Большинство ученых оперируют обычно лишь сравнительно — этнографическими данными, сопоставляя системы родства различных народов. Им же доказано, что особенности систем родства обусловливаются характером о общественных (в частности, семейно-брачных) отношений /О. Х. Риверс; Г.Томсон; М. В. Крюков /Отмечая приоритет классификационных систем родства турано-ганованского типа, ряд исследователей выделяет, что даже древнейшая китайская система родства и характеризуется турано-гановансккими чертами и соответствует при этом родовому обществу с экзогамией в форме так называемого кросс-кузенного брака. Данные многочисленных источников показывают, что в Китае не существовало девяти ступеней родства: это, четыре восходящих и четыре нисходящих поколения, внутри каждого из которых все родственники «считаются братьями» как в малайской системе. Терминология систем родства вышеупомянутой эпохи включает не девять, а лишь пять ступеней: его, два восходящих и два нисходящих поколения турано-ганованского типа [1].
Другие исследователи лексики японского и тюркского языков, связанной с терминами родства, прямо указывая на генетическую связь Японско-монгольско-тунгусо-маньчжурских языковых форм, обнаруживают подобную связь форм в подавляющем большинстве тюркских языков таких, как алтайском, Барабинском, казанско-татарском, казахском, киргизском, крымско-татарском, османском, старо кыпчакском, татарском, турецком, азербайджанском, трака иском диалекте караимского языка, кумандинском, туба Кижи, туркменском, узбекском, башкирском, казахском, каракалпакском. Всё это свидетельствует о тесной генетической связи словоформ терминов родства в данных языках, т. е. японского, тюркских и монгольских [2].
Среди языков алтайской семьи тюркские языки по территории распространения и числу говорящих на них занимаю, первое место. Почти все носители тюркских языков /кроме чувашского и якутского/ понимают друг друга на всей территории их распространения от Восточной Европы и Кавказа до Средней и Центральной Азии и Сибири.
В составе обширной алтайской семьи языков вместе с тунгусо-маньчжурскими и монгольскими языками входят такте корейский и японский языки [3].
Все тюркские языки образуют группу близкородственных языков, характеризующуюся общими генетическими и типологическими чертами. Общее происхождение тюркских языков выражено в чрезвычайной близости их грамматического строя и словарного состава. Все современные тюркские языки и народностей восходят как целая рост венная группа, языков соответственно к более древним языкам племён и родов процесса развития языков в различных родоплеменных союзах и общностях которые оставили специфичные для них следы отпечатки, и создали характерные для каждого языка различия [3].
Среди тюркских языков содружеств независимых государств определённое место занимает узбекский язык. Если взглянуть на весь исторический путь развития Узбекского языка, то он, как и сейчас контактировал с другими языками. Эти контакты получили отражение в лексике узбекского языка и его диалектов в виде различных заимствований арабо-иранских, русских, монгольских и родственных тюркских языков [4].
В предлагаемой читателям статье втор пытается преподнести некоторые свои соображения по поводу образования терминологии родства узбеков. Материал исследования подбирался путем сплошной выборки " и справочной научно-популярной и художественной литературы. Предварительно была просмотрена определенная литература по исследуемой тематике. В результате были подведены некаторы заключения автора в виде нижеследующего.
В историко-этнографическом плане система родства и свойства узбеков не была изучена в монографическом плане. Предлагаемая работа представляет собой попытку в какой-то мере восполнить этот пробел и ставит задачу дать общую характеристику принципов построения системы родства узбеков, определить её отношение к системам родства других народов алтайской семьи языков и объяснить происхождение некоторых особенностей этой системы.
Во-первых представим себе «генеалогическое дерево «терминов родства узбеков по пяти ступенчатой турано-ганованской системе, который является классическим примером среди всех систем родства
II.!Бобо («Дедушка»), Момо /«бабушка»/
I.!Ота («отец»), Она/ «Мать»/
0!/Братья /…ака-ука эго опа-сингил /сестры/
I.!Угил («сын») Киз /«дочь»/
II.! набира ўғил («внук») Набира қиз /»внучка»/
Данная схема представляет картину деления системы родства по прямой линии, т. е. ближайших кровных родственников, именуемого лица. Но кроме этих понятий узбеков существуют и другие именования лиц по линии отца, матери, братьев и сестер в отдельности.
Так, например, родителей отца и матери называют «ота-бобо» /«предки»/; термином «ака» означают и старшего брата, и младшего брата отца или матери, но старше говорящего и вообще родственника или даже односельчанина старше говорящего, но моложе его родителей.
Главную особенность турано-ганованских систем составляет слитность прямой и боковой линий родства при разграничении отцовской и материнской линий, а также потомства представителей противоположного пола в нисходящих поколениях. Как правило, термины свойства/для обозначения родни мужа или жены/ перекрыты терминами родства [5]. Отличительная особенность описательных систем четкое выделение прямой линии родства, обозначение особыми терминами каждого из родителей, сыновей и дочерей, внуков и внучек, объединение между собой боковых линий родства и наличие терминов для дядьев и тёток, племянников и племянниц, а вряде случаев-кузенов и кузин. Кроме того у каракалпаков имеются наименования лиц со стороны сватов.
Дополнительно к вышеприведённой схеме можно упомянуть родственников ЭГО: «ака»-старший брат, «ука» — младший брат, «опа» — старшая сестра»,сингил» — младший сестра говорящего мужского пола. Те же свойства терминов родства имеются у говорящей женского пола, кроме последнего термина «сингил», обозначающего младшую сестру говорящей.
Подобную систему родства по прямой линии можно встретить в системах родства других тюркояэычных народов. Так, у узбеков мы встречаем «ота», «она», «кариндош». Те же самые термины имеются и у башкир: «опа», «агай», «ата», «кыз», «ул», и у казахов, и у татар, и у других близкородственных народов можно найти эти же термины родства по прямой линии [6].
Это говорит о взаимодействии и взаимовлиянии близкородственных тюркских языков во все времена их истории развития. Поэтому сравнительно изучение терминов в системах родства узбеков и других народов, принадлежащих одной с ними языковой семье доказывает, что специфические особенности тюркских систем образовались в глубочайшей древности, по-видимому, в до тюркскую эпоху. Это видно по разделение поколений ЭГО на старшую и младшею половины, сопровождающееся смещением каждой из них со смежными поколениями, что привело в последствии к так называемому скользящему счету поколений.
Литература:
1. А. М. Крюков. Древнекитайская система родства в вопрос о приоритете систем турано-ганованского типа. Москва-1964 г.
2. Э. Г. Азарбаев. Лексика японского и тюркских языков, связанной с терминами родства. /Советская тюркология. 1986 г. № 6 ст. 59–63.
3. Н. А. Баскаков, А. Н. Баскаков. Современные кыпчакские языки. Нукус, 1987. ст. 6,12–15,
4. А. У.Доспанов. К вопросу контактов близкородственных тюркских языков. Вестник Академии Наук Республики Узбекистан. Ташкент-1991 г. № 5. ст. 98–100.
5. Н. В. Бекбулатов. Башкирская система родства. Москва-1981 г. ст.7,184.
6. Дж. Б. Буранов. «Сравнительная типология тюркиских народов». Ташкент -1995. ст. 27–30.