Проблемы воспитания нового поколения и его становление неразрывно связаны с формированием иерархической системы ценностей, мировоззрения и культуры. Сознательное овладение студентами ценностными ориентациями обеспечивается реализацией совокупности аксиологических принципов, а выявление и активизация ценностных приоритетов в системе целенаправленного развития взаимоотношений внутреннего мира студентов с внешней средой создает базу для разработки и использования соответствующих рычагов влияния на формирование у них прогнозируемых качественных характеристик [1]. Особенностью учебно-воспитательного процесса является то, что студенты и курсанты должны получить не только качественные профессиональные знания, но и выработать ценностные ориентиры, которые свидетельствуют их профессионально-творческое развитие в будущей профессиональной деятельности. Они также должны приобрести такие важные компоненты профессиональной подготовки как ценностный, собственный, профессионально-социальный, экологический и др.
Повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов службы спасения в значительной степени зависит от степени овладения и усвоения ими ценностных ориентаций, формирование профессионально-ценностных убеждений, основанных на аксиологическом подходе.
Воспитательная работа с курсантами и студентами в высшем учебном заведении предполагает не только формирование профессиональных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности, но и выработка активной гражданской позиции. Значительное внимание уделяется воспитанию нравственных качеств и раскрытию творческих возможностей будущего специалиста. Поэтому в воспитании будущих специалистов службы спасения важно гуманистический подход, а результаты воспитания на основе данного подхода предусматривают собственный рост, самоактуализацию, саморазвитие будущего специалиста. Только тогда он сможет успешно решать различные проблемы, лучше понимать себя и других, умнее строить межличностные отношения и полностью отдавать себя выбранной профессии.
Совершенствование системы и структуры оперативно-спасательной службы спасения требует от ее работников сознательной мотивации в исполнении служебного долга: «аморальный человек не может, рискуя собственной жизнью, оказывать помощь пострадавшим, преодолевать смертельную опасность. Останавливать огненную стихию, спасать жизни и здоровья пострадавших могут только люди исключительного мужества, надежного служебного профессионализма, высоких моральных качеств» [4, с.4]. Мораль является продуктом общественного развития, она возникла в начале развития общества и развивается как способ регулирования межличностных отношений. Определяющую роль в возникновении морали сыграла трудовая деятельность людей.
Специалисты службы спасения, которые выполняют свой профессиональный долг, чья моральная устойчивость и последовательность основываются на внутренних убеждениях, не поддаются случайным воздействиям, настроениям, страстям и эмоциям, тем более, конъюнктурным соображениям.
Воспитание гражданской культуры личности особенно актуально в переходном обществе, где закладываются основы демократической ментальности, у граждан трансформируются ценности, понятия о правах и обязанностях человека, воспитывается способность к критическому мышлению, умению отстаивать свои права, интересы, убеждения, осознавать свои обязанности и проявлять терпимость к взглядам других людей, руководствоваться в проявлении социальной активности демократическими принципами [2, с.3].
Современное общество стремится сформировать таких граждан, благодаря которым Украина займет достойное место в мировом сообществе: «решать эти проблемы может внешний вертикальный и внутренний горизонтальный уровни способом комплексности целей, решают проблемы гражданского воспитания, потому что цель — это программный, плановый результат любой деятельности» [7, с.79].
Задачами, направленными на развитие гражданской личности являются:
- развитие личностно-умственного отношения учащихся к гражданскому воспитанию;
- развитие ценностного отношения учащихся к окружающей среде;
- развития в учащейся молодежи интеллектуальной культуры;
- развитие в курсантов и студентов аналитического отношения к процессам, которые происходят в гражданском обществе;
- развитие в учащихся культуры самоуправления;
- развитие коммуникативной культуры курсантов и студентов;
- развитие гражданских чувств, гражданственности.
Под интеграцией в процессе формирования гражданственности понимают «систему действий, которая основывается на единых целях и задачах в отношении гражданского воспитания, имеет методологическое, методическое и программное обеспечение и предусматривает взаимодействие всех социальных институтов, входящих в общей функциональной системы воспитания» [7, с.71]. Это позволяет трактовать гражданское воспитание как процесс интеграции практически всех направлений воспитания: правового, морального, этического, трудового, эстетического, физического, экономического, политического, экологического, умственного, патриотического, поликультурного воспитания и так далее.
Нами выявлена специфика гражданского воспитания по следующим характеристикам: наличие цели гражданского воспитания соединенная с осознанием и деятельностью человека и общества в целом; цель гражданского воспитания не ограничивается формированием гражданского отношения: конечный его результат связан с формированием личности, которая является творческой, интеллектуальной и социально ценной; гражданское воспитание является системным; механизм гражданского воспитания может быть определен как передача опыта и навыков, которое приобрело общество, причем результативность этого процесса обусловлена всей совокупностью социальных качеств личности и общества; гражданское воспитание связано с другими аспектами развития общества, в частности кризиса, социальной неустроенности людей, болезни, отсутствием гарантированных основных прав человека которые препятствуют непрерывности процесса гражданского воспитания; гражданское воспитание предполагает не только освоение правил, гражданских норм, гражданских знаний, но и гражданскую деятельность человека, его участие в процессе преобразования действительности.
Связь моральных норм с реальной практикой человеческой жизни следует также и из того обстоятельства, что нормой называется, кроме соответствующего элемента сознания, еще и просто определенный средний случай или показатель, устоявшаяся черта того или иного объективного массового явления или процесса. Нередко случается так, что проблема какой-то нормы обостряется в моральном сознании именно тогда, когда данная норма теряет свои позиции в реальной человеческой жизни, то есть перестает быть для него «нормой», — что, кстати, совсем еще не свидетельствует о ее сугубо моральную необоснованность. Категория долга как раз и фиксируется приобретением общих представлений о нужной формы конкретного требования, обращенной к человеческому субъекту в соответствии с его положением и ситуации, в которой он находится в данный момент. Другими словами, она обозначает такое моральное осознание, при котором осуществление последнего предстает перед лицом как ее практическое задание [5].
Если категория долга свидетельствует, как мы видели, о представлении должной формы конкретного практического задания определенного человеческого субъекта, то категория ответственности, в свою очередь, характеризует упомянутого субъекта с точки зрения выполнения им этой задачи, это требование обязательного долга. Насколько человек выполняет свою обязанность или в какой мере он виноват в его невыполнении — это и есть вопрос о ее моральной ответственности. Категория ответственности тесно связана с представлением о свободе человека. Совершенно очевидно, что, не имея свободы, человеческая личность не была бы в состоянии отвечать за свои поступки: они сделались бы или как выражение чужой воли, проводником и инструментом которой оказалась данное лицо, или как результат слепого случая, проявление равнодушной игры природных сил.
Воспитание профессионального долга будущих специалистов службы спасения проходит несколько уровней, каждый из которых характеризуется формированием соответствующего поведения, умениями и навыками. Динамику изменений в уровнях развития профессионального долга будущих специалистов службы спасения можно представить как последовательный переход от одной стадии к другой, каждая из которых характеризуется определенной завершенностью этапа, качественными особенностями структурных показателей. Рассмотрим подробнее да важные аспекты.
Перечень моральных качеств идеального специалиста службы спасения охватывает такие понятия, как преданность долгу, мужество, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, честь и достоинство, интеллигентность, гуманизм и многие другие. Данные моральные качества сочетают общечеловеческие нравственные принципы личности с военными и узкопрофессиональными профессиональными характеристиками. Однако все они между собой и характеризуются постановкой необычных задач, возложением непривычных обязанностей и поручений, приучением самостоятельно, без подсказок и предыдущего отработки, находить совершенно новые решения. Элементы опасности и риска, требующие смелости, решительности, стойкости перед ответственностью развивают такие качества, как устойчивость, выносливость, мужество (необходимы, в частности, и для жизнедеятельности при чрезвычайных обстоятельствах — землетрясениях, наводнениях, пожарах и т. д.) [6]. Развитие уверенности в себе, своих коллегах, в успехе способствует воспитанию позитивного отношения к профессиональному долгу.
Для эффективной деятельности необходимо осознанное отношение специалиста к собственному труду. Оно заключается в осмыслении им предмета профессии, ее задач, действий, результатов, межличностных отношений. Устойчивые системы отношений образуют профессиональный менталитет и определяют профессиональные позиции. Основная форма внутренней мотивации — стремление человека чувствовать свою сопричастность к социуму. Удовлетворенность человека результатами труда может усиливаться, если она вызвана не только индивидуальным достижением, но и участием в совместной работе, разделенная и поддержанная другими людьми [3].
Противоречия в профессиональной деятельности могут быть внешними, когда деятельность специалиста не удовлетворяет социальные ожидания, и внутренними, когда деятельность специалиста удовлетворяет социальные ожидания, но не является значимой в сознании самого специалиста. В том и другом случае противоречия могут быть разрешены посредством творческого подхода в профессиональной деятельности.
Таким образом, на воспитание профессионального долга будущего специалиста службы спасения влияют как внутренние, так и внешние условия. В то же время чрезвычайно важную роль в формировании личности играет организация воспитательного процесса. Формированию профессионального долга способствуют также рост сознания восприятия, воспитания мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания.
Литература:
1. Глухова Г. Г. Формування основ екологічної культури випускників вищих технічних закладів на засадах аксіології // Зб. наук. праць. Педагогічні науки. — Херсон: Вид-во ХДУ, 2006. — Вип.43. — С.240–246.
2. Дерев’янко Н. П. Теоретичні засади формування громадянської культури учнів загальноосвітньої школи: автореф. дис. на здоб. наук. ступ.канд. пед. наук спец. 13.00.01 — “Загальна педагогіка та історія педагогіки” / Н. П. Дерев’янко. — Луганськ, 2004. — 31с.
3. Коновалова И. В. Факторы эффективности профессиональной деятельности // Акмеология. — 2007. –№ 2. — С. 86–93.
4. Лаврецький Р. Проблема цінності життя рятувальника при виконанні службового обов’язку / Р. Лаврецький // Особистість в екстремальних умовах. Матеріали науково-практичного семінару 29 лютого 2008 р. — Львів: ЛДУ БЖД, 2008. — С. 37–40.
5. Малахов В. А. Етика: Курс лекцій: Навч. посібник. — 4-те вид. — К.: Либідь, 2002. — 384 с.
6. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для вузов / А. М. Столяренко. –– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. –– 607 с.
7. Чернуха Н. М. Інтеграція виховних соціальних впливів суспільства у формуванні громадянськості учнівської молоді: автореф. дис. на здоб. наук. ступ.доктора. пед. наук спец. 13.00.05 / Чернуха Надія Миколаївна. — Луганськ, 2007. — 175с.