Глубокие социальные перемены, происходящие в современном мире и в России, требуют новых подходов к развитию, обновлению и совершенствованию всей системы среднего профессионального образования. И одним из таких подходов является реализация межпредметных связей в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин.
Актуальность межпредметных связей в обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Осуществление межпредметных связей в процессе обучения с помощью разнообразных методических приемов и средств значительно активизирует познавательную деятельность обучающихся, вызывает познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки.
Проблеме межпредметных связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учета взаимосвязи между предметами говорится еще в трудах выдающихся педагогов XVII-XIX вв. Я. А. Каменского, Д. Локка, И. Ф. Гербарта, А.Дистервега и других, а также в трудах русских просветителей XIX–XX вв. В. Г. Белинского, В. Д. Одоевского, К. Д. Ушинского. Новая волна интереса к этой проблеме появилась во второй половине прошлого столетия и не спадает по настоящее время.
Это связано с тем, что обучение на основе разносторонних межпредметных связей активно формирует устойчивые широкие мировоззренческие познавательные интересы, что особенно ценно для всестороннего развития личности обучаемого.
Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой: студенты приходя на учебное занятие по одной дисциплине, не готовы использовать знания, полученные на учебных занятиях других дисциплин.
Поэтому я стал активно использовать на УД «Инженерная графика» разнообразные средства и приемы реализации межпредметных связей, такие как: вопросы, задания, проблемные ситуации, тексты, наглядные пособия, кроссворды межпредметного характера.
Хочу остановиться на них более подробно.
1. Вопросы межпредметного содержания направляют деятельность обучающихся на воспроизведение ранее изученных в разных учебных дисциплинах знаний и на их применение при усвоении нового учебного материала.
Так, при выполнении эскизов деталей сборочного узла (валов, фланцев, втулок, шестерен, корпусов, крышек и т. д.) по теме «Машиностроительное черчение», для более глубоко осмысления изучаемого материала предлагаю обучающимся ответить на вопросы связанные с содержанием УД «Техническая механика», «Материаловедение», «Метрология и стандартизация», «Специальные технологии».
Примеры вопросов:
а) Какой материал используется для изготовлении вала?
б) Почему именно этот материал?
в) При построении сечения вала каким знаком обозначают шероховатость поверхности? В зависимости от чего выбирается шероховатость?
г) Для чего применяют сечения? Как применяют данную тему в «Технической механике»?
2. Межпредметные задания- способствуют выявлению способностей обучающихся, помогают нестандартно мыслить, находить интересные решения учебных задач. Междисциплинарные задания могут включать темы двух-трех учебных дисциплин.
Например:
«Инженерная графика» и «Электротехника». Построение синусоиды, (применима в электротехнике), при этом амплитуда колебания синусоиды просматривается на осциллографе, где можно сравнивать амплитуду колебаний. При решении задач по электротехнике студент должен прочитать электрическую схему.
3. Межпредметные проблемные ситуации — это созданное состояние интеллектуального затруднения обучающегося, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри и межпредметной интеграции. Значит, возникновение самой проблемной ситуации является мотивацией для познавательной деятельности обучающихся.
На УД «Инженерная графика» использую несколько видов и способов создания межпредметных проблемных ситуаций.
а) Ситуация неожиданности — создаются при ознакомлении учащихся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью.
Например.
Для того, чтобы понять какой путь прошел современный чертеж с момента его возникновения до наших дней, коротко рассмотрим основные этапы развития инженерной графики.
б) Ситуация конфликта — возникает при наличии противоречия междужизненным опытом обучающихся, их бытовыми понятиями и научными знаниями.
Например, при изучении темы технический рисунок, показываю рисунок и технический рисунок. Задаю проблемный вопрос: «В чем отличие рисунков?»
На основании выводов студентов объясняю правила выполнения технического рисунка
в) Ситуации предположения — создаются, когда предполагается существование какого-либо явления или закона, теории и т. д., расходящихся с полученными ранее знаниями, или же требуется доказать справедливость какого-либо предположения.
При изучении темы «метод проекций» спрашиваю студентов о положении прямых с иллюстрациями проекций прямых, студенты по проекциям прямых определяют как они расположены в пространстве. В этом случае можно актуализировать их внимание на проекционных связях.
г) Ситуация неопределенности — возникает, когда обучающимся предъявляю задание с недостаточными или избыточными данными для получения однозначного ответа.
Ситуация неопределенности в инженерной графике используется постоянно: построение видов по аксонометрической проекции, построение третьего вида по двум заданным, построение совмещенного вида с разрезом.
4. Межпредметные тексты — большое значение в усвоении связей между знаниями, получаемыми обучающимися при изучении различных дисциплин, имеют специально составляемые межпредметные тексты. Межпредметные тексты дополняют содержание текста учебника и глубже раскрывают отдельные вопросы программы.
5. Комплексные наглядные пособия — для обобщения знаний из разных дисциплин в процессе обучения существенное значение имеют комплексные наглядные пособия (обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, карты, кинофильмы, диафильмы и др.). Они позволяют обучающимся наглядно увидеть ту совокупность знаний из разных предметов, которая раскрывает тот или иной вопрос межпредметного содержания.
Например, при изучении темы «Схемы» по Инженерной графике использую плакаты содержание которых связано с УД «Техническая механика», «Электротехника» и др.
6. Межпредметные кроссворды — в качестве средств реализации межпредметных связей в процессе обучения использую кроссворды межпредметного содержания, которые позволяют обучающимся закрепить термины, используемые в нескольких дисциплинах, осознать межпредметный характер смежных понятий.
Таким образом, отмеченные средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе обучения направлены на воспроизведение, повторение, закрепление, систематизацию и применение знаний обучающихся из разных учебных дисциплин. Они обеспечивают сочетание репродуктивной и поисковой познавательной деятельности обучающихся, осуществляемой под непосредственным руководством преподавателя.
Литература:
1. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы, М.,1987г.
2. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения, М., 1984г.
3. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. — Нар.образование, 1985 г.
4. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. — М., Наука, 1979г.
5. Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. — / Под ред. Менчинской Н. А. И др. — М., 1972г.