В статье рассматриваются сложности формирования гендерных представлений у подростков из неполных семей, представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.
Ключевые слова: гендер, гендерные представления, половая идентичность, полоролевое поведение, неполная семья.
The article deals with the complexity of the formation of gender representations in adolescents from single-parent families, the results of an experimental study of this issue.
Keywords: gender, gender representation, gender identity, sex-role behavior, incomplete family.
Разделение полоролевых функций мужчин и женщин претерпевает значительные изменения в современном обществе, происходит переоценка и смешение представлений о гендерных ролях. Рост семей с отсутствием одного из родителей ведет к осложнению процесса формирования половой идентичности, особенно в подростковом возрасте у детей из неполных семей происходит искажение полоролевых поведенческих реакций.
В психолого-педагогической литературе изучением содержания проблемы гендерных представлений у подростков занимались Ш. М. Берн, О. А. Воронина, Н. Н. Городнова, Н. В. Заиграева, Е. А. Здравомыслова, И. С. Клецина, И. С. Кон и др. Согласно утверждению Е. А. Здравомысловой, «гендер — это социально-биологическая характеристика, отражающая сущность, специфику и механизм формирования феминности и маскулинности в обществе» [4, 192], представление чего может отличаться в разных культурах и национальностях. Социолог Э. Гидденс объясняет данное понятие следующим образом: «это социально формируемые особенности женственности и мужественности, рассматривающиеся как соответствующие для мужчин и женщин в данном обществе» [3, 189]. С точки зрения О. А. Ворониной, понятие «гендер — сложный социокультурный процесс создания обществом различий в женских и мужских ролях, психологических характеристиках и моделях поведения» [8, 20], т. е. это результат встраивания личности в гендурную культуру конкретного общества. Анализ значений понятия «гендер», сделанный Т. Лауретис, позволил определить гендер как «представление отношений, показывающее принадлежность к определенной группе, классу, категории» [11, 136].
В психолого-педагогической литературе под данным понятием принято понимать социальный пол, характеризующий аспекты поведения мужчины и женщины, которые задаются обществом как некоторый социальный норматив.
Семья занимает одно из самых важных мест среди основных социализирующих факторов в формировании навыков полоролевого поведения. Увеличение числа разводов, рост внебрачной рождаемости относится к негативным тенденциям развития российской семьи, что приводит к возрастанию числа неполных семей с детьми до 18 лет, что является негативным фактором в формировании личности ребенка.
Значимой психологической проблемой, связанной с воспитанием подростка в неполной семье, является нарушение половой идентичности и полоролевого поведения. Психологи отмечают, что несформированность половой идентичности порождает глубокие изменения всей личности человека, у него может наблюдаться ощутимая потеря своего «Я» и нарушение всей системы отношений с другими людьми [7].
Отечественный психолог И. С. Кон отмечает, что «выросшие без отца дети имеют повышенный уровень тревожности и у них чаще наблюдается невротизация характера» [6, 27], это обусловлено отсутствием эмоционального и психологического благополучия, наличие которого возможно лишь в полной семье, одному из родителей компенсировать данное состояние достаточно сложно. Любовь отца позволяет научиться способам проявления любви мужчины к детям, к жене и к окружающим людям в обществе.
Роль отца в развитии мальчика особенно важна в контексте его полоролевого развития, благодаря чему ребенок осваивает особенности мужской психики, приобщается к мужской субкультуре, что уменьшает риск возникновения невротических проявлений у мальчиков и развития инфантилизма. Воспитание в материнской же семье может привести к развитию женских черт характера, либо, к развитию «компенсаторной мужественности», проявляющейся в критическом преувеличении мужского поведения [5, 92].
В развитии девочки важная роль отводится отцу, общение с которым позволяет сформировать у нее навыки и стратегии взаимодействия с противоположным полом, что влияет на ее становление как будущей женщины и непосредственно отражается на ее личной и семейной жизни. Девочки, воспитывающиеся овдовевшей матерью, либо матерью-одиночкой, характеризуются повышенной закомплексованностью, внутренней и внешней зажатостью, скованностью, они часто считают себя непривлекательными [2, 105].
В данной работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения особенностей гендерных представлений у подростков из неполных семей. Экспериментальное исследование были проведено на базе МБОУ Д-Константиновская СОШ, в котором приняли участие 20 учащихся (10 девочек и 10 мальчиков) из неполных семей 7–8 классов.
Для определения психологического пола и степени маскулинности, фемининности, андрогинности личности мы использовали методику «Исследования маскулинности-фемининности личности» (С. Бэм) [1]. Мы выявили, что для 2 мальчиков (10 %) из неполных семей характерна маскулинность, что свидетельствует о сформированности у них физических качеств, поведенческих особенностей, норм морали, присущих мужчине, но и у 5 девочек (25 %) ярко выражена маскулинность, для них характерно стремление к лидерству, эгоистичность, подозрительность, они болезненно реагируют на неудачи.; андрогинность — 3 девочки и 2 мальчика (25 %), у данной категории детей гармонично представлены и взаимодополняют черты маскулинного и фемининного типа; фемининность — 2 девочки (10 %), у них доминируют черты, присущие женщинам, как уступчивость, нежность, сердечность, способность к сопереживанию, застенчивость, а также для 6 мальчиков (30 %) из неполных материнских семей характерен фемининный тип личности. Из-за отсутствия мужского воспитания у этих подростков наблюдается развитие женских черт характера, таких, как заботливость, чуткость, словесная агрессивность, также эти мальчики предпочитают игры и занятия свойственные девочкам.
Использование методики «Нормы поведения мужчины и женщины» О. Г. Лопуховой (модификация теста С. Фаррел) позволило нам определить уровень гендерной идентификации подростков из неполных семей [9]. Мы выявили, что низкий уровень данного показателя характерен для 6 мальчиков и 5 девочек (55 %), это говорит о недостаточно четком восприятии подростками своего пола; средний уровень — 4 мальчика и 5 девочек (45 %), среди мужских качеств на первое место они ставят агрессивность и вспыльчивость, среди женских — надежность, терпимость; высокий уровень гендерной идентификации не свойственен никому из подростков из неполных семей.
Для изучения гендерных установок у подростков из неполных семей мы использовали методику «Рисунок мужчины и женщины» (Н. М.Романова) [10]. Мы выявили, что для 6 девочек и 2 мальчиков (40 %) характерна изоляционная гендерная установка, у этих ребят наблюдаются депрессии и резкое снижение настроения; независимая и индифферентная гендерные установки — 4 мальчика и 2 девочки (30 %), у данных детей выражена неуверенность в себе, робость, эгоцентризм, тревожность; гендерная установка притяжение — у 2 мальчиков и 2 девочек (20 %), что характеризуется эмоциональной притягательностью для подростков лиц противоположного пола; агрессивная гендерная установка — 2 мальчика (10 %), это свидетельствует о враждебности и агрессивности подростков к противоположному полу.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что психолого-педагогического сопровождения неполной семьи и ребенка в ней в основе своей должно быть ориентировано на формирование гендерных представлений и установок, половой идентичности и несформированности навыков полоролевого поведения, данной проблеме необходимо уделить особое внимание при достижении ребенком подросткового возраста.
Литература:
1. Бем, С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства. — М.: Российская политическая академия, 2004. — 336 с.
2. Берн, Ш. Гендарная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 320 с.
3. Гидденс, Э. Социология. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.
4. Здравомыслова, О. М. Общество сквозь призму гендерных представлений. — М.: МЦГИ, 2009. — 192 с.
5. Клецина, И. С. Гендерная социализация [Текст] / И. С. Клецина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 92 с.
6. Кон, И. С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с.
7. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 158 с.
8. Павленко, Т. П. Некоторые теоретические аспекты гендерной социализации подростков в норме и при нарушениях психического развития // Дефектология. — 2010. — № 6. — С. 20–29
9. Столяренко, Л. Д. Психологический практикум. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 704 с.
10. Цыганкова, Г. П. Психология гендерного воспитания в высшем колледже. — Минск: МГРВК, 2009. — 76с.
11. Шухова, Н. А. Гендерная психология. — М.: Речь, 2010. — 272с.