В настоящее время, в процессе обучения, учащимися юридических вузов уделяется большое внимание к применению словообразовательных гнезд юридической терминологии в английском и узбекском языках. Современная литература располагает множеством работ, посвященных проблематике словообразовательных гнезд в английском и других языках. В этих работах в основном рассматриваются структурные и семантические аспекты словообразовательного гнезда слов, изучается вариативность структуры и семантики, развитие гнезда и т. д.
Распределение основ однокоренных слов по гнездам является одним из принципов классификации лексики. Основы слов различной этимологии, например, слова с английскими корнями, характеризуются спецификой словообразовательных структур; основы различных частей речи имеют свои, свойственные именно данной части речи, словообразовательные связи. Все эти факторы отражаются и на характеристике словообразовательных гнезд, так как она зависит от того, какова словообразовательная структура входящих в состав гнезда основ, какова словообразовательная потенция этих основ, т.е., являются ли они производящими при образовании других основ с тем же корнем, по каким моделям построены эти однокорневые основы. Можно предположить, что структура гнезд зависит от следующих характеристик его вершины: 1) принадлежность к определенной части речи; 2) принадлежность к определенной этимологической группе речи; 3) принадлежность к определенной семантической группе лексики. Структуру словообразовательного гнезда можно представить в виде графа, вершина которого – это производящая основа, а направления ребер соответствует четырем частям речи:
Исследование показало, что отношения между однокорневыми основами «crime» могут быть представлены следующим образом:
Проведенное исследование позволяет сделать следующее выводы:
Простая именная основа с разной степенью активности участвует в образовании основ разных частей речи: наиболее часто от нее образуются основы прилагательного, затем основы существительного, реже - основы наречий.
Среди проанализированных гнезд нет ни одного, первая ступень в котором была бы представлена только наречием (рис 4) или сочетанием наречия или глагола (рис 5), или наречия и прилагательного (рис 6), или наречия и существительного (рис 7).
Это объясняется тем, что от именной основы никогда не образуются только наречия «с принудительностью», что свидетельствует о том, что в языке есть образованные от данной основы производные других частей речи.
Основа глагола первой ступени производности наиболее активно становится производящей при образовании имен существительных по моделям v+er, v+ing. При этом была выявлена следующая зависимость: если от основы глагола можно образовать существительное по модели v+er со значением лица/предмета, то чаще всего от этой же основы можно образовать и существительное по модели v+ing, со значением процесса или результата действия. Например, to detain («задерживать») — detainer, detaining; to adhere («придерживаться») — adherer, adhering.
Рассмотрим производные в юридической терминологии узбекского языка. Простая именная основа с разной степенью активности участвует в образовании основ разных частей речи. Наиболее часто от нее образуются основы существительного и прилагательного, реже наречий. Соответственно, наибольшее распространение среди исследуемых гнезд имеют те гнезда, первая степень в которых представлена сочетанием глагола, существительного и прилагательного.
Пример:
Среди проанализированных гнезд нет ни одного первой степени, в котором производная была бы представлена только наречием или сочетанием глагола и прилагательного. Из этого мы можем сделать вывод, что в юридической терминологии английского языка, простая именная основа с разной степенью активности участвует в образовании основы прилагательного, глагола, существительного и наречий.
В узбекском языке наибольшее распространение среди исследуемых гнезд имеют те гнезда, первая степень в которых представлена сочетанием глагола, существительного и прилагательного. Существуют определенные правила, позволяющие на основании знания структуры и значения одной из производных основ предположить наличие образованных от той же основы других производных и определить их значения. Знание таких «принудительных» словообразовательных правил может быть полезным в практике изучения английского языка в колледжах и высших учебных заведениях.
Литература:
1. Шишкина А. С. Система отыменных гнезд современного английского языка: Автореф. дисс….филол.наук.-М.,1979,c 204. и т. д.
2. Андрюхина Т. В. Стилистические возможности сложного слова и способы их реализации в тексте: Дисс…канд.филол.наук.-М.,1987,229 c.
3. Дерди Э. Т. Словообразовательные и структурно- семантические характеристики английских юридических терминов. Автореф.дисс….канд.филол.наук.-Киев.1983.с 206
4. Сахнюк О. В. Семантико-функциональные связи слов общего словообразовательного гнезда в текст: Автореф.дисс…канд.филол.наук.-Киев.1984.с24.
5. Клеменцова Н. Н. Создание, восприятие и использование производного слова в тексте: Дисс…канд.филол.наук. М.,1986. с. 220