На сегодняшний день развитие критического мышления является одной из основных целей в современном образовании. Почему это происходит? Это объясняется тем, что от учащихся требуется не простое знание каких-либо фактов, а способность пользоваться приобретенными знаниями; не количество полученной информации, а умение отбирать, сортировать и моделировать определенный объем информации. Более того, критическое мышление способствует развитию личностного роста, так как нам, как учителям, важно знать мнение ребенка, ход его мыслей.
Прежде чем перейти непосредственно к описанию урока необходимо дать определение критическому мышлению. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ известных психологов [1, c.154], тщательно его стали изучать сравнительно недавно. Так что же означает критическое мышление и какова его роль на уроках английского языка? В различных научных источниках предлагаются различные определения критическому мышлению, но одним из широко-употребляемых является определение, которое было дано Д. Вудом и А. Браусом. Согласно им, критическое мышление это, прежде всего рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление определяется логичностью и открытостью.
Исходя из этих определений, можно сказать, что используя технологию развития критического мышления на уроках иностранного языка, мы способствуем развитию таких качеств как:
- Открытость к новым идеям
- Решение проблем
- Умение слышать собеседника
- Рассмотрение нескольких точек зрения
- Терпимость к неопределенности
- Проявление интереса к различным ситуациям
- Активное восприятие информации
- Проявление эмпатии
- Умение приходить к умозаключению
- Готовность исправлять свои ошибки
- Поиск компромиссных решений
- Осознание хода своих мыслей [2]
Современные методы педагогики направлены на то, чтобы развить в ребенке способность к самостоятельному поиску знаний, что и происходит в процессе критического мышления. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, напротив, превращает процесс обучения в совместный интересный поиск.
На уроках английского языка чаще всего используются различные тексты для чтения и дальнейшей рефлексии. Критическое мышление также можно развивать и через письмо, то есть, к примеру, после прочтения определенного текста, написать в виде эссе или сочинения свои размышления, либо пути решения. На уроках иностранного языка учитель развивает личность в ребенке в первую очередь, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, что и является основной целью изучения иностранного языка.
А теперь непосредственно к практике использования технологии критического мышления. В этой статье мне хотелось бы поделиться с опытом внедрения критического мышления на одном из уроков. Урок я проводила с учащимися 8 классов по теме «Страхи, Фобии». Я выбрала именно 8 классы, потому что, по теории Ж. Пиаже к 14-16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления [3, с.28]. Однако это не означает, что люди начинают мыслить критически в равной степени. Это мне и хотелось проверить при планировании уроков, то есть насколько развиты навыки критического мышления у моих учащихся, и над чем необходимо работать.
Начну с описания этапов урока. Как было сказано выше, темой урока являлась «Страхи, фобии людей». Можно отметить, что это достаточно интересная тема, и можно вызвать интерес в детях. Как правило, каждый урок английского языка должен начинаться с так называемого «Warm-up activity», то есть такое упражнение, которое зарядит ребят энергией, и подведет к теме урока (Рис 1). Под-темой данного урока была «Фильмы-ужасы». Вначале урока ребята в парах обсуждали те фильмы-ужасы, которые их впечатлили. В процессе их разговора я поставила угрожающую музыку, с целью создания соответствующей атмосферы в классе. Это продлилось не более трех минут, так как ребята, достаточно подготовленные в разговорной речи (Рис 2). После этого я поставила ранее приготовленный эпизод из кинофильма «Сонная лощина» на английском языке, для развития навыков слушания.
Рис. 1.
Рис. 2.
После просмотра эпизода я решила применить новый подход в чтении «Jigsaw Reading», поделила детей на три группы и раздала им текст, который был разбит на параграфы (Рис 3). Задачей группы являлось собрать текст по порядку, прочитать его, и перевести, если это необходимо. В процессе их работы я наблюдала за их групповой работой, как они умеют взаимодействовать друг с другом. Мне понравилось то, что работали все члены группы. Я применила методику «Jigsaw Reading». Текст назывался «Сонная лощина», то есть непосредственно был связан с темой урока и представленным видео. Через этот вид деятельности можно было проследить ход мыслей ребят, для того, чтобы логически собрать текст, необходимо было логически подумать, услышать собеседника, переговорить и прийти к общему решению.
Почему важно работать сообща? Любое задание представляет собой постановку проблемы, успешное решение которого возможно только в том случае, если рассматриваются различные варианты. Поэтому в технологию по развитию критического мышления входит совместная деятельность учащихся. В процессе обмена мнениями, все предлагаемые варианты подвергаются критике, и потом скорректированы. В совместной деятельности очень важно отстоять свою точку зрения, либо уметь вообще отказаться от нее и принять чужое мнение. Весь этот процесс и называется процессом критического мышления. Это заняло больше времени, чем я планировала, так как текст был не легким, и проблемы возникли, в основном, из-за перевода незнакомых слов. Для того чтобы уменьшить время говорения учителя, после окончания работы над текстом, я решила выставить правильные ключи ответов на доске. Увидев ключи правильных ответов на доске, учащиеся самостоятельно исправили ошибки, с целью само оценивания.
Важно отметить, что существуют два типа вопросов, задаваемых на уроках: вопросы низкого и высокого порядков. Далее, поделив детей на пары, я раздала перечень вопросов. Используя нижеследующую таблицу вопросов высокого и низкого порядка, я попыталась составить соответствующие вопросы.
Вопросы низкого порядка “Thin” |
Вопросы высокого порядка “Thick” |
Who…? What…? Where…? When…?etc. |
Why…? Why do you think so…? What is the difference between…? If you were…would you...? etc. |
Вопросы были связаны с текстом и были направлены на развитие критического мышления.
Вопросы были низкого уровня:
- Who are the main characters of Sleepy Hollow?
- When was Sleepy Hollow shot?
- Where was Sleepy Hollow situated?
- Did Crane believe into supernatural?
- What did Crane find?
Вопросы были высокого уровня:
- Would have the story of Sleepy hollow happened if stepmother hadn’t lost her family?
- What was stepmother’s relation to the Headless Horseman?
- Why did stepmother order the Headless Horseman?
- Would have the story of Sleepy Hollow happened if stepmother hadn’t lost her family? (Рис 4)
Пока ребята обсуждали вопросы в парах, я ходила по классу и наблюдала за ними, слушала их и записывала ошибки в речи, чтобы провести «Delayed error correction», совместный анализ ошибок, для того чтобы ребята их больше не повторяли.
После обсуждения я написала ошибки детей на доске, и мы вместе с классом рассматривали эти ошибки, и их исправления. Отвечая на вопросы низкого порядка, учащиеся всегда заглядывали в текст, чтобы сверить информацию, или просто прочитать. Вопросы задавались друг другу по — очереди. Ребята чувствовали себя комфортно, но нужно подчеркнуть, что ответы на вопросы высокого уровня были весьма короткими, и лишь немногие отвечали полными ответами. Нельзя отрицать тот факт, что учащиеся не привыкли к вопросам высокого порядка, им действительно было сложно отвечать на них, так как они привыкли при работе с текстами отвечать только на вопросы по тексту. Тем не менее, для меня было важно услышать каждого учащегося и выдерживать пяти секундную паузу после постановки вопроса. Ребят эта пауза вводила в недоумение, так как в классе стояла тишина, и они прислушивались, кто что говорит. Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать ребят говорить на языке, при этом важно не критиковать ответы, так как мнение любого учащегося ценно.
Рис. 3.
Рис. 4.
В заключение, хотелось бы отметить, что технология критического мышления на уроках иностранного языка способствует повышению интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, умению ответственно относиться к своему обучению, умению работать в сотрудничестве, а также умению критически мыслить. После проведенного мной урока по внедрению технологии критического мышления я определила уровни владения критическим мышлением, у кого оно достаточно развито, а с кем необходимо поработать. Я считаю, что, прежде всего, необходимо дать понять учащимся необходимость владения критическим мышлением для развития личности и желания стать человеком, который учится в течение всей своей жизни.
Литература:
1. ЦПИ (Центр педагогического мастерства) АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Руководство для учителя, 2012, стр.154-158
2. «Открытый класс» Сетевые образовательные сообщества, 2008 год
3. Нелунова Е. Д. Информационные и коммуникативные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006