Содержание патриотического воспитания в деятельности классного наставника отечественной гимназии в начале ХХ в. (на материале Казанского учебного округа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 26.01.2015

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Ичетовкина, Н. М. Содержание патриотического воспитания в деятельности классного наставника отечественной гимназии в начале ХХ в. (на материале Казанского учебного округа) / Н. М. Ичетовкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 774-777. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15214/ (дата обращения: 16.11.2024).

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, определили трансформацию ценностей в сознании подрастающего поколения. В этих условиях особенно остро возникает необходимость совершенствования процесса патриотического воспитания в деятельности современного классного руководителя.

В связи с этим закономерно обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии. В результате анализа теоретических трудов, периодических изданий и архивных материалов начала ХХ в., отражающих различные аспекты деятельности классных наставников в гимназиях Казанского учебного округа, мы определили содержание патриотического воспитания: знания и факты, эмоционально-чувственный компонент, участие в социально-значимой деятельности.

Больший интерес представляет для нас период начала ХХ века, когда общественно-политическая и военная ситуация в стране была насыщена примерами патриотического содержания. В источниковых материалах этого периода зафиксировано три масштабных события, существенно повлиявших на содержание воспитательной деятельности классных наставников, — празднование столетия Отечественной войны в 1912 году, трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году и I Мировая война, начавшаяся в 1914 году. Победа России в Отечественной войне в 1812 году отражала военную и экономическую мощь государства, талант полководцев, героизм народа. А юбилей правящей династии Романовых свидетельствовал о стабильности монархии, богоизбранности царской фамилии.

Активизации познавательного интереса к происходящим событиям способствовали воспитательные мероприятия, праздничные богослужения в гимназических церквях, религиозно-нравственные беседы с классными наставниками, написание сочинений на исторические темы. В гимназические библиотеки приобретались подарочные альбомы, книги, картины. Известно, что воспитанники некоторых гимназий получали юбилейные издания «Отечественная война», «Александр I», «Сто лет назад», «Двенадцатый год на Руси». В I казанской гимназии была изготовлена настенная таблица «Родословие российского царствующего Дома», которая украшала гимназические стены и использовалась в качестве наглядного пособия по изучению истории России, династии Романовых в частности [1, л.14].

Воспитательная система отечественной гимназии чутко реагировала на социально-политические события, происходившие в стране и регионах. Наиболее значимым событием начала ХХ столетия явилось участие Российской империи в I Мировой войне, определившее перемены в деятельности всей гимназии и классных наставников в особенности. В сложный военный период необходимо было воспитывать граждан-патриотов, приверженцев монархии, формировать у детей чувство сопричастности к общегосударственному делу разгрома врага. Данные чувства, качества формировали классные наставники как координаторы воспитательной системы отдельного класса и гимназии в целом.

Интерес к истории, обычаям и традициям народов проявлялся через беседы классных наставников с воспитанниками на исторические, военные темы. Классные наставники рассказывали о территории, охваченной военными действиями, о положении детей и школы там. Воспитанникам гимназий сообщалось также о подвигах людей, отстаивающих Родину в тылу, о труде государственных деятелей, телеграфистов, сестер милосердия, крестьян; приводились примеры великодушия русского солдата, приведшего раненого пленника-немца и отдавшего ему свою порцию; военных, спасающих немецких детей. Данные факты позволяли детям испытывать чувства гордости и патриотизма. Конечно, гимназисты получали информацию из газет, от родителей, от знакомых, но все-таки общую картину формировала школа, главным образом классные наставники. Таким образом, эмоционально-чувственный компонент наполнялся характеристиками военных событий, примерами героизма и доблести русских солдат, организацией и проведением воспитательных мероприятий.

Важным фактором, определившим содержание патриотического воспитания гимназистов, являлась национальная идея, идея славянского братства, которая прослеживалась преимущественно в содержании воспитательных мероприятий — репертуар гимназического хора обязательно содержал гимн «Гей, славяне», «Вспомним, братцы, россов славу», «Боже, Царя храни» [2, л.2]. Промонархический характер содержания номеров свидетельствовал о воспитании в учениках приверженности государственному устройству, русскому народу. Классные наставники использовали патриотический потенциал национальной литературы, знакомили воспитанников с географией, историей, обычаями и традициями предков и современников, формируя таким образом национальное самосознание, уважение к прошлому и настоящему Родины.

Самым содержательным компонентом патриотического воспитания гимназистов явилось их участие в социально-значимой деятельности, которая реализовывалась в устройстве мероприятий — патриотических концертов, спектаклей, чтений; благотворительных вечеров, сборов, изготовления воспитанниками вещей, подарков для отправки солдатам. Так, из протокола заседаний педагогического совета Глазовской мужской гимназии мы узнаем об организации благотворительного спектакля «с целью развития патриотизма у детей, а также сбора средств для пособий детям героев и жертв I Мировой войны» [3, л.6]; а в III казанской гимназии в пользу «неимущих» учеников была поставлена оперетта «Севильский цирюльник» [4, л.4]. Факты участия воспитанников гимназий в сборах вещей на нужды фронта были отмечены во многих городах империи. Так, гимназисты г.Казани под руководством классного наставника А. М. Магницкого собрали и отправили на фронт праздничные пасхальные подарки [5, л.50]. Туда же вкладывались письма детей солдатам. Отметим, что традиция написания писем была достаточно распространена в этот период. Классная наставница одной из гимназий приводит пример такого письма [6, с.3]: «Дорогой солдатик, защитник Родины, желаю тебе победить врага, а главное Вильгельма…», затем просили написать «Как Вы живете» и желали вернуться с войны здоровыми, а в конце неизменно стояла просьба «Пришлите ответ». Известны случаи, когда ответные письма приходили на адрес школы. В них солдаты благодарили гимназистов за проявленное внимание: «Милые казанцы, мы не можем обойти молчанием о тех радостях и приятных минутах, когда наши герои получили подарки, постараемся поддержать нашу славу, сокрушить ненавистного врага славянства». Известно также, что гимназистки Казанского учебного округа занимались изготовлением белья для раненых [7, с.792]. Естественно, главной целью подобных акций являлось предоставление гимназистам возможности принять косвенное участие в происходящих событиях, «внести вклад в победу».

В условиях I Мировой войны возник объективный недостаток рабочих рук, прежде всего, в сельскохозяйственной сфере. Это повлекло за собой организацию трудовых дружин для сезонной помощи семьям участников военных действий [8, л.60]. Такая деятельность позволяла гимназистам реализовать альтруистические желания, помощь Родине, народу, конкретным семьям не только словами, но и реальными поступками.

Гимназические педагоги, классные наставники констатировали естественное желание воспитанников сохранить память о героях. С этой целью в актовых залах некоторых гимназий возводились мраморные доски с фамилиями участников военных событий; организовывались выставки, посвященные войне [9, с.113]. Подготовка экспозиций способствовала лучшему пониманию и оценке воспитанниками военных и политических событий, позволяла гимназистам принять участие в сохранении памяти об участниках военных действий.

Воспитательная система отечественной гимназии основывалась на тесном сотрудничестве с семьями учеников. Родители также участвовали в сборах вещей, медикаментов для пострадавших от войны районов. Таким образом усиливалась связь семьи и школы, происходило приобщение родителей к делам школы. Классные наставники и сами активно участвовали в различных общественных организациях и объединениях. Так, созданный в годы I Мировой войны «Комитет помощи пострадавшим», в который, кроме классных наставников, входили педагоги, общественные деятели, работники СМИ, врачи, занимался оказанием помощи пострадавшим от войны, обустройством лазаретов, лечением раненых, оказанием продовольственной помощи [10, с.379]. К сфере деятельности комитета относилась также материальная и педагогическая помощь семьям, забота о детях. Комитет оказывал поддержку учителям-беженцам, прибывшим из областей, охваченных военными действиями; семьям педагогов, призванных на войну, и, наконец, самим учителям, лишившимся в связи с войной заработка.

Таким образом, общественно-политические и военные события начала ХХ века создали благоприятную обстановку для нравственного, гражданско-патриотического воспитания гимназистов, определив тем самым приоритетные направления в деятельности классных наставников. Содержание патриотического воспитания, осуществляемого классными наставниками, определялось, с одной стороны, знаниями и фактами о развитии монархии, военных и политических событиях. Эмоционально-чувственный компонент наполнялся характеристиками военных событий, примерами героизма и доблести русских солдат, организацией и проведением воспитательных мероприятий. Важным моментом в патриотическом воспитании являлось участие и наставников, и гимназистов в социально-значимой деятельности (сбор пожертвований, изготовление вещей, подарков для солдат, организация санитарных и трудовых дружин, выставок), что формировало у них готовность к выполнению гражданского долга защиты Родины. Обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классных наставников позволяет констатировать, что патриотическое воспитание в гимназии было направлено на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений; патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому; готовности к выполнению гражданского долга защиты Родины.

В заключение отметим, что, несмотря на успешную в целом постановку воспитательного процесса в гимназии, классные наставники в исследуемый период испытывали ряд трудностей. В периодической печати встречаются свидетельства наставников о чрезвычайно низком уровне дисциплины в гимназии; известно об участии воспитанников в различных кружках и объединениях, увлечения их революционными идеями. На наш взгляд, данные факты свидетельствуют о «неофициальном патриотизме» гимназистов, вступающем в противоречие с существующей воспитательной системой. Кроме того, активное участие самих наставников в различных организациях, общественных движениях, благотворительных фондах отвлекало их от непосредственной воспитательной работы с детьми. Другая трудность была вызвана низкой оплатой труда преподавателей и воспитателей гимназии, следовательно, тяжелым материальным положением наставников, еще более усугубленным военными событиями.

 

Литература:

 

1.                  Национальныйархив Республики Татарстан (НА РТ). Ф.87 I Казанская мужская гимназия, оп.1, д.8004 Об организуемой в Санкт-Петербурге юбилейной художественно-исторической выставке в память 300-летия царствования Дома Романовых. Л.14.

2.                  НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп.1, д.2380 Об актах, вечерах, концертах, спектаклях и прочих развлечениях для учащихся III Казанской мужской гимназии в 1915 г. Л.2.

3.                  Центральныйгосударственный архив Удмуртской Республики. Ф.89 Глазовская мужская гимназия, оп.1, д.17 Протоколы заседаний педагогического совета Глазовской мужской гимназии. Л.6.

4.                  НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп.1, д.2082 О вечерах, балах, праздниках, спектаклях, концертах в III Казанской мужской гимназии. Л.4.

5.                  НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп.1, д.2383 О пожертвованиях на Красный крест III Казанской мужской гимназии. Л.50.

6.                  Отражение войны в жизни детей // Русская школа. — 1915. — № 12. С.3.

7.                  Отклики войны // Вестник образования и воспитания. 1914. Т.1. № 9. С.792.

8.                  НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп.1, д.2431 Об ученических экскурсиях и трудовых дружинах в III Казанской мужской гимназии. Л.60.

9.                  Хроника школьной жизни // Вестник образования и воспитания. 1915. № 1. С.113.

10.              Педагогическая хроника // Воспитание и образование. — 1914. — № 1. С.379.

Основные термины (генерируются автоматически): наставник, Мировая война, патриотическое воспитание, воспитательная деятельность, воспитательная система, гимназия, отечественная гимназия, социально-значимая деятельность, эмоционально-чувственный компонент, Казанский учебный округ.


Похожие статьи

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

Внеклассная работа и ее роль в формировании географических знаний в условиях современной школы

Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы

Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида

Похожие статьи

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

Внеклассная работа и ее роль в формировании географических знаний в условиях современной школы

Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы

Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида

Задать вопрос