Актуальные проблемы совершенствования выносливости игроков в настольном теннисе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 26.01.2015

Статья просмотрена: 1608 раз

Библиографическое описание:

Демчук, Е. Е. Актуальные проблемы совершенствования выносливости игроков в настольном теннисе / Е. Е. Демчук, В. И. Никифоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 866-868. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15183/ (дата обращения: 15.11.2024).

Выносливость — важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Как показывают результаты современных научных исследований, в большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения — сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.

Выносливость — это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Актуальность данной темы высока, так как выносливость напрямую связана со здоровьем, физическим развитием, трудовой деятельностью.

Настольный теннис относится к группе видов спорта, которые активизируют сердечнососудистую систему. Игроки испытывают большие нагрузки во время тренировок и соревнований. По данным исследований японских ученых, во время игры в настольный теннис расходуется больше энергии, чем, например, при игре в баскетбол. Поэтому одним из важнейших критериев в настольном теннисе является физическая выносливость спортсмена. Достижение высоких результатов для занимающихся настольным теннисом, зависит от всестороннего физического развития, которое осуществляется в круглогодичном учебном цикле и направлено на последовательное приспособление организма к интенсивным нагрузкам и совершенствование морально-волевых качеств спортсмена.

Для всестороннего физического развития теннисиста используются общеразвивающие упражнения, специальные упражнения и дополнительные виды спорта: лёгкая атлетика (бег на короткие дистанции, старты, прыжки), футбол, баскетбол, гимнастика. Все эти физические упражнения включаются в занятия, в подготовительную его часть, с учётом состояния здоровья, индивидуальных качеств и состояния физической и спортивно-технической подготовленности на данный период.

Характер упражнений, которые рекомендуются для развития «общей» выносливости, это продолжительные, относительно равномерные и непредельные нагрузки, которые не характерны для игровой деятельности в настольном теннисе. Пренебрегать такими упражнениями нельзя, потому, что «общая» выносливость строится, в основном на совершенствовании дыхательных возможностей за счет кислорода из воздуха.

Поднять уровень выносливости в настольном теннисе, где часто розыгрыш очка так стремителен, что кислородно-дыхательные процессы просто не успевают включиться и нужно надеяться только на внутренние резервы организма, необходимо сначала создать «аэробную» базу. Совершенствование, бескислородных возможностей идет в двух направлениях. Как и при воспитании общей выносливости, одинаково важны все пять характеристик: продолжительность упражнения, его интенсивность, продолжительность отдыха, характер отдыха, число повторений.

Характеристики анаэробной выносливости 1-го и 2-го направлений представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

1-е направление воспитания анаэробной выносливости («совершенствование гликолитического механизма»)

Интенсивность работы

Продолжительность упражнений

Интервалы отдыха

Характер отдыха

Число повторений

90–95 % от предельной (близкая к предельной)

От 20 сек. до 2 мин. (увеличивается постепенно)

Между 1-м и 2-м повторениями -5–8 мин., между 2–3 повторениями — 3–4 мин., между 3-м и 4-м повторениями — 2–3 мин., между сериями — 15–20 мин.

Заполнять другими видами работы не следует, но не абсолютный покой

3–4 — в серию, 2–3 серии (для неподготовленных спортсменов), 4–6 серий (для хорошо тренированных)

 

Таблица 2

2-е направление воспитания анаэробной выносливости («совершенствование креатинфосфатного механизма»)

Интенсивность работы

Продолжительность упражнений

Интервалы отдыха

Характер отдыха

Число повторений

Близка к предельной

6–8 секунд

2–3 мин. между повторениями, 7–10 мин. — между сериями

Между сериями — малоинтенсивная работа

4–5 повторений — в серию, число серий — по подготовленности спортсменов

 

На первом этапе тренировки в подготовительном периоде несколько занятий подряд следует уделить внимание одному из направлений воспитания выносливости. При этом очередность выполнения тренировочных заданий такая: воспитание общей (аэробной) выносливости — 1-е направление воспитания анаэробной выносливости — 2-е направление воспитания анаэробной выносливости. Такой же очередности нужно придерживаться и тогда, когда по мере роста тренированности все эти формы воспитания выносливости включаются в один общий тренировочный цикл занятий.

Когда же по мере дальнейшего привыкания к нагрузкам все эти три разновидности тренировки станут включаться в одно занятие, последовательность рекомендуется обратная: 2-е направление воспитания анаэробной выносливости — 1-е направление воспитания анаэробной выносливости — работа над общей выносливостью.

Следует помнить, что для достижения результатов в физическом развитии необходимо постепенное повышение объёма и интенсивности упражнений.

Особое значение для игрока в настольный теннис имеют общеразвивающие и специальные физические упражнения. Ими надо заниматься систематически. Только многократное повторение специальных упражнений (имитационные упражнения, упражнения на велоколесе, упражнения с отягощениями, жгутами, БКМ и т. д.) даёт положительный результат в процессе обучения теннисиста.

Выносливость — способность организма человека преодолевать наступающее утомление. Характеризуется оно временем выполнения работы определённой интенсивности. По характеру различают эмоциональное, сенсорное (чувствительное), умственное, физическое утомление. Физическое утомление проявляется в разной работе, и соответственно, различают силовую, скоростную, общую (глобальную) выносливость, при которой в работе участвуют 2/3 всех мышц, и местную (локальную). Выносливость определяется свойствами ЦНС и процессами, происходящими в ней при мышечной деятельности, прежде всего энергетическим обменом. Мерилом развития выносливости обычно служит длительный бег.

В каждом соревновании нагрузка имеет свои особенности. Она бывает продолжительной или кратковременной, но всегда очень интенсивной. Это зависит от года обучения игре в настольный теннис, уровня спортивно-технической подготовленности, веса, пола и т. д. В среднем каждая встреча длится от 15 до 30 минут, а количество таких встреч может доходить от шести до восьми в день, в течение нескольких игровых дней.

Значение выносливости в настольном теннисе очень велико. Часто игроки, владеющие хорошей техникой и недостаточной выносливостью, блестяще выигрывали первые партии, а во второй половине встречи теряли точность удара и скорость, у них ослабевало внимание, нарушалось нормальное дыхание, увеличивалась потливость. Чем лучше развита выносливость, чем выше ее уровень, тем позже начинается общее утомление, позже появляется фаза некомпенсированного утомления, успешнее будет происходить борьба организма с утомлением, продолжительнее может быть сама работа.

 

Литература:

 

1.         Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса. Учебник для студентов высших учебных заведений / Г. В. Барчукова, В. М. Богушас, О.В, Матыцин; под ред. Г. В. Барчуковой — М.:Издатльский центр «Академия», 2006.

2.         Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ.культуры. — М.: Физкультура и спорт. — 1991.

3.         Матыцин О. В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.– М.: изд. «Теория и практика физической культуры», 2001.

4.         Ую Чжунхуэй, Чжуан Узефу и др. Настольный теннис. Физкультура и спорт, М., 1987.

Основные термины (генерируются автоматически): настольный теннис, анаэробная выносливость, выносливость, упражнение, характер отдыха, число повторений, всестороннее физическое развитие, общая выносливость, спортивно-техническая подготовленность, физическое развитие.


Задать вопрос