В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представлено содержание краткосрочного этнопедагогического проекта, который может быть реализован на базе дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: этнокультура, дети старшего дошкольного возраста, проект, межнациональные отношения, культура, толерантность, дошкольная образовательная организация.
This article discusses one aspect of multicultural education for children preschool age through exploring the national costume, oral folk art, games, traditions, celebrations peoples of the North. The contents of short-term ethnic pedagogical project that can be implemented on the basis of pre-school educational organizations.
Keywords: ethnic culture, the children of the senior preschool age, project, international relations, culture, tolerance, preschool educational organization.
Согласно Закону РФ «Закон об образовании РФ» образование призвано способствовать развитию и защите этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.
ФГОС ДО утверждает, что дошкольная организация должна обеспечить равные возможности для развития каждого ребенка независимо от нации и языка и учитывать этнокультурную ситуацию развития детей. Образовательная программа дошкольной образовательной организации нацеливает на усвоение норм и морально — нравственных ценностей общества, на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и детям в организации, представлений о себе, окружающих людях, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях народа, об отечественных праздниках и традициях, о многообразии народов мира; создание условий для доброжелательных и позитивных отношений между детьми, в том числе принадлежащим разными национально — культурным, религиозным общностям социальным слоям, для овладения культурными средствами. Среди ориентиров на этапе завершения дошкольного образования можно выделить в контексте рассматриваемого вопроса следующие:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
- обладает установками положительного отношения у миру, окружающим людям и самому себе,
- способен учитывать интересы и чувства других.
Следует также отметить, что одно из самых актуальных направлений в современной системе образования — повышение уровня осведомленности детей и их родителей в области этнокультуры [1, 3, 5]. Многие ученые и педагоги, такие как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. С. Заслуженюк, М. Г. Тайчинов, К. Д. Ушинский, рассматривающие вопросы этнокультурного воспитания, считают, что приобщать к ценностям культур народов России нужно с дошкольного возраста. Именно в дошкольном учреждении необходимо начать прививать детям толерантное отношение к представителям других культур в нашей многонациональной стране. Знакомство детей с культурой народов России является важным компонентом мультикультурного воспитания подрастающего поколения.
Проект «Там, где всегда зима» направлен на знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера, он является краткосрочным и может осуществляться на базе детского сада, на участке детского сада. Данный проект должен реализовываться именно зимой, так как дети будут ближе к культуре, к климату и условиям, в которых живут народы Севера.
Цель данного проекта: способствовать социально — коммуникативному развитию старших дошкольников посредством знакомства детей с традициями, фольклором, играми народов Севера,
Проект направлен на решение следующих задач:
- определение эффективных методов, форм и содержания, нацеленных на знакомство детей старшего дошкольного возраста с играми, традициями, фольклором народов Севера;
- реализация в практической деятельности дошкольной образовательной организации системы педагогических мероприятий (проведение игр, праздников, чтение сказок, использование в обиходе пословиц и поговорок, изучение национального костюма, орнамента), нацеленных на знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Севера;
Основные методы реализации поставленных задач: разработка и реализация системы мероприятий; педагогическое наблюдение, опрос, беседа с субъектами педагогической деятельности; анкетирование родителей воспитанников.
Непосредственные участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги ДОО.
Срок реализации проекта — 3 месяца.
В ходе практической деятельности будут использованы следующие формы работы:
- занятия с детьми с целью выявления начальных знаний детей о культуре народов Севера;
- индивидуальные консультации родителей, родительские собрания, раскрывающие важность этнокультурного воспитания, распространение буклета и оформление информационных материалов для стендов о национальном костюме, устном народном творчестве, играх, традициях, праздниках народов Севера, анкетирование родителей;
- организация мероприятий для детей старшего дошкольного возраста (проведение игр, праздников, чтение сказок, использование пословиц и поговорок в обиходе, изучение национального костюма и т.д.);
- организация досуговой деятельности в течении дня с использованием фольклора народов Севера.
Проект «Там, где всегда зима» целесообразно реализовывать в три этапа.
Первый этап — подготовительный, предполагающий выявление начальных знаний родителей и детей о культуре народов Севера; определение основных направлений работы; определение цели и задач, форм проведения мероприятий; изучение литературы необходимой для реализации проекта. В конце первого этапа должен быть подобран материал, позволяющий интегрировать в педагогическую деятельность пословицы и поговорки, сказки, игры, орнаменты и узоры, национальные костюмы, праздники, традиции, элементы фольклора народов Севера.
Второй этап — основной, предполагает занятия, которые ориентированы на работу со старшими дошкольниками и их родителями:
1. ежедневная работа:
- включение элементов устного народного творчества (пословиц, поговорок, потешек и т.д.) в повседневную жизнедеятельность детей в ДОО;
- организация подвижных игр народов Севера на прогулке («Волк и жеребята», «Соколиный бой», «Сокол и лиса», «Один лишний», «Ловля оленя», «Льдинки, ветер и мороз», «Отбивка оленя», «Ледяные палочки», «Охота на куропаток» [2]);
2. Беседы:
- беседа, которая включает в себя потешки, загадки, прибаутки, присказки, отражающие особенности традиций народов Севера;
- анкетирование родителей, используемое для выявления знаний о культуре народов Севера;
- культурно-просветительская деятельность по актуализации знаний родителей воспитанников о национальном костюме, устном народном творчестве, играх, традициях, праздниках народов Севера.
3. Рецептивная деятельность:
- рассматривание картинок и занятия изобразительного искусства по орнаменту и узору народов Севера;
- чтение сказок («Кукушка», «Тала-медведь и великий колдун», «Как медведь и бурундук дружить перестали», «Гордый олень», «Как звери и птицы достали солнце» и мн.др.) [3]
- рассказ о некоторых традициях народов Севера, которые наиболее актуальны для детей (обустройство жилища, ведение быта, повседневная деятельность, правила приема пищи и т.д.);
- рассматривание картинок с изображениями различных национальных костюмов народов Севера;
- изучение основных национальных праздников народа Севера, организация тех праздников, которые совпадают по дате на момент реализации проекта.
Третий этап. В завершении данного проекта, будет проведена беседа с детьми, с целью отследить изменения в их отношении к представителям другого этноса и проявление интереса к ним по следующим вопросам:
1. Стали бы дружить с ребятами с Севера, узнав так много о них?
2. Какие пословицы и поговорки Вы запомнили?
3. Какой из изученных праздников Вам хотелось бы провести в будущем?
4. Назовите сказку, которая Вам больше всего понравилась.
5. В какую игру Вам хотелось бы играть даже летом? Почему?
6. Как Вы считаете, чем мы похожи с народом Севера? Что Вы увидели общего?
Анализ беседы должен выявить качественные изменения — положительную динамику в развитии представлений детей старшего дошкольного возраста о традициях, играх, фольклоре, национальном костюме народов Севера:
- у детей должны сформироваться представления об отдельных элементах культуры народов Севера и их своеобразии (традиции, праздники, увлечения и т.д.);
- дети должны знать различные традиции, праздники, игры, национальные костюмы народов Севера;
- дети должны называть несколько аспектов фольклорного жанра (сказки, потешки, пословицы, поговорки и т.д.);
- педагог должен выявить интерес к культуре, а также отношение детей к представителям другого этноса, после проведенной работы.
Считаем, что реализация подобных проектов довольно актуальна, поскольку совершенствуют знания о культурах народов России не только дети, их родители, но и развитие профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения в области мультикультурного образования. Проводимая работа «закладывает базу» для развития культуры межнациональных отношений, формирования толерантного отношения детей и родителей к представителям других национальностей, расширяет кругозор детей и развивает их творческие способности.
Литература:
1. Борисова С.В. Инновационный подход к обучению и воспитанию: материалы IV Международного фестиваля методических идей. / Ред. М.П. Нечаев. — Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. — С. 83-86.
2. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1989. — С.93-109.
3. Зиновенко О.А. К вопросу о формировании культуры межнациональных отношений в дошкольном возрасте/ Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно — практической конференции 31 октября 2014 г. Часть 7. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. — С.37-39.
4. Наумова, Т.В. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада / Т.В. Наумова, О.Б. Тихомирова // Наука и Мир. — 2014. — № 1 (5). — С. 306-309.
5. Сказки народов Севера России. — М.: Дрофа, 2001. — С. 1-9.
6. Тихомирова О.Б. Об особенностях реализации проекта этнопедагогической направленности в контексте профессионального развития будущего педагога дошкольной образовательной организации / О.Б. Тихомирова, Т.В. Наумова, М.А. Молькова, М.С. Овечкина // Сборник статей по материалам XL Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: Новосибирск, 2014. — № 5. — С.115-123.
7. Ямщикова Ю.И., Наумова Т.В. О потенциале этнопедагогических миниатюр в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Культура и образование. — Июнь 2014. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1918 (дата обращения: 01.06.2014).