В статье излагаются проблемы стандартизации процедуры дидактического тестирования. Предлагаются варианты стандартизации процедуры тестирования.
Ключевые слова: стандартизация процедуры, респондент, тестовое испытание, тест-опроса, контролирующе-тестирующая программа.
Необходимость получения объективной картины дидактического процесса требует стандартизации процедуры тестирования. Это обеспечивает воспроизводимость и сопоставимость результатов, уменьшит влияние различных факторов на результаты тестирования, обнаружить и исследовать индивидуальные особенности респондентов, а также разработать методики количественной оценки эффективности тестового контроля, что приобретает особенно важное значение в связи с предстоящим введением государственных стандартов образования.
Следует отметить, что несмотря на общность большинства признаков, процедуры традиционного и компьютерного тестирования существенно различаются. Требование объективности результатов тестовых испытаний накладывает определенные ограничения на процедуры тестирования. В практике дидактического тестирования наиболее часто используется один из следующих вариантов контрольных мероприятий:
а) «автоматический», когда обучаемый выполняет тестовое задание в непосредственном диалоге с компьютером, результаты сразу переносятся в блок обработки;
б) «полуавтоматический», когда задания выполняются письменно, а ответы со специального бланка вводятся в память компьютера;
с) «автоматизированный», когда задания выполняются письменно, решения проверяются преподавателем, а в память компьютера вводятся результаты проверок (обычно, это наблюдается при нехватке компьютерного оборудования или низкой квалификации сотрудников).
д) «бланковый (ручной)", когда задания выдаются в письменном виде, результаты выполнения заданий отмечают на специальных бланках и обрабатываются вручную.
На наш взгляд процедура тестирования должна включать в себе следующие этапы:
— преподаватель знакомит студентов с правилами работы с компьютером, порядком проведения тест-опроса, условиями и критериями оценок знаний; перечисляет основные понятия, законы, закономерности химических явлений, объясняет решение типовых задач, составляет уравнения реакций и т. п., т. е. обращает внимание студентов на опорные знания, диагностируемые данным предметным дидактическим тестом.
— оператор (или сам преподаватель) демонстрирует студентам порядок работы с контролирующе-тестирующей программой, отмечает ее особенности, отвечает на вопросы тестируемых.
— преподаватель устанавливает очередность (по журналу, по результатам лабораторно-практических занятий, по желанию студентов и т. п.) и порядок прохождения, а также количество студентов, одновременно допускаемых к тест-контролю. Качества решения организационных вопросов обуславливается технической оснащенностью, количеством посадочных мест, подготовленностью технического персонала отдела тестирования и сроками проведения тест-опроса (промежуточный или итоговый контроль).
— оператор (или преподаватель) загружает в ОЗУ компьютера требуемую контролирующе-тестирующую программу, приглашает обследуемого к персональному компьютеру, знакомит с инструкцией работы, вводит номер варианта и уступает место обследуемому. При работе в дисплейных классах индивидуальные варианты посылаются на рабочее место обследуемых из головного компьютера преподавателем.
— весь цикл тест-опроса проводит сам обследуемый, без посторонней помощи (возможен «ПОМОЩЬ — Help» от программы) и подсказок. После окончания тест — опроса результаты, как правило, выдаются на экран дисплея и записываются в «винчестер» головной машины.
— регистрация хода тестирования проводится согласно алгоритмам, заложенным в тестирующей программе.
— обработка и выдача результатов тестирования проводятся согласно «Положения о тест-контроле», которое разрабатывается и утверждается научно-методическим советом учебного заведения.
Литература:
1. Кабардин О. Ф., Земляков А. Н. Тестирование знаний и умений учащихся. // Педагогика. — 1991. — N % 12. — С. 27–33.
2. Михайлычев Е. А., Норов Ш. К. Дидактические тесты в системе многоэтапного контроля знаний студентов: — Бухара, 1993. — 36 с.
3. Фарберман Б. Л. Методика разработки и применения педагогических тестов. — Т.: РУМЦ, 1995. — 116 с.