиографическое описание:

Жиркова, И. П. Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий / И. П. Жиркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15098/ (дата обращения: 18.12.2024).

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, которые обеспечивают устойчивое превосходство в этом изменчивом мире. В условиях рыночных отношений любая организационная форма производства должна планировать свою деятельность. В результате непродуманной и неэффективной политики в аграрной сфере за годы рыночных преобразований многие сельскохозяйственные предприятия находятся в кризисном состоянии. В заключении рекомендуется разрабатывать бизнес планы на предприятиях, что поможет им решить следующие основные задачи: определить конкретное направление деятельности фирмы, стратегии и тактики их достижения, оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей.

Ключевые слова: стратегическое планирование, планированиесельскохозяйственное предприятие, бизнес-план, рыночная экономика, агропромышленный комплекс (АПК).

 

В сельскохозяйственных предприятиях развитие рационального и стратегического планирования не наблюдается. В связи с этим для предприятий важным аспектом является стратегическое планирование, оно позволит уточнять и оптимизировать общегосударственные прогнозы и программы по регулированию сельскохозяйственного производства. Процесс стратегического планирования может стать инструментом, помогающим обеспечить базу для успешного управления предприятием.

Применение планирования на предприятиях создает следующие важнейшие преимущества: увеличивает возможности в обеспечении предприятия необходимой информацией; способствует более рациональному использованию ресурсов; проясняет возникающие проблемы и риски; улучшает координацию действий и контроль в организации. [3, с. 3].

В условиях рыночных отношений любая организационная форма производства должна планировать свою деятельность, в противном случае она становится объектом чужого планирования. Известно, что в условиях рыночной среды главным регуляторам экономических отношений является цена, т. е. действуют законы спроса и предложения, сильное влияние оказывают факторы внешней среды, внешней деятельности предприятия, региона [2, c.132].

Отсюда внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых, стратегических решений. Успех предпринимательской деятельности организации (предприятий, фирм, компаний) предполагается в первую очередь тем, насколько тщательно продуманы и определены цели бизнеса и средства их достижения. Не случайно планирование считается одной из ключевых функций экономики.

В зависимости от направленности различают три вида планирования:

-        стратегическое, или перспективное;

-        среднесрочное;

-        тактическое или текущее (бюджетное);

Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например: расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение профиля. Стратегическое планирование можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого, в то же время существует устойчивая связь и влияние каждого процесса на остальные.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Структура стратегического планирования. [4, c.5]

 

Стратегическое планирование охватывает период в 10–15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. Поэтому данная проблема является актуальной и соответствует современным требованиям рыночной экономики.

Производственная деятельность в сельскохозяйственном производстве характеризуется общей неустойчивостью, несбалансированностью и низкой эффективностью. Принципы, формы и методы функционирования должны коренным образом меняться;

В результате непродуманной и неэффективной политики в аграрной сфере за годы рыночных преобразований многие сельскохозяйственные предприятия находятся в кризисном состоянии, при этом это затронуло не только объем и ассортимент, но качество производимой продукции.

Выход из экономического кризиса и возрождение отечественного АПК требует высокого уровня организации и управления. Это может обеспечить только стратегическое планирование, приспособленное к условиям рыночной экономики, консолидирующие производственные, социальные и субъективно-личностные факторы, направленные на достижение оптимального сочетания творческого потенциала с современной технологией и человеческими ресурсами.

Основным составляющим стратегического плана предприятий и организаций на краткосрочную перспективу является бизнес-план. Бизнес-план входит в практику рационального агропромышленного предпринимательства как инструмент стратегического планирования и как необходимая документация для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также государственных и управляющих органов [1, с.186].

Методологически бизнес план можно охарактеризовать как краткое, точное, доступное понятие описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения, что особенно важно для неплатежеспособных предприятий АПК.

Целью разработки бизнес-плана является поиск инвесторов, стратегическое представление перспективы развития предпринимательства. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи: определить конкретное направление деятельности фирмы, сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии, оценить соответствие кадров и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей, оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей. [1, с.179].

В этой связи бизнес-план может рассматриваться как индикатор степени достижения успеха. Бизнес-план является документом, позволяющим определить направление действий и управлять предприятием. В этом аспекте бизнес-план является неотъемлемым элементом стратегического планирования и руководство для исполнения и контроля. В бизнес-плане цели и задачи переводятся в язык цифр, благодаря чему можно сравнивать свои прогнозы с реальными результатами, что помогает обеспечить контроль.

 

Литература:

 

1.         Е. С. Вайс, В. М. Васильцова, Т. А. Вайс, В. С. Васильцов. Планирование на предприятии (организации) — 5-е изд., стер — М.: КНОРУС, 2012. — 336 с.- (Бакалавриат).

2.         Личко К. П. Прогнозирование и планирование развитие агропромышленного комплекса — М.: КолоС, 2007.-286 с.

3.         Меняйло Г. В. Учебное издание «Технология стратегического планирования», Практикум для вузов 2007 Изд: Воронежского государственного университета.

4.         Поделинская И. А., Бякин М. В. Стратегическое планирование Учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — 55с.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, предприятие, достижение, рыночная экономика, аграрная сфера, кризисное состояние, неэффективная политика, организационная форма производства, сельскохозяйственное производство, финансовое положение фирмы.


Похожие статьи

Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политичес...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Стратегическое планирование как основной элемент инновационного механизма управления изменениями на предприятии в ходе реализации проекта при выборе управленческих решений

Одной из главных целей для большинства предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в условиях рыночной экономики, является создание условий для долговременного сбыта продукции и получение максимума прибыли в течение длительного периода усто...

К вопросу об экономической оценке уровня экономической безопасности предприятия

В связи с усложнившейся экономической ситуацией на международной арене, нестабильностью внешних экономических связей между странами и отдельными предприятиями, все большее число экономических субъектов уделяет пристальное внимание вопросу обеспечения...

Теоретические аспекты финансовой устойчивости как ключевого критерия финансового состояния предприятия

Одним из основных методов оценки функционирования предприятия на предмет стабильности является анализ финансовой устойчивости. Причем, как сегодня, так и с учетом дальнейшего развития. Для обеспечения постоянного и бесперебойного процесса производст...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Принципы и виды маркетинговых стратегий предприятий ресторанного бизнеса

Исследование теоретических и практических основ экономического развития торговой отрасли показало, что существует проблема развития маркетинговых стратегий предприятия. В тоже время большинство анализов помогли выявить один из главных факторов, котор...

Анализ существующего программного обеспечения для автоматизации работы предприятия

Современные мировые тенденции в развитии информационных технологий кардинально изменяют их роль в развитии бизнеса предприятий. Департаменты информационных технологий переходят из роли глубокого сопровождения в статус партнеров, способных предоставит...

Стратегический анализ факторов макросреды, оказывающих негативное влияние на предприятия энергосбытовой отрасли (на примере Оренбургской области)

На сегодняшний день энергосбытовая отрасль находится в условиях существенных законодательных и экономических преобразований. Всё это крайне негативно сказывается на экономической устойчивости и состоятельности предприятий, работающих в этой отрасли. ...

Похожие статьи

Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политичес...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Стратегическое планирование как основной элемент инновационного механизма управления изменениями на предприятии в ходе реализации проекта при выборе управленческих решений

Одной из главных целей для большинства предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в условиях рыночной экономики, является создание условий для долговременного сбыта продукции и получение максимума прибыли в течение длительного периода усто...

К вопросу об экономической оценке уровня экономической безопасности предприятия

В связи с усложнившейся экономической ситуацией на международной арене, нестабильностью внешних экономических связей между странами и отдельными предприятиями, все большее число экономических субъектов уделяет пристальное внимание вопросу обеспечения...

Теоретические аспекты финансовой устойчивости как ключевого критерия финансового состояния предприятия

Одним из основных методов оценки функционирования предприятия на предмет стабильности является анализ финансовой устойчивости. Причем, как сегодня, так и с учетом дальнейшего развития. Для обеспечения постоянного и бесперебойного процесса производст...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Принципы и виды маркетинговых стратегий предприятий ресторанного бизнеса

Исследование теоретических и практических основ экономического развития торговой отрасли показало, что существует проблема развития маркетинговых стратегий предприятия. В тоже время большинство анализов помогли выявить один из главных факторов, котор...

Анализ существующего программного обеспечения для автоматизации работы предприятия

Современные мировые тенденции в развитии информационных технологий кардинально изменяют их роль в развитии бизнеса предприятий. Департаменты информационных технологий переходят из роли глубокого сопровождения в статус партнеров, способных предоставит...

Стратегический анализ факторов макросреды, оказывающих негативное влияние на предприятия энергосбытовой отрасли (на примере Оренбургской области)

На сегодняшний день энергосбытовая отрасль находится в условиях существенных законодательных и экономических преобразований. Всё это крайне негативно сказывается на экономической устойчивости и состоятельности предприятий, работающих в этой отрасли. ...

Задать вопрос