В статья предпринята попытка обоснования показателей и уровней профессиональной компетентности менеджеров туризма как специфического вида путешествий; освещены вопросы его психологической привлекательности для людей; раскрыта сущность и основные направления; туризм видится, прежде всего, как системное социально-экономическое явление общественной жизни, рассмотрение которого возможно на основе субъектно-объектного анализа составляющих его элементов.
Ключевые слова: туризм, социально-экономическое положение, менеджер
Актуальность. Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в торговле услугами. Туризм оказывает благотворное влияние на развитие отраслей народного хозяйства, соответствующих территорий страны, ускорения формирования и развития инфраструктуры и т. д. [1,2]. Туризм стал одним из прибыльных видов бизнеса в мире. Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с его усиливающими влиянием на экономику отдельной страны. Помимо явной прибыльности, туризм является мощным фактором усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Он оказывает благотворное влияние на развитие инфраструктуры, способствуя более равномерному размещению производительных сил и развитию сферы обслуживания не только в обжитых и высокоразвитых районах, но и на экономически слаборазвитых территориях, создавая дополнительные рабочие места для местного населения. Система туризма представляет собой совокупность и единство отношений и явлений, происходящих в туристской отрасли и ее взаимодействие с внешней средой. Туристская система это сложное образование, но в отношениях с окружающими ее макросредами: политико-социальной, экономической, технологической и экологической она предстает как целое. Внешний мир активно воздействует на систему развития туризма. Но воздействие это проявляется как положительно так и отрицательно: может благоприятствовать развитию туризма, открывая перед ним хорошие перспективы, а может и тормозить, замедлять, препятствовать, даже угрожать развитию. Чтобы выжить и эффективно работать, система туризма вынуждена приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении, варьируя свои отношения с каждой из макро сред [3,4,5]. После приобретения республикой суверенитета, с началом политических и демократических преобразований стало возможным интенсивное развитие туризма. Он объявлен приоритетной отраслью развития экономики. Привлекательный ландшафт, красивейшие горные вершины и озера, быстрые реки и расположение Кыргызстана вдоль древнего Великого Шелкового пути, обеспечивают большие возможности для туризма и отдыха.
Целью исследования работы является, анализ потребительского поведения туристов, выезжающих в туристические поездки на отдых.
В качестве метода исследования был выбран количественный опрос по заранее разработанной формализованной анкете (вопросника).
Сегодня мы имеем 416 учреждений отдыха и организаций туризма. Из них 148 — специализированные средства размещения (66 пансионатов отдыха, 26 детских оздоровительных комплексов, 18 санаториев, из них 5 детских, 9 домов отдыха, 10 санаториев — профилакториев, 7 турбаз, 6 баз отдыха, 4 спортивно-оздоровительных лагеря, 2 пансионата с лечением), а также 146 гостиниц, 87 турфирм и туроператоров, 10 природных парков и заповедников, и других предприятий туризма [6].В 2013 г. от экспорта туристских услуг из стран СНГ и дальнего зарубежья в республику поступило 513,9 млн. долл. США, а импорт 338,6млн. долл. США.
Однако, несмотря на это, удельный вес сферы туризма в валовом внутреннем продукте на протяжении последних лет оставался незначительным. Так, по предварительной оценке, в 2013г. Валовая добавленная стоимость в сфере туризма составила 15667,0 млн. сомов или 4,5 процента к ВВП. В республике именно въездной туризм считается основным источником поступления иностранной валюты, создателем дополнительных рабочих мест представлены в таблице 1. Рис 1,2.
Международные туристские потоки и экспорт, импорт туристских услуг [(поездки)] (миллионов долларов США)
Таблица 1
Наименование |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Экспорт |
239,7 |
147,8 |
347,1 |
410,8 |
513,9 |
Страны СНГ |
196,3 |
11,5 |
295,9 |
360,3 |
449,4 |
Страны вне СНГ |
43,4 |
36,3 |
51,2 |
50,5 |
64,5 |
Импорт |
137,1 |
136,9 |
233,4 |
333,4 |
338,6 |
Страны СНГ |
94,0 |
95,0 |
169,0 |
226,1 |
233,4 |
Страны вне СНГ |
43,1 |
41,9 |
64,4 |
107,3 |
105,2 |
Всего |
753,6 |
469,4 |
116,1 |
2649,2 |
1705,5 |
Рис.1. Экспорт туристских услуг за 2009–2013 гг.
Рис 2. Импорт туристских услуг за 2009–2013 гг.
Под экспортом туристических услуг, по данным Нацстаткома КР [7], следует понимать как услуги, предоставленные иностранным гражданам на территории Кыргызской Республики: плата за проживание, питание, выручка за предоставление платных услуг за иностранным туристам, предоставление транспорта внутри республики, продажи театральных билетов, сувениров и других услуг.
По оценочным данным, в 2013г в Кыргызскую Республику прибыло из стран дальнего и ближнего зарубежья 3,1 млн. человек, что больше уровня 2009г. в 2,2 раза, причем основная доля туристических прибытий приходится на Иссык-Кульскую область. До последнего времени в этой зоне развивался преимущественно пляжный туризм. Отдыхающих привлекает тёплый климат и солнечная погода на протяжении всего года. Вдоль голубого Ыссык-Куля располагается огромное количество пансионатов, гостиниц и разнообразных зон отдыха. Мягкий климат также многим приходится по душе — здесь более прохладно, и немного повышена влажность воздуха. В последнее время отмечена тенденция повышения спроса на культурно-познавательные туры, которые отличаются насыщенностью экскурсионной программы и осмотром достопримечательностей. Для любителей экзотики предлагается возможность посетить самые необычные фестивали, подчёркивающие богатство традиционной кыргызской культуры. Ежегодно в Иссык-Кульской области отмечается более 100 красивых, весёлых и оригинальных праздников, имеющих туристическое значение. Из стран СНГ в республику прибыло 2,9 млн. человек и из стран вне СНГ — 152,8 тыс. человек. Основной поток иностранных туристов отмечался из России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Турции, Китая, Германии, и США. Выбирая то или иное туристическое агентство для покупки путевок, туристы доверяют прежде всего неформальным источникам информации: более трети наших туристов при выборе агентства полагаются на рекомендации друзей и знакомых 57(19 %). Молодежь и туристы старшего поколения зачастую полагаются на выбор родственников, друзей или знакомых 28(49,1 %). Немаловажную роль в выборе туристические фирмы играет и известность компании, повышающая доверие к ее услугам. Этот момент оказывается более важен для людей с доходом до 750 долл. США, в высокодоходной группе его значимость существенно падает. А вот удобство расположения агентства оказывается малозначащим фактором для всех категорий на это будущие туристы обращают внимание в последнюю очередь. Для полноты картины отметим, что в случае, если вопрос наиболее удобного места покупки путевки все же поднимается, то женщины значительно чаще предпочитают те агентства, которые расположены ближе к дому. При поиске подходящих предложений по туризму туристы чаще всего обращаются к Интернету 78(26 %), к печатным изданиям 6(18 %). Судя по результатам исследования, представлены в таблице 2 находит отклик также по радио 11(3,7 %) и в то же время телеэкране 67(22,3 %), а по путёвкам 24(8 %).
Получения информации о туризме, в абсолютное число и в %
Таблица 2
Название |
Годы |
Всего |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
||||||
абс. ч |
в % |
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
|
Интернет |
25 |
26,8 |
27 |
25,1 |
26 |
25,2 |
78 |
26 |
Телевидение |
13 |
13,9 |
15 |
14,4 |
17 |
16,5 |
45 |
15 |
Журналы |
6 |
6,5 |
7 |
6,8 |
5 |
4,9 |
18 |
6 |
Реклама |
19 |
20,4 |
23 |
22,1 |
25 |
24,2 |
67 |
22,3 |
Радио |
3 |
3,3 |
5 |
4,9 |
3 |
2,9 |
11 |
3,7 |
По путевки |
4 |
4,4 |
9 |
8,7 |
11 |
10,6 |
24 |
8 |
Через знакомых |
23 |
24,8 |
18 |
17,3 |
16 |
15,5 |
57 |
19 |
Итого |
93 |
100,0 |
104 |
100,0 |
103 |
100,0 |
300 |
100,0 |
Примерно столько же ответивших говорят о том, что в первую очередь они постараются обратиться в то агентство, услугами которого они уже пользовались и остались довольны. Такой подход позволяет снизить риск остаться обманутым или недовольным страх, который достаточно широко распространен среди потенциальных туристов. Результаты исследования показали также, что мужчины проявляют большую активность в поиске и выборе предложений 57 %. Они чаще, чем у женщины, предпочитают делать это самостоятельно. Самостоятельно ищут туры люди средних возрастов. А выбор турфирмы, расположенной недалеко от места работы, в большей степени характерен для людей с высшим образованием и/или с высоким уровнем дохода, рабочий график которых, судя по всему, достаточно интенсивен. С каждым годом поступления средств из других стран имеют положительную тенденцию из-за увеличения численности иностранных туристов. Перспективы развития туризма — с каждым годом прогрессивно увеличивающийся поток туристов в республику. Этому способствует определенный интерес к Великому шелковому пути, проекту Всемирной туристической организации «Steak Road Tourism Promotion Project», в котором участвуют национальные туристические администрации региона. Перспективными туристическими направлениями Кыргызстана являются разнообразные рекреационные ресурсы и курортно-оздоровительные учреждения на озере Иссык-Куль, Сон-Куль, Сары-Челек, ущелье Ала-Арча и др. немаловажное значение имеет туристический продукт –историко-культурное наследие и традиции кочевых народов, расположенных на Великом шелковом пути. Исходя из эффективности туристического бизнеса в Кыргызстане, на перспективу можно успешно развивать следующие виды туризма: курортно-рекреационный туризм; туризм на Великом шелковом пути; горно-приключенческий туризм и др. Основная цель развития туризма в Кыргызстане заключается в том, чтобы формировать высокорентабельную, конкурентоспособную, экологически и социально-ориентированную туристическую индустрию, удовлетворяющую потребности туристов в разнообразных туристических услугах, в то же время приносящий всевозрастающую доходы Кыргызстану. Для предоставления туристам разнообразных туристических услуг требуется создать современную систему подготовки и переподготовки кадров и повышения их квалификации через различные системы семинаров республиканского и международного характера. В то же время для эффективного развития туризма необходимо в республике реконструировать и вести строительство важнейших туристических объектов, таких, как гостиницы малой и средней вместимости, развивать транспортные коммуникации, системы связи, сооружать автостоянки, киоски по продаже печатной продукции, создавать службы гидов-экскурсоводов, рекламной продукции и т. д. Все это, естественно, требует больших сумм инвестиций как из государственного бюджета, так и частного капитала, но эти затраты быстро окупятся и принесут для республики большие доходы. Оценка туристского потенциала Кыргызстана предопределяет формирование и развитие таких видов и разновидностей туризма, которые имеют потенциальные преимущества для развития в соответствии с природными и культурными ресурсами, рабочей силой, материально-технической базой, а также исторически сложившимися народным опытом, методами и традициями, и образуют непосредственно кыргызскую нишу на мировом рынке туризма, могут стать особым продуктом экспорта экзотического характера в международном разделении труда. Остановимся на некоторых из них. Горный рельеф Кыргызстана, прежде всего, арена спортивного туризма–альпинизма, спелеотуризма, горнолыжного туризма, сплава по рекам, конного туризма и т. п. Притом разные виды спортивно-туристических соревнований можно организовать во всех регионах и высотных поясах территории республики в зависимости от их сложности. Так, высокогорный пояс территории республики с множеством вершин и пиков разной высоты и доступности, перевалов, каньонов, ледников создает объективные предпосылки для развития альпинизма и горного туризма национального и международного значения. Большое число и разнообразия по генезису и расположению пещер и гротов на территории Кыргызстана служат естественной базой развития спелеотуризма, являющегося перспективным видом отечественного туристского дела. Экологический туризм, называемый еще «мягким», «зеленым», природным, «хлорофилльным», становится самым популярным видом современного туризма с организацией локальных экомаршрутов (например, в пределах городских парков) вплоть до глобальных экотуров. Кыргызстан, как страна с соответствующей этнической общностью, интересен с точки зрения этнографического туризма. Познание специфики материальной и духовной культуры кыргызского народа, проникновение в особенности его быта и традиций, прошлый кочевой образ жизни являются уникальной статьей экспорта. Особенностью этнографического туризма в экономическом отношении считается то, что для привлечения этнотуристов не требуется громоздкая материальная база. Повседневная жизнь местного населения раскроется на семейных торжествах, в дни народных праздников, в знакомстве продукцией народно-художественных промыслов, на театрализованных представлениях, устраиваемых в различных местах (на ипподромах, в селах, на полях и др.). Курортный туризм — основа развития как национального, так и иностранного туризма в нашей стране, где имеются соответствующие природные факторы: разнообразные в физико-химическом отношении минеральные воды, лечебные грязи, благоприятные климатические и ландшафтные условия. Такое сочетание курортных факторов, по сравнению с другими районами Центральной Азии, достаточно оригинально, что предопределяет предложение самого широкого спектра курортных услуг населению. Традиционно проводятся бальнео, пелоидо и климатотерапевтические процедуры в сочетании с физиотерапевтическими методами. Существующая специализация санаторно-курортного обслуживания курортов остается доминирующей в перспективе. Это обусловливает интенсификацию использования курортных ресурсов путем строительства новых и расширения вместимости существующих объектов с разветвленной сетью сервиса. В территориальном отношении регионы республики характеризуются разной степенью развития промышленного и сельскохозяйственного производства, социальной инфраструктуры, соответственно, туристской. При туристском районировании учитываются: природно-географическая обособленность района, его общеэкономический уровень развития, характер природы, наличие и разнообразие туристских ресурсов, возможность и удобство их использования, уровень развития инфраструктуры, в том числе туристской, экономическая роль туризма для района (место туризма в пополнении местного бюджета, занятости населения, его мультипликативный эффект).
Заключение: таким образом, выход Кыргызской Республики на международную арену как самостоятельного государства создает благоприятные условия для развития туризма. В свою очередь туризм — один из важных путей интеграции Кыргызстана в мировое сообщество.
Литература:
1. Шубаева В. Г. Проблемы рынка туризма и специфика применения маркетинга //Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 4. СПб.: «Невский Фонд», 2002. -С.73–76.
2. Чичкина С. Крылья родины в пролете//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 2. — С.26–27.
3. Соловьев В. Н., Гаврильчук И. Н. Туризм- определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной сферы // Труды академии туризма: сб. науч. тр. Выпуск № 5. СПб.: «Невский Фонд», 2003.- С. 18–27.
4. Савельев В. Гулливеры и лилипуты. Российские и западные туроператоры выступают в разных весовых категориях//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004.- № 2. — С.14–15.
5. Морозов В. А. Проблемы развития туризма в российских регионах// Туристские фирмы. Выпуск № 32,- СПб.: «Невский Фонд», 2004. С.309–313.
6. Туризм в Кыргызстане 2009–2013гг
7. Туризм Кыргызстана сборник статей № 2/2006