Учебная компьютерная модель пружинного маятника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 17.01.2015

Статья просмотрена: 1437 раз

Библиографическое описание:

Данилов, О. Е. Учебная компьютерная модель пружинного маятника / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15116/ (дата обращения: 16.10.2024).

В статье приведен пример учебной компьютерной модели, предоставляющей обучающимся возможность исследовать вертикальный пружинный маятник с помощью вычислительного эксперимента.

Ключевые слова:пружинный маятник, компьютерное моделирование, модель, учебная компьютерная модель, когнитивная модель, информационная модель, обучающая модель, объяснительная модель, прогностическая модель, человеко-машинные системы.

 

Любая человеко-машинная система эффективна только при согласовании своих компонентов, при правильном вписывании машинной ее части в целостную деятельность человека [6]. Необходим учет потребностей, мотивов, целей и действий, который в конечном счете определяет производительность и функционирование этой системы [9, с. 51]. В таких системах в той части, которая характеризует поведение человека, выделяют информационные каналы, память, мышление и принятие решений, психологию [3; 7]. Для машинной части важны устройства ввода-вывода, текстовый и графический режимы, гипертекст, печать и сканирование, управление памятью, графика, устройства позиционирования и указания, моделирование визуальной среды, мультимедиа, распознавание речи и визуальных образов. Если речь идет о взаимодействии упомянутых выше частей системы, то рассматриваются модели взаимодействия, фреймы и окна, уровень абстракции и стили взаимодействия, контекст и протоколы взаимодействия, эргономика.

При проектировании пользовательских интерфейсов человеко-машинных систем проводят анализ использования информации в процессе работы, моделирование вариантов использования и генерацию требований к проектированию таких интерфейсов. При этом важна модель поведения пользователя (человека): модели мышления, целевые установки, языки описания предметной области, обратная связь и отображение информации, способ моделирования объекта, поведение в виртуальной среде, математическая модель, используемые разумные ограничения. Диалоговые графические интерфейсы могут предполагать текстовый диалог, описание режимов и виртуальных устройств графического диалога, семантику диалога, сообщения и события, объектно-ориентированную парадигму. При создании интерактивной системы используют стандартные формализмы, модели взаимодействия, анализ состояний и событий, действия и проработку сообщений об их результатах. Разработка интерфейса требует создания элементов управления в многооконных приложениях, программирования реакции на действия пользователя, использования библиотек и наборов инструментов, инструментальных сред программирования графического диалога [1].

Современная тенденция развития человеко-машинных интерфейсов в системах, созданных для достижения целей обучения, такова, что требует визуализации данных [2, с. 18–32], то есть создания визуального интерфейса.

Теоретическую базу любой учебной дисциплины можно рассматривать как совокупность моделей, описывающих поведение рассматриваемого в рамках данной дисциплины класса некоторых объектов [8, с. 16]. При теоретическом изучении конкретного объекта из этого класса обучающийся может воспользоваться готовой моделью (созданной преподавателем или методистом) в качестве инструмента, позволяющего изучить свойства объекта и его реакцию на воздействия со стороны других объектов окружающего мира. Такая модель является когнитивной, кроме того, она может быть объяснительной и даже прогностической. Мы называем такие модели учебными. Если они построены как информационные модели, включающие в себя как составную часть некоторые математические модели, то можно говорить об учебных компьютерных моделях. Они, как правило, представляют собой алгоритм, реализованный в виде программы для ЭВМ. В этом случае также можно говорить и об имитационном моделировании, если предполагается изучение реакций модели на различные заданные входные воздействия [4].

 

Рис. 1. Вертикальный пружинный маятник

 

Рассмотрим одну из учебных компьютерных моделей, созданных нами и используемых в обучении физике. Она имитирует поведение такой абстрактной системы, как идеальный вертикальный пружинный маятник (рис. 1). Уровень абстракции в данном случае следующий: груз считается материальной точкой, пружина является невесомой.

Рис. 2. Окна приложения, моделирующего движение пружинного маятника

 

На рис. 2 изображены окна приложения, реализующего учебную компьютерную модель. Слева находится окно, в котором выводится изображение маятника, в среднем окне — графические представления закономерностей, связывающих характеристики движения маятника, в правом окне размещены элементы управления моделью и текущие значения характеристик движения. Подробнее рассмотрим информацию, размещенную в среднем окне. В нем расположены графики зависимостей смещения от положения равновесия, проекций на вертикальное направление скорости и ускорения груза маятника от времени. Также в этом окне представлены графики зависимостей потенциальных энергий пружины и груза и кинетической энергии груза от времени. В нижней части окна размещена фазовая диаграмма, представляющая собой зависимость смещения груза от проекции его скорости.

Рис. 3. Один из возможных вариантов движения маятника

 

Программа предоставляет возможность наглядно продемонстрировать обучающимся движение маятника в динамике с синхронным выводом на экран графиков зависимостей и текущих значений характеристик движения. Существует возможность остановить вычислительный эксперимент, а затем вновь его продолжить или начать заново. Обучающийся может изменять следующие параметры модели: начальное смещение груза относительно положения равновесия, проекцию начальной скорости груза, длину пружины и ее жесткость, массу груза, ускорение свободного падения и коэффициент затухания колебаний. Моделирование не ограничивается только незатухающими гармоническими колебаниями (рис. 3 и 4), как это часто бывает в подобных моделях. Обучающийся имеет возможность не только наблюдать колебания и видеть графическое представление зависимостей характеристик движения от времени (рис. 4), но и убедиться, например, в справедливости закона сохранения полной механической энергии в случае незатухающих колебаний (рис. 1).

Рис. 4. Затухающие колебания маятника

 

Учебные компьютерные модели можно использовать как при демонстрациях, когда результаты моделирования показываются и объясняются преподавателем всем обучающимся одновременно, так и в индивидуальном вычислительном эксперименте, когда каждому обучающемуся предлагается самостоятельно исследовать модель для получения новых для него знаний. Возможно и проведение своеобразного лабораторного практикума, когда обучающиеся получают определенные задания экспериментального характера, которые они должны выполнить, используя компьютерную модель [5].

 

Литература:

 

1.                  Данилов О. Е. Дизайн компьютерных приложений для визуализации информации об учебных компьютерных моделях / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 13. — С. 26–36.

2.                  Данилов О. Е. Компьютерное моделирование колебательного движения. Численные методы решения задач: учебно-методическое пособие / О. Е. Данилов, А. Ю. Трефилова. — Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2012. — 36 с.

3.                  Данилов О. Е. Обучение компьютерному моделированию на примере создания компьютерной модели кругового математического маятника / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2013. — № 10. — С. 80–87.

4.                  Данилов О. Е. Применение имитационного моделирования механических взаимодействий при обучении физике / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2014. — № 5. — С. 97–103.

5.                  Данилов О. Е. Сочетание натурного и вычислительного экспериментов в обучении физике / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 10–11.

6.                  Данилов О. Е. Учебная компьютерная модель физического маятника / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 15. — С. 49–52.

7.                  Данилов О. Е. Формирование умения проводить теоретическое исследование при изучении распределения физической величины в пространстве с помощью компьютерной модели / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2013. — № 7. — С. 84–94.

8.                  Зарубин В. С. Моделирование: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. С. Зарубин. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с.

9.                  Смирнов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): модель, обучающийся, учебная компьютерная модель, вертикальный пружинный маятник, вычислительный эксперимент, графический диалог, модель взаимодействия, окно приложения, положение равновесия, текущее значение характеристик движения.


Похожие статьи

Учебные компьютерные модели маятников

В статье рассматриваются учебные компьютерные программы как один из распространенных видов учебных моделей. В качестве примера приводятся программы, моделирующие движение маятников.

Подготовка и осуществление компьютерной визуализации в процессе создания учебной модели

В статье рассматривается специфический вид информационной модели — учебная компьютерная модель. Перечислены наиболее важные части такой модели. Кратко описана технология осуществления визуализации объекта изучения с помощью OpenGL.

Применение учебной компьютерной модели двойного математического маятника в обучении физике

В статье приводится описание функций учителя, которые он осуществляет при использовании компьютерных моделей в процессе обучения физике. Рассмотрено, как это происходит, на примере использования компьютерной модели двойного математического маятника.

Демонстрация явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели

В статье кратко описана методика учебного исследования явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели данного явления. Компьютерную программу, моделирующую интерференцию, предлагается использовать для объяснения ...

Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физики

В статье описана компьютерная программа, моделирующая движение кругового математического маятника. Кратко изложена методика применения этой программы для изучения механических колебаний в курсе физики.

Учебная компьютерная модель системы двух связанных математических маятников

В статье приводятся примеры дидактических моделей. Особое внимание уделяется мультимедийным дидактическим моделям обучения, для реализации которых в обучении используется компьютерная техника. На базе компьютера могут создаваться особые дидактические...

Разработка обучающих программ с помощью инструментов для создания компьютерных игр

Статья посвящена решению проблемы создания обучающих приложений, похожих на компьютерные игры. Для создания таких приложений предлагается использовать программу TGF (The Games Factory). Описан процесс подготовки к созданию обучающего приложения-игры....

Изучение затухающих колебаний маятника с помощью виртуального измерителя угла его отклонения от положения равновесия

В статье приводится описание компьютерной экспериментальной установки с потенциометрическим датчиком для исследований затухающих колебаний физического маятника. Кратко рассмотрены конструкция датчика и назначение основных частей экспериментальной уст...

Программное обеспечение цифрового термометра

В статье приводится описание компьютерного программного обеспечения для цифрового измерителя температуры. Также рассматриваются функциональная и принципиальная схемы такого измерителя.

Обучающая программа-тренажер по физике

В статье автором приводится описание созданной им компьютерной программы для обучения физике по методике Краудера.

Похожие статьи

Учебные компьютерные модели маятников

В статье рассматриваются учебные компьютерные программы как один из распространенных видов учебных моделей. В качестве примера приводятся программы, моделирующие движение маятников.

Подготовка и осуществление компьютерной визуализации в процессе создания учебной модели

В статье рассматривается специфический вид информационной модели — учебная компьютерная модель. Перечислены наиболее важные части такой модели. Кратко описана технология осуществления визуализации объекта изучения с помощью OpenGL.

Применение учебной компьютерной модели двойного математического маятника в обучении физике

В статье приводится описание функций учителя, которые он осуществляет при использовании компьютерных моделей в процессе обучения физике. Рассмотрено, как это происходит, на примере использования компьютерной модели двойного математического маятника.

Демонстрация явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели

В статье кратко описана методика учебного исследования явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели данного явления. Компьютерную программу, моделирующую интерференцию, предлагается использовать для объяснения ...

Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физики

В статье описана компьютерная программа, моделирующая движение кругового математического маятника. Кратко изложена методика применения этой программы для изучения механических колебаний в курсе физики.

Учебная компьютерная модель системы двух связанных математических маятников

В статье приводятся примеры дидактических моделей. Особое внимание уделяется мультимедийным дидактическим моделям обучения, для реализации которых в обучении используется компьютерная техника. На базе компьютера могут создаваться особые дидактические...

Разработка обучающих программ с помощью инструментов для создания компьютерных игр

Статья посвящена решению проблемы создания обучающих приложений, похожих на компьютерные игры. Для создания таких приложений предлагается использовать программу TGF (The Games Factory). Описан процесс подготовки к созданию обучающего приложения-игры....

Изучение затухающих колебаний маятника с помощью виртуального измерителя угла его отклонения от положения равновесия

В статье приводится описание компьютерной экспериментальной установки с потенциометрическим датчиком для исследований затухающих колебаний физического маятника. Кратко рассмотрены конструкция датчика и назначение основных частей экспериментальной уст...

Программное обеспечение цифрового термометра

В статье приводится описание компьютерного программного обеспечения для цифрового измерителя температуры. Также рассматриваются функциональная и принципиальная схемы такого измерителя.

Обучающая программа-тренажер по физике

В статье автором приводится описание созданной им компьютерной программы для обучения физике по методике Краудера.

Задать вопрос